Яндекс Метрика

Накагава Мамору: инкрустируя современность традицией

Инкрустация металлом кага-дзоган — это ремесло, которое когда-то процветало в провинции Кага (сейчас это часть префектуры Исикава). Металлическая инкрустация подразумевает вставку ультратонких кусочков мягкого металла в углубления, вырезанные в более твёрдой основе. Мастер кага-дзоган Накагава Мамору (родился в 1947 году) оттачивал своё искусство на протяжении почти полувека, используя опыт промышленного дизайна для объединения традиционного ремесла с современной эстетикой. 

Истоки мастерства

Накагава-сэнсэй, разменявший уже седьмой десяток, говорит, что в детстве он был настоящим Томом Сойером, поскольку был постоянно занят постройкой крепостей на деревьях и созданием летающих игрушек. Промышленный дизайн стал для Накагавы естественным выбором сферы деятельности. После завершения обучения в Университете изобразительных искусств Канадзавы, прошедшего под руководством иконы современного дизайна Янаги Сори и основателя премии Good Design Awards Хирано Такуо, Накагава устроился в компанию Matsushita Electric Works (ныне Panasonic) в Осаке на позицию продакт-девелопера. Проекты, которые он создавал во время учёбы и работы в компании (например, очень популярный фен и эскизы электробритв), демонстрируют идеальную выверенность линий, свойственную и для его работ по металлу.

Дизайн бритвы, 1970-е годы
Фен для волос Crew EH623, 1974 год

Знакомство с ремеслом

«Я бы остался в Matsushita, если бы у меня, как у старшего сына, не было обязательств перед семьёй», — говорит Накагава. Из-за болезни матери он был вынужден вернуться в свой родной город Канадзава в возрасте 26 лет, но, несмотря на это, продолжил заниматься дизайном. Он работал в Институте промышленных исследований Исикавы, где экспериментировал с материалами и консультировал мастеров традиционных ремёсел по вопросу того, как создавать предметы, которые вписались бы в современный рынок. «Творческий процесс одинаков в ремесле и промышленном  дизайне», — подчёркивает он, указывая на то, что и там, и там форма должна следовать за функциями на благо потребителя. «Ремесло, — продолжает он. — Это союз искусства и техники». 

Граница между искусством, ремеслом и дизайном сама по себе тонка, но в Японии этот вопрос представляется ещё более сложным. Здесь ремесленные традиции предшествовали навязанной в период Мэйдзи (1868—1912 гг.) западной иерархической идеи разделения искусства на изящное и прикладное. Однажды внимание Накагавы привлекла выставка изделий в технике кага-дзоган, созданных в свою золотую эпоху — ещё до Мэйдзи. Увидев стремена для самурайских коней XVII века, он настолько был поражён их красотой, что твёрдо решил осваивать и продвигать искусство инкрустации.

Стремена с цветочным узором, оформленным в технике кага-дзоган, Мурасава Куники, середина периода Эдо (1603—1868 гг.)
Стремена с узором саягата и цветами сливы, Киёмицу, середина периода Эдо
Стремена с хризантемовым узором, Мурасава Масанага, конец периода Эдо

Накагава стал последним подмастерьем Такахаси Кайсю (1905—2004 гг.) — выдающегося мастера кага-дзоган, чьи изящные работы отражают вкусы периода Мэйдзи. Именно он сподвиг Накагаву на оригинальность и инновации в его собственных дизайнах. Он всегда говорил ученику, чтобы тот в своих работах «делал хайкара (высокий воротник)», отсылая тем самым к стремительно меняющейся моде в Японии эпохи модернизации. Как и Такахаси, Накагава иногда прибегает к традиционным японским мотивам, но его работы всё же демонстрируют более «обтекаемый» стиль, в котором порой можно увидеть намёки на ар-деко.

Курильница в виде утки мандаринки, Такахаси Кайсю, 1936 год
Кролик, Такахаси Кайсю, примерно 1950 год

Наследие изящества

Канадзава известна на всю Японию богатыми ремесленными традициями. Помимо инкрустации металлом, здешние мастера издревле занимались созданием лакированных изделий в стилях вадзима и яманака и фарфора кутани, а также росписью шёлка кага-юдзэн. В период Эдо провинция Кага была невероятно богатой и оттого даже казалась потенциальной угрозой для сёгуната. Кага же, отчасти для того, чтобы развеять подозрения сёгунов, направила свои огромные ресурсы на культурное, а не военное развитие. 

В целом техника инкрустации кага-дзоган очень похожа на технику, процветавшую в греческой Анатолии около 5000 лет назад, но в Японии она была усовершенствована с упором на использование сплавов для большего разнообразия цветов. Для создания базовых изделий, вдохновлённых формами из повседневной жизни Накагава предпочитает туманно-серебряную смесь меди и серебра, известную как сибуити. Его впечатляющие навыки позволяют ему практиковать сложное искусство многослойного касанэ-дзоган, которое требует чрезвычайной точности и продвинутого понимания реакций металлов. 

Ваза «Заря в северном лесу» хорошо иллюстрирует стиль и творческий процесс мастера. Сперва Накагава зарисовал утренний пейзаж, характерный для Северной Европы, а затем перевёл это изображение в металл, вырезав рисунок на вазе из сибуити с помощью самодельных долот. Затем он тщательно вставил и вбил в прорези кусочки золота, серебра, меди и легированных металлов, составив таким образом сцену из линий и треугольников, изображающих деревья и их отражение в воде. Наконец, вазу опустили в химический раствор для патинирования и отполировали с помощью тёртого редиса дайкона. Конкретно эту работу Накагава подарил компании Panasonic, но другие его произведения можно увидеть на выставках в таких музеях, как Метрополитен и Британский музей. По предложению куратора Британского музея Накагава создал вазу «Клетки и шашки», сочетая шотландский и японский традиционные орнаменты из клеток.

Ваза «Заря в северном лесу», 2016 год
Ваза «Клетки и шашки», 2017 год
Ваза «Течение», 2017 год

Размышляя о дизайне в период послевоенного «экономического чуда» в Японии, Накагава сетует на снижение энтузиазма в отношении традиционных ремёсел. «Сейчас редко можно услышать о применении народных ремёсел в промышленном дизайне, но я бы хотел, чтобы традиционные японские техники использовались чаще. На мой взгляд, именно в этом и заключается настоящая “Cool Japan”», — говорит Накагава.

Ваза «Утренняя заря», 2011 год
Курильница в форме павлина, 2017 год
Ваза «Роща», 2019 год
Курильница «Клетки», 2019 год

Взгляд в будущее

Накагава активно воспитывает следующее поколение мастеров и распространяет знание об инкрустации кага-дзоган, путешествуя по миру, преподавая и занимаясь исследованиями. Например, его работы, а также работы творцов, идущих по его стопам, можно было увидеть на 20-й юбилейной выставке Музея искусств Panasonic Shiodome в Токио, которая прошла в 2023 году. Среди коллег мастера также числится Татэхана Норитака, наиболее известный по туфлям без каблуков, которые носила Леди Гага. Вместе они создали две новые пары туфель для выставки: Накагава изготовил металлические элементы, напоминающие шпоры и располагающиеся на месте каблуков, а Татэхана — кожаную часть обуви, покрытую рельефным узором. Татэхана подмечает: «Редко когда живое национальное достояние готово сотрудничать с молодыми творцами, но традиционные ремесла придут в упадок, если их рассматривать только как культурное достояние, которое нужно сохранить. Взгляд господина Накагавы всегда устремлён в будущее, но в то же время он размышляет о прошлом».

Туфли без каблука Downtown I, Накагава Мамору и Татэхана Норитака, 2022 год
Туфли без каблука «Игра с волнами», Накагава Мамору и Татэхана Норитака, 2022 год

Присвоение Накагаве статуса живого национального достояния в 2004 году является признанием не только его мастерства, но и вклада в развитие практики кага-дзоган. Воспринимая эту награду как призыв продолжать развивать своё искусство, он воплощает в жизнь принцип, в который верит: традиция продолжает жить благодаря поиску нового.

 

Источник: Mamoru Nakagawa: Metalworker, Artist, Alchemist

Егор Задорожный
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту