Продолжим рассматривать особенности жанра сюнга. Первую часть статьи можно найти здесь.
Изображение половых органов
Проблему определения пола решают сюнга, на которых всё-таки демонстрируются половые органы. Правда, на многих гравюрах они изображены гротескно огромными. Мужчины и женщины изображаются с примерно одинаковой частотой.
Вуайеризм
В жанре сюнга часто изображаются сцены вуайеризма. Большинство из них происходит в помещении или в окружении естественных барьеров, то есть там, где есть места для того, чтобы спрятаться зрителю. Предполагается, что подобные изображения помогают зрителю глубже проникнуться происходящим. Зрители как бы идентифицируют себя с человеком, смотрящим на разворачивающееся действие.
Сюжет и пародия
Хотя сюнга с сюжетом встречаются редко, всё же они существуют. Порой художники изображали или пародировали сцены из популярных историй, таких как «47 ронинов», «Легенда о восьми псах-воинах клана Сатоми» и даже «Повесть о Гэндзи».
Если говорить о связи гравюр и литературы, можно также упомянуть, что повесть Дзиппэнся Икку «На своих двоих по тракту Токайдо» вдохновила знаменитого Хиросигэ на легендарную серию гравюр «53 станции Токайдо». А ведь предисловие книги представляет из себя сборник шуток на тему секса, в том числе и между мужчинами.
Действующие лица
В сюнга изображались не только люди, но и различные японские монстры и ёкаи. Гравюры демонстрировали созданий из фольклора, которые похищали людей для получения сексуального удовольствия.
Тот же Хокусай является автором знаменитой гравюры «Сон жены рыбака», изображающей сексуальный акт женщины с двумя осьминогами. (Кстати, многие считают, что именно с этой гравюры и начался жанр порно с тентаклями ( ͡° ͜ʖ ͡°))
И хотя большинство ранних сюнга изображали добровольный акт, более поздние гравюры стали мрачнее. Изнасилование стало в сюнга чем-то вроде фетиша, и насильниками становились как друзья и родственники, так и грабители и головорезы.
Обычно в сюнга изображались традиционные для Японии сюжеты и простые японские люди. Однако то небольшое количество иностранцев, которое находилось в стране, интересовало некоторых авторов, так что можно найти и гравюры с изображениями датских или голландских путешественников.
Влияние

Оставил ли жанр сюнга какое-то наследие?
Можно сказать и так. Сюнга доказывают, что интерес японцев к эротике — будь то комиксы, мультфильмы или гравюры — явление не новое. Маэда Тосио (часто считающийся праотцом эротической манги) считает, что эротическая манга — современное продолжение важной культурной традиции.
Если посмотреть на особенности современного хентая, можно согласиться с этим мнением. Порнография с тентаклями, демонами, пришельцами и роботами — корни всего этого можно найти в сюнга. Даже фетишизацию молодых девушек и парней можно увидеть там же.
Однако не стоит думать, что влияние сюнга проявляется лишь в подобных крайностях. Важно помнить, что большинство гравюр изображали менее вызывающие темы, такие, как любовь и секс между двумя взрослыми людьми. И эта тема до сих пор популярна в современной эротике.
Возможно, японцы не воспринимали бы так спокойно современную эротику, если бы она не прошла свой долгий путь из эпохи Эдо.
Пошлость? Искусство? А может, и то, и другое?

Как говорится, красота в глазах смотрящего, но время было благосклонно к сюнга. Многие современные люди признают эти гравюры произведением искусства, этому жанру посвящают выставки в известных музеях. Однако на своей родине, в Японии, сюнга до сих пор считаются чем-то непристойным.
Несмотря на свою репутацию одной из самых развращённых стран, когда дело доходит до секса и эротики, японцы на самом деле придерживаются весьма консервативной позиции. Однако так было не всегда. Отношение японцев и японского закона к сексу и наготе во многом сформировали западные табу. С 1872 года правительство стало более строго регулировать и контролировать проституцию, дабы сделать страну более «цивилизованной» с точки зрения западных стран. За этим последовали и законы, запрещающие сюнга.
По всей вероятности, немногие люди эпохи Эдо приобретали сюнга за их художественную ценность. В ту эпоху, когда не было журналов, видео и интернета, сюнга были аналогом современной порнографии. Поэтому понятно, почему японское законодательство считало сюнга непристойными. Однако многие люди считают неэротические гравюры предметом искусства. Справедливо ли настолько по-разному относиться к разным жанрам одного и того же искусства, демонстрирующего разные стороны жизни?
Этот вопрос весьма сложный, однако одно можно сказать с уверенностью — будь то искусство или нет, сюнга являются ценным культурным наследием. Через них многое можно узнать о жизни периода Эдо: от интересов людей и их моральных ценностей до интерьеров спален.
Источник: Tofugu