Яндекс Метрика

Традиционные японские забавы

История японских традиционных игр и игрушек очень разнообразна. Какие-то обычаи пришли из Китая, какие-то – зародились непосредственно в Японии. Одни детские игрушки даже превратились в предметы искусства, а другие стали популярны во всём мире!

Кэндама

Эта игрушка состоит из двух частей: деревянной ручки и прикреплённого к ней за верёвку шарика. Ручка по форме похожа на молоточек с углублениями в виде чаш с обеих сторон и заострённой вершиной. У мячика же есть отверстие, с помощью которого его можно держать на заострённой верхушке. Собственно, название игрушки отлично отображает её форму: слово кэндама состоит из двух иероглифов – «меч» и «мяч».

Основное преимущество кэндамы – в её универсальности. Главная цель – сделать так, чтобы мяч попал в чаши или на заострённую верхушку, но вариантов игры может быть целое множество. Можно по-разному держать ручку, а можно даже делать различные трюки.

Трюки с кэндамой

По всему миру существовали разные версии похожих игр, например, французская игрушка бильбоке. Неизвестно точно, как в Японии появилась кэндама: может, похожую игрушку завезли из других стран, может, кто-то сделал её по чужим рассказам, а может, она появилась в Японии сама по себе. Возможно, бильбоке и кэндама действительно связаны, но нет никаких сведений о том, что игрушку завезли из Франции. Впервые слово кэндама появилось в письменных источниках в 1830 году, а его изображение появилось ещё раньше – в 1809 году.

Считается, что сначала с кэндамой играли взрослые, например, использовали её в играх, связанных с выпивкой. А позже, в эпоху Мэйдзи (1868–1912 гг.), кэндама стала широко популярна среди детей: игры с ней помогают развить концентрацию и ловкость. 

На сегодняшний день кэндама в Японии считается чуть ли не отдельным видом спорта. Существует Ассоциация кэндамы, которая присваивает игрокам уровень мастерства, как в боевых искусствах. А национальные турниры по кэндаме проводятся как в Японии, так и по всему миру. 

Ханэцуки 

Игра ханэцуки, в которую принято играть на Новый год, напоминает бадминтон: двое игроков, вооружённых деревянными дощечками, перекидывают воланчик из перьев. Цель игры – удерживать воланчик в воздухе как можно дольше, а тот игрок, который позволит воланчику упасть, проигрывает. Можно играть и в одиночку, и тогда целью становится отбить воланчик как можно большее количество раз.

Новогодняя игра в ханэцуки в храме Мито Хатиман-гу

Дощечки для игры называются хагоита. Зачастую у них очень красивый дизайн, и их могут продавать даже просто в качестве сувенира. Например, в эпоху Эдо (1603–1868 гг.) хагоиту было принято дарить семьям, в которых росли девочки.

Рынок с хагоита в храме Сэнсо-дзи
Хагоита в Genshin Impact

Дарума отоси

Дарума – это традиционная японская кукла, изображающая основателя дзэн-буддизма. В этой игре выстраивается стопка разноцветных круглых блоков, а сверху располагается фигурка дарумы. Цель игры – с помощью маленького молоточка выбить блоки так, чтобы дарума не упал. Можно сказать, это японский вариант дженги. 

Такоагэ 

Запуск воздушного змея – одна из самых древних и распространённых в мире традиционных забав. Первые описания воздушных змеев в Японии датируются серединой эпохи Хэйан (794–1185 гг.). Запуск змеев был очень популярен во всей Японии и в эпоху Эдо (1603–1868 гг.), причём настолько, что резиденции самураев в столице каждый год тратили крупные суммы на ремонт крыш, повреждённых во время запусков. 

Художник Утагава Ёситора

Популярность воздушных змеев приводила к несчастным случаям вплоть до XX века: например, в 1970-х энергетические компании даже крутили по телевидению рекламу, в которой призывали людей запускать змеев в местах, где нет линий электропередач. А в каких-то районах и вовсе запрещали запуски, потому что змеи падали на сельскохозяйственные поля. 

Интересно, что по-японски воздушный змей называется «тако», что переводится как «осьминог». В некоторых регионах он также известен как «хата», от слова «флаг, знамя», или «ика» – в переводе «кальмар». 

Со временем эта забава стала более детской, и сейчас змеев запускают в основном во время традиционных фестивалей и на Новый год.

Мэнко

Несмотря на то, что в Японии традиционных карточных игр много, мэнко – пожалуй, самая лёгкая из них, а потому и популярная у детей. Для игры помимо самих карт понадобится только твёрдая поверхность. Первый игрок кладёт свою карту, а второй бросает свою поверх. Цель хода – перевернуть карту противника с помощью броска. Если у игрока получается перевернуть карту противника, он берёт обе карты себе. Победителем становится тот, у кого остаётся больше всего карт в конце игры. Напоминает сотки (они же кэпсы), которые были популярны в России нулевых 🙂

В начале видео можно посмотреть, как школьники играть в мэнко

Игра мэнко возникла в период Эдо (1603–1868 гг.). Сами карты, как и сотки, украшают самыми разными дизайнами: от ниндзя и самураев до известных личностей и аниме-персонажей.

Карты для мэнко

Такэтомбо

Слово такэтомбо с японского переводится как «бамбуковая стрекоза». Это небольшая палочка с лопастями сверху. Играют с ней так: крутят её между ладоней, а после отпускают, отчего она взлетает.

Эти игрушки появились в древнем Китае, о них упоминается в письменных источниках IV–V веков. Оттуда они попали в Японию, а в XV веке – даже в Европу. Некоторые исследователи считают, что эти игрушки можно назвать предками современных вертолётов.

Кома

Кома – японский волчок. Известно, что японцы играли с ним уже в эпоху Хэйан (794–1185 гг.). Существуют разные виды волчков, особенно популярен бэйгома – волчок с верёвкой, который раскручивают резким движением запястья. Бэйгома был очень популярен у детей эпохи Тайсё (1912–1926 гг.).

Дети играют с бэйгомой, 1914 год

Именно игру с бэйгомой в 2000 году заложил в основу своей манги «Бейблэйд» мангака Аоки Такао. Благодаря этой франшизе и активному запуску игрушек по ней с этой традиционной японской игрой познакомились дети со всего мира.

Более популярная сейчас линия Бейблэйд Бёрст принадлежит к той же франшизе

Красочные волчки Бейблэйд Бёрст для детей

Тэмари

Эти мячи или шары, украшенные яркой вышивкой, как и многое другое, пришли в Японию из Китая. С ними часто играли девушки и женщины, как на улице, так и в помещениях. С течением времени тэмари постепенно из игрушки превратились в предмет традиционного искусства и сейчас считаются частью народного промысла.

 

Девушки играют с тэмари, художник Мидзуно Тосиката

Лия
Исполнительный редактор (ノ◕ヮ◕)ノ*:・゚✧
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту