Кага-юдзэн: традиционная техника росписи по ткани в Канадзаве

Вики Л. Бэйер (Vicki L. Beyer), редактор онлайн-журнала Savvy Tokyo, попробовала себя в качестве художника по ткани в Канадзаве. В этой статье вы прочтёте о её впечатлениях, подкреплённых красивыми фото работы в процессе!

В лобби станции Канадзава линии синкансэн двери туалетов украшают два чудесных произведения искусства: голубое изображение (мужской туалет) и красное (женский). В спешке попасть внутрь вы скорее всего обратите внимание только на цвет, а рисунок не заметите. А зря. Ведь эти две панели, каждая размером с татами (примерно 1,6 кв.м.) – пример работ в технике кага-юдзэн, ручной росписи по шёлку, которой знаменита Канадзава. Они были созданы рукой Маида Кэндзи, одного из известнейших ремесленников этой техники, заключены в оболочку из двух толстых листов стекла и в 2015 году установлены на станции.

Кага-юдзэн на станции Канадзава украшает входы в туалеты.

Вы могли подумать, что странно использовать такое чудесное искусство для чего-то столь прозаического, как вход в туалет? Однако где же ещё одно из самых замечательных местных ремёсел будет постоянно на виду, как не в месте, которым пользуются все? Давайте признаем, Япония внимательно относится к приданию красоты даже обыденным вещам.

Традиционное окрашивание шёлка

Все традиционные японские наряды красивы, и украшенные этой росписью шёлковые кимоно и другая одежда не исключение. Техники росписи в наши дни используют и знаменитые дизайнеры одежды, например, Кацура Юми. Их применяют и для создания одежды в западном стиле, поэтому в современной Японии их популярность не уменьшается.

Художник за работой.

Роспись кага-юдзэн появилась пять столетий назад в окрестностях Канадзавы. Она включает в себя шелкографию (трафаретную печать) и, что более распространено, ручную роспись ткани замысловатыми узорами, часто изображающими цветы, птиц и пейзажи. Это сложный и долгий процесс, но в результате получаются невероятно элегантные, уникальные вещи.

Личный опыт

Не так давно у меня появилась возможность посетить студию Маида в Канадзаве, узнать больше о кага-юдзэн и попробовать расписать что-нибудь самостоятельно.

Пытаюсь красить, не заходя за линии.

Нас встретил Маида-младший. Он терпеливо рассказал историю появления кага-юдзэн. Это искусство поддерживали даймё XV века. В то время этот регион ещё назывался Кага. Из-за поддержки даймё кага-юдзэн больше искусство самураев, нежели императорского двора. Когда-то в Канадзаве было целых 150 домов, занимающихся этой росписью. В наши дни их значительно меньше.

Затем господин Маида показал, что сначала эскизы для росписи рисуются на бумаге, чтобы верно изобразить все детали. Потом их переносят на шёлк, и линии наносят специальным клеем на основе риса для моти (нори). Его заливают в конус, похожий на кондитерский мешок.

Начало долгого процесса: перенос эскиза с бумаги на шёлк.

Благодаря контуру из нори потом при закрашивании рисунка краска не затекает за границы. Сам процесс похож на батик.

Добавление клея-нори в конус.

Все краски натуральные, создаются из растений и других природных веществ. В кага-юдзэн используются пять основных цветов: красный, желтый, индиго, зелёный и пурпурный. Некоторые красители – например, пурпурный — получить тяжелее других, поэтому они и ценнее.

Краски кага-юдзэн.

Для росписи кимоно сначала собирают наряд, а потом уже готовят эскиз рисунка. Основной принцип заключается в том, что кимоно кага-юдзэн может на специальной вешалке и само по себе выступать произведением искусства, разделяя комнату, в качестве ширмы и т.д.

Готовое кимоно, расписанное в технике кага-юдзэн – настоящее произведение искусства!

После выбора дизайна, детали кимоно отделяют, чтобы нанести рисунок так, чтобы при повторной сборке получился тот же самый узор. На одно кимоно уходит целый отрез шёлка, примерно 10 метров длиной и 35,5 сантиметров шириной, поэтому обычно отрез красят сразу весь. Для удобства при работе его натягивают на бамбуковый каркас.

Когда рисунок с помощью нори уже нанесён на ткань, изнанку покрывают соевой пастой, чтобы избежать деформации. Дальше обученные ремесленники начинают роспись. Это кропотливейшая работа. Когда же я сама попробовала расписывать, поняла, что это также очень успокаивает. Было очень интересно увидеть, как меняется, расплываясь, градиент цвета от одного простого касания кистью ткани. Мне сказали, что это отличительная особенность росписи кага-юдзэн.

Когда роспись закончена, ткань обдают паром для закрепления краски. Затем сам рисунок тоже покрывают нори. Это защищает его, пока красится изнанка. Окрасить её ровно также сложно, как и заполнить краской узоры на передней стороне. Это делаются специальными кистями из шерсти оленя, сделанными в Киото (используется только волос, не шкура, ни один олень не пострадал).

Для ровного окрашивания используют кисти из волоса оленя.

Затем весь отрез ткани обдают паром, чтобы цвета полностью закрепились. Наконец, ткань стирают, и нори с неё смывается. Изначально это делали в быстрых холодных водах двух рек Канадзавы. Попробуйте представить себе, как струились эти 10 метров ткани в воде. Зрелище, наверное, было волшебное. Говорят, что в какой-то одной студии так всё ещё делают.

После того как нори смыли, на ткани остаётся тоненькая белая полоска – след от изначального эскиза. Она выглядит особенно мило.

Готовую ткань сушат и обдают паром для закрепления цветов.

Ткань полностью высушивается. Теперь из неё уже можно собирать кимоно или что-то другое, для чего её расписывали. Помимо одежды, в технике кага-юдзэн также создают предметы, которые можно вешать или иным образом демонстрировать, как в случае с дверьми на станции Канадзава.

Ткань, над которой работала я, превратилась в фуросики (платок для завязывания в него вещей). Когда он был готов, его аккуратно сложили в деревянную коробочку и отправили мне домой.

Моё собственное творение!

Это чудесный сувенир, напоминающий об одном из самых чудесных мгновений в жизни, такой красивый, что я почти боюсь его использовать. Почти.

Подробности:

Kagayuzen Maida Studio

Адрес: 3-9-19 Хондамати, Канадзава-си, префектура Канадзава

Часы работы: выставочный зал открыт ежедневно, с 10:00 до 17:00.

Телефон: 076-221-3365 Можно забронировать экскурсию и мастер-класс (обязательно знание японского)

Можно также поучаствовать в мастер-классе с инструктажем на английском в Центре кимоно кага-юдзэн (8-8 Косёмати, Канадзава-си). Ещё они сдают в прокат кимоно кага-юдзэн для туристов, желающих прогуляться в таком наряде по историческим местам Канадзавы. :3

Источник: SavvyTokyo

Мария Никитина
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту