Японский фотограф Херби Ямагути (настоящее имя Ямагути Ёсинори) разменял уже седьмой десяток, но его талант к фотографии ничуть не поблёк. Благодаря этому таланту он получил множество престижных наград, стал постоянным гостем на радио и телевидении. Как и в молодости, он продолжает фотографировать самых разных людей, запечатляя на своих чёрно-белых фотографиях самое лучшее, что есть в человеке.
Снимки надежды
«Я хочу запечатлеть человеческую надежду», — фраза, которая стала девизом для Ямагути ещё со школы, когда он начал заниматься фотографией в фотокружке после уроков. Поскольку у Ямагути было слабое здоровье из-за последствий туберкулёза, перенесённого в раннем детстве, в школе он не мог принимать участие в большинстве спортивных мероприятий. Занятие фотографией стало его единственной опорой в тёмный период жизни, когда он подвергался травле со стороны своих сверстников.
Ямагути до сих пор хорошо помнит, как понял, какие фотографии он хочет делать: фотографии людей в моменты прилива чувств и неравнодушия к другим людям. Этим поворотным моментом стала обыденная сцена из местного парка, где девочки играли с мячом.
«Когда я делал фотографии, в мою сторону полетел мяч и практически ударил меня. Одна из девочек посмотрела на меня: её взгляд был таким нежным и неравнодушным. Я так и не сделал фото. Мне пришлось уклониться от меча. Когда я был в безопасности, эти чувства в её глазах погасли. Это был первый раз, когда кто-то из окружающих смотрел на меня так нежно и тепло», — вспоминает Ямагути. Он утверждает, что на тот момент никто, кроме его родителей, не смотрел на него так по-доброму за все 20 лет его жизни.
«Если бы я мог отразить на фотографии доброту её глаз, это изображение сделало бы всех на этой планете счастливыми», — говорит Ямагути. С тех пор он старается поймать подобные моменты нежности с помощью своей фотокамеры.
Несколько лет спустя ему удалось сфотографировать другую пару добрых глаз (на этот раз в лондонском метро), и этот случай изменил его жизнь как фотографа. Героем той фотографии стал Джо Страммер — солист панк-группы The Clash.
«Я сомневался, стоит ли подойти, поскольку не хотел вторгаться в личное пространство», — говорит Ямагути. Тем не менее он набрался смелости и попросил разрешение сделать фото, и Страммер согласился. «Я был для него незнакомым человеком, но он смотрел на меня такими нежными глазами. Он выглядел совсем не как на сцене», — вспоминает фотограф.
Фото получилось поистине выдающимся. Если вы изучите другие фотографии группы The Clash, то не найдёте другой снимок Страммера, которая источала бы такую же мягкость. Перед тем как сойти с метропоезда, Страммер сказал Ямагути несколько слов, которые помогли ему дойти до дня сегодняшнего: «Делай любые фотографии, которые захочешь. Это по-панковски».
Ямагути воспринял это так, что нужно идти по жизни без компромиссов, избегая при этом неприятностей. Он считает, что панк-движение было неправильно понято и что, на самом деле, в его сути — человеческое достоинство и честность к самому себе.
В погоне за мечтой
Ямагути переехал в Лондон в 1973 году. У него не было плана, и он не знал английского языка, но его держала на плаву любовь к британской музыке и мечта стать профессиональным фотографом. Как известно, судьба благоволит храбрецам, а потому Ямагути получил работу актёра, даже несмотря на то, что никогда не выходил на сцену. Чтобы прокормить себя, он присоединился к японской театральной труппе в Лондоне под названием Red Buddha и делал фотографии при любой возможности. В ретроспективе можно сказать, что бедность стала фактором, подтолкнувшим его взаимодействовать с людьми, поскольку ему приходилось делить с ними своё жилище.
«Я жил на одном этаже с пятью или шестью людьми. Одним из них был парень, который спустя шесть месяцев стал Боем Джорджем из группы Culture Club», — говорит Ямагути.
Хотя Ямагути и фотографировал много знаменитых людей, он никогда активно не гонялся за звёздами. Скорее, он гнался за мечтой стать фотографом, деля свою жизнь, кров и город с людьми его же возраста, которые также шли за своими мечтами. Фотографии этих восходящих звёзд, сделанные Ямагути, в отличие от снимков папарацци, наполнены беззаботной подлинностью, дружелюбием и свободой.
Он также сфотографировал принцессу Диану, когда она ещё не стала знаменитой. Тогда Ямагути не знал, кем она была. Друг фотографа просто сказал, что девушка выглядела как кто-то важный и убедил его сделать фото — так, на всякий случай. В то время Диана Спенсер даже не была помолвлена с принцем Чарльзом. «Спустя несколько месяцев стало известно о помолвке, и тогда к ней стало уже не подойти», — говорит Ямагути. На фото, которое он тогда снял, изображено застывшее мгновение перед тем, как жизнь Дианы изменилась.
Порой кажется, что у Ямагути есть сверхспособности, поскольку те, кто оказываются запечатлены на его фотографиях, в скором времени удивительным образом обретают славу. При том этот феномен имел место не только в Лондоне, когда он общался с талантливыми, целеустремлёнными людьми в период своего расцвета. Фотограф рассказал две истории, которые произошли в Токио, а их героями стали совершенно незнакомые ему люди.
В первой истории Ямагути ехал в одном поезде с пианисткой. Она не знала, кем был Ямагути, но после некоторых сомнений согласилась на фото. После публикации фотографии в твиттере девушка не только стала популярной, но и в течение года завоевала третье место на международном конкурсе пианистов в Швейцарии.
Героем второй истории стал таксист среднего возраста с необычной причёской в виде хохолка на практически полностью бритой голове. Ямагути, сидевший на заднем сидении автомобиля, не мог сдержать любопытства по отношению к своему водителю. Он быстро выяснил, что водитель на протяжении последних 30 лет был членом панк-группы, а ещё тот лелеял, как ему казалось, неисполнимую мечту — сыграть в Ниппон Будокане — культовой многофункциональной арене в Токио.
Ямагути сделал портрет мужчины, а затем рассказал о встрече с таксистом-панком на радио, чем привлёк внимание к группе таксиста. Они сыграли в Будокане через 6 месяцев. Возможно, магия этого фотографа всего лишь заключается в том, что он помогает людям, поддерживает их и мечтает вместе с ними.
Сердце за объективом
Ямагути создаёт особенную связь с теми, кого он фотографирует, хотя и не может объяснить, как именно. Он просто чувствует, как его сердце охватывает волнение, когда он видит человека в мгновение, которое он хочет запечатлеть. «И если человек оказывается достаточно восприимчивыми, он может уловить мои эмоции и согласиться на фотографию. Мне кажется, что иногда люди смотрят скорее на меня, чем в мою камеру», — говорит Ямагути. Он ценит их доброту и верит, что люди чувствуют это.
Ямагути рассказал трогательную историю о фотографии композитора Сакамото Рюити, которую он сделал во время его последнего публичного появления перед смертью в марте 2023 года. Ямагути фотографировал Сакамото и раньше, но в тот раз он почувствовал, что ему нужно последовать с Сакамото за сцену и выйти на улицу к ожидавшему музыканта такси. На последней фотографии Сакамото видны лишь его пальцы, хватающиеся за дверную раму в момент, когда тот выходил из здания.
«Его рука находилась там всего лишь две секунды. Он знал, что у него был рак, и я почувствовал, что он хочет, чтобы я сделал фото. Я как бы почувствовал его голос, который говорил: “Это последнее моё мгновение, расскажи людям в будущем, каким я был”», — вспоминает Ямагути.
Ямагути вспоминает похожую фотографию, на которой он запечатлел руки семьи, воссоединившейся после Великого восточно-японского землетрясения и цунами. Ещё раз доказывая, что его сердце и камера способны уловить чувства в любых обстоятельствах, во время пандемии он опубликовал специальный фотоальбом. В нём были только фотографии лиц в масках, которые ярко показывают, как люди могут выражать эмоции лишь через глаза и жесты.
У нас всё будет хорошо
Ямагути никогда не прекращал делать фотографии. «Я фотографирую каждый день и ношу камеру с собой абсолютно везде. Разве что кроме ванны!» — утверждает он. Фотограф сравнивает ощущения от того, что он держит свою камеру фирмы Leica, с тем, как держишь руку любимого человека.
Полвека творчества Ямагути стали вдохновением для выставки «We will be alright! Как-нибудь справимся.» (2023 год), на которой были представлены фотографии людей, разделённых разными странами и эпохами. В них он показал универсальный язык любви: как люди целуются, держатся за руки, заботятся о детях, болтают с друзьями, — всё одно и то же вне зависимости от того, Лондон ли это 1970-х годов или Токио 2010-х.
«Люди делают одно и то же — любят друг друга. Поэтому давайте будем честными, и с нами всё будет хорошо. И улыбайтесь побольше. Я думаю, в особенности японцам следует улыбаться чаще. Хороший сон, хорошая еда, разминка и улыбка — самые важные вещи», — считает Ямагути.
Ищите хорошее в плохом — так рекомендует Ямагути. Фотограф размышляет над тем, что если бы он не болел в детстве, он бы не сделал все свои фотографии. Если бы он не был в нужде и не делил кров с другими людьми в юности, у него бы не было возможности встретить тех людей, которых он сфотографировал.
Ямагути признаёт, что сейчас фотографирование на улице стало более сложным делом и что люди менее охотно соглашаются позировать незнакомцу. Однако Ямагути верит, что улыбка и чистое сердца всё ещё могут помочь достичь очень многого. «Если мы избегаем камер, то можем потерять шанс в жизни», — говорит Ямагути, намекая на свою суперсилу менять жизнь тех, кого он фотографирует.
«Может быть, бог фотографии дал мне особую силу стать фотографом», — размышляет он. Может быть, так оно и есть. А возможно (и более вероятно), всё дело лишь в его сердце, которое радостно бьётся от встреч с людьми.
Источник: Photographer Herbie Yamaguchi Has a Message for You: Stay Punk!











