Инкрустация металлом кага-дзоган — это ремесло, которое когда-то процветало в провинции Кага (сейчас это часть префектуры Исикава). Металлическая инкрустация подразумевает вставку ультратонких кусочков мягкого металла в углубления, вырезанные в более твёрдой основе. Мастер кага-дзоган Накагава Мамору (родился в 1947 году) оттачивал своё искусство на протяжении почти полувека, используя опыт промышленного дизайна для объединения традиционного ремесла с современной эстетикой.
Истоки мастерства
Накагава-сэнсэй, разменявший уже седьмой десяток, говорит, что в детстве он был настоящим Томом Сойером, поскольку был постоянно занят постройкой крепостей на деревьях и созданием летающих игрушек. Промышленный дизайн стал для Накагавы естественным выбором сферы деятельности. После завершения обучения в Университете изобразительных искусств Канадзавы, прошедшего под руководством иконы современного дизайна Янаги Сори и основателя премии Good Design Awards Хирано Такуо, Накагава устроился в компанию Matsushita Electric Works (ныне Panasonic) в Осаке на позицию продакт-девелопера. Проекты, которые он создавал во время учёбы и работы в компании (например, очень популярный фен и эскизы электробритв), демонстрируют идеальную выверенность линий, свойственную и для его работ по металлу.
Знакомство с ремеслом
«Я бы остался в Matsushita, если бы у меня, как у старшего сына, не было обязательств перед семьёй», — говорит Накагава. Из-за болезни матери он был вынужден вернуться в свой родной город Канадзава в возрасте 26 лет, но, несмотря на это, продолжил заниматься дизайном. Он работал в Институте промышленных исследований Исикавы, где экспериментировал с материалами и консультировал мастеров традиционных ремёсел по вопросу того, как создавать предметы, которые вписались бы в современный рынок. «Творческий процесс одинаков в ремесле и промышленном дизайне», — подчёркивает он, указывая на то, что и там, и там форма должна следовать за функциями на благо потребителя. «Ремесло, — продолжает он. — Это союз искусства и техники».
Граница между искусством, ремеслом и дизайном сама по себе тонка, но в Японии этот вопрос представляется ещё более сложным. Здесь ремесленные традиции предшествовали навязанной в период Мэйдзи (1868—1912 гг.) западной иерархической идеи разделения искусства на изящное и прикладное. Однажды внимание Накагавы привлекла выставка изделий в технике кага-дзоган, созданных в свою золотую эпоху — ещё до Мэйдзи. Увидев стремена для самурайских коней XVII века, он настолько был поражён их красотой, что твёрдо решил осваивать и продвигать искусство инкрустации.
Накагава стал последним подмастерьем Такахаси Кайсю (1905—2004 гг.) — выдающегося мастера кага-дзоган, чьи изящные работы отражают вкусы периода Мэйдзи. Именно он сподвиг Накагаву на оригинальность и инновации в его собственных дизайнах. Он всегда говорил ученику, чтобы тот в своих работах «делал хайкара (высокий воротник)», отсылая тем самым к стремительно меняющейся моде в Японии эпохи модернизации. Как и Такахаси, Накагава иногда прибегает к традиционным японским мотивам, но его работы всё же демонстрируют более «обтекаемый» стиль, в котором порой можно увидеть намёки на ар-деко.
Наследие изящества
Канадзава известна на всю Японию богатыми ремесленными традициями. Помимо инкрустации металлом, здешние мастера издревле занимались созданием лакированных изделий в стилях вадзима и яманака и фарфора кутани, а также росписью шёлка кага-юдзэн. В период Эдо провинция Кага была невероятно богатой и оттого даже казалась потенциальной угрозой для сёгуната. Кага же, отчасти для того, чтобы развеять подозрения сёгунов, направила свои огромные ресурсы на культурное, а не военное развитие.
В целом техника инкрустации кага-дзоган очень похожа на технику, процветавшую в греческой Анатолии около 5000 лет назад, но в Японии она была усовершенствована с упором на использование сплавов для большего разнообразия цветов. Для создания базовых изделий, вдохновлённых формами из повседневной жизни Накагава предпочитает туманно-серебряную смесь меди и серебра, известную как сибуити. Его впечатляющие навыки позволяют ему практиковать сложное искусство многослойного касанэ-дзоган, которое требует чрезвычайной точности и продвинутого понимания реакций металлов.
Ваза «Заря в северном лесу» хорошо иллюстрирует стиль и творческий процесс мастера. Сперва Накагава зарисовал утренний пейзаж, характерный для Северной Европы, а затем перевёл это изображение в металл, вырезав рисунок на вазе из сибуити с помощью самодельных долот. Затем он тщательно вставил и вбил в прорези кусочки золота, серебра, меди и легированных металлов, составив таким образом сцену из линий и треугольников, изображающих деревья и их отражение в воде. Наконец, вазу опустили в химический раствор для патинирования и отполировали с помощью тёртого редиса дайкона. Конкретно эту работу Накагава подарил компании Panasonic, но другие его произведения можно увидеть на выставках в таких музеях, как Метрополитен и Британский музей. По предложению куратора Британского музея Накагава создал вазу «Клетки и шашки», сочетая шотландский и японский традиционные орнаменты из клеток.
Размышляя о дизайне в период послевоенного «экономического чуда» в Японии, Накагава сетует на снижение энтузиазма в отношении традиционных ремёсел. «Сейчас редко можно услышать о применении народных ремёсел в промышленном дизайне, но я бы хотел, чтобы традиционные японские техники использовались чаще. На мой взгляд, именно в этом и заключается настоящая “Cool Japan”», — говорит Накагава.
Взгляд в будущее
Накагава активно воспитывает следующее поколение мастеров и распространяет знание об инкрустации кага-дзоган, путешествуя по миру, преподавая и занимаясь исследованиями. Например, его работы, а также работы творцов, идущих по его стопам, можно было увидеть на 20-й юбилейной выставке Музея искусств Panasonic Shiodome в Токио, которая прошла в 2023 году. Среди коллег мастера также числится Татэхана Норитака, наиболее известный по туфлям без каблуков, которые носила Леди Гага. Вместе они создали две новые пары туфель для выставки: Накагава изготовил металлические элементы, напоминающие шпоры и располагающиеся на месте каблуков, а Татэхана — кожаную часть обуви, покрытую рельефным узором. Татэхана подмечает: «Редко когда живое национальное достояние готово сотрудничать с молодыми творцами, но традиционные ремесла придут в упадок, если их рассматривать только как культурное достояние, которое нужно сохранить. Взгляд господина Накагавы всегда устремлён в будущее, но в то же время он размышляет о прошлом».
Присвоение Накагаве статуса живого национального достояния в 2004 году является признанием не только его мастерства, но и вклада в развитие практики кага-дзоган. Воспринимая эту награду как призыв продолжать развивать своё искусство, он воплощает в жизнь принцип, в который верит: традиция продолжает жить благодаря поиску нового.











