Что такое сюнга
Термин 春画 сюнга буквально переводится как «весенние картинки», но на самом деле не имеет ничего общего с временами года. Этот термин означает эротические изображения, которые стали популярны в период Эдо (1603—1868). Гравюры весьма разнообразны в своих темах и стилях, а изображаться на них могут как утончённые интимные моменты, так и абсолютно вульгарные сцены.
Хотя сюнга появились ещё в период Хэйан (794—1192), из-за недостаточного развития технологий их производство было сложным и затратным. Поэтому только люди высшего класса могли позволить себе обладать не только сюнга, но и любыми другими предметами искусства.
В период Эдо (1603—1868) появилась техника печати на деревянных блоках, позволившая массово печатать качественные изображения. Художники вырезали изображения на деревянных блоках, которые после покрывали чернилами и прижимали к бумаге, оставляя печать. Технология совершенствовалась, массовое производство изображений сделало их более доступными, дешёвыми и, следовательно, способствовало широкому распространению.

Наверняка вы видели «Большую волну в Канагаве» Кацусики Хокусая, которая является, наверное, одной из самых известных в мире гравюр укиё-э. Однако, что интересно, её автор рисовал не только знаменитые пейзажи, но и эротику. Вообще многие известные художники рисовали и в жанре сюнга, и Хокусай не был исключением.

«Большая волна в Канагаве»
Однако художники искали не славы. Тим Кларк, куратор выставки сюнга в Британском музее, объясняет: «С уверенностью можно сказать, что все в японском обществе, от правящего класса до обычного городского населения, пользовались и наслаждались сюнга». Высокий спрос на эротические принты означал, что сюнга продавались лучше, чем другие гравюры, а художники просто выходили на самый прибыльный рынок.
Редко встречались серии сюнга, чаще это были отдельные иллюстрации, а сюжеты играли в этом жанре не особо большую роль. Огромную популярность они приобрели в Эдо, тогдашней столице.
Для чего использовали сюнга

Почему люди периода Эдо покупали сюнга? Причины были самые разные: от вполне логичных до абсурдных.
Давайте начнём с абсурдного — некоторые обладатели сюнга почему-то верили, что эти эротические картинки приносят удачу. Воины же верили, что они помогают избежать смерти. Говорят, сюнга даже предотвращали пожары. Легковоспламеняемые дома и одновременное использование огня в качестве источника света и отопления — постоянная проблема Японии того времени. Так что в те времена бдительные домовладельцы покупали сюнга, дабы сберечь свой дом от пожара.

Если же говорить о более логичных причинах, то сюнга использовались в качестве учебника по сексуальному воспитанию. Более детальные сюнга даже дарили детям в богатых семьях. Такие образовательные пособия, конечно, были полезны не только для подростков, но и для взрослых.
Однако считается, что основная причина популярности сюнга вполне очевидна — эти гравюры были источником удовольствия. Подобная эротика была предназначена для тех, кто из-за недостатка времени или финансов, а также из-за этической стороны, не мог посещать публичные дома.
Не случайно именно Эдо стал местом, где стала популярна такая гравюра. Законы Токугава в некотором роде помогли популяризировать сюнга у обоих полов. Передвижение по стране было трудным, и пары могли не видеться друг с другом целыми месяцами. Сюнга же стали дешёвой и многократно использовавшейся альтернативой районам красных фонарей и домов удовольствий.
Ключевые элементы
Старая-добрая любовь

Большинство сюнга изображали интимные моменты, полные любви и ласки. Ничего необычного, пошлого или экстремального — просто нежный физический контакт между партнёрами, приносящий удовольствие.
Неожиданная мода

Как ни странно, многие люди, изображённые на сюнга, одеты. В те времена костюм был способом демонстрации богатства и способом привлечения внимания, в том числе и в плане секса. Прекрасные шелка и роскошная одежда гейш, к примеру, привлекали восхищённые взгляды мужчин. Частично оголённые тела казались более привлекательными и провокационными, нежели обнажённые полностью. Именно поэтому на большинстве сюнга люди изображены именно таким образом.
Гомоэротика

Гетеросексуальные пары в сюнга были нормой, но не правилом. В период Эдо отношения не делились на гетеросексуальные и гомосексуальные, они были просто проявлением чувств.
Более того, 男色 нансёку, или мужская любовь, оставалась прочной частью японского общества. В Японии принимались гомоэротические темы, которые на Западе в то время могли отвергаться как аморальные.
Гендерная интрига

Как ни странно, в сюнга трудно понять пол изображённых людей, поскольку изображены они практически одинаково, за исключением, конечно же, гениталий. Ещё труднее порой понять, где чьё тело вообще — настолько тесно тела любовников переплетаются друг с другом.
Мода тоже не добавляла ясности, ведь оба пола носили кимоно. Одежда скрывала и очертания тел, позволившие бы сделать хоть какие-то выводы. На сюнга также изображались переодетые актёры и проститутки. Многие западные люди, например, часто принимают привлекательных юношей за девушек. Юноши-актёры в театрах играли женские роли, а вне сцены, продавая себя, также надевали женскую одежду. Так что гендерная идентификация в сюнга — дело непростое, если вообще возможное.
Помимо этих ключевых элементов, у сюнга есть ещё целый ряд особенностей, о которых вы сможете прочитать во второй части статьи :з
Источник: Tofugu