Золотой век японского кинематографа

История японского кино насчитывает более 120 лет, и, как любое искусство, оно переживало взлёты и падения. Сейчас кинематограф в Японии переживает эпоху застоя, но при этом постоянного развития анимации. Однако так было не всегда. Мы рассмотрим раннюю историю японского кино и пик его развития.

Кинематограф в довоенной Японии

В 1895 году всему миру был представлен первый синематограф от братьев Люмьер. В Японию изобретение попало уже в следующем году, и первые киноработы представляли собой сьёмки улиц и записанные театральные постановки. 

В феврале 1896 года промышленник Инабата Кацутаро привёз в Японию первый витаскоп (ранний кинопроектор), который позволял проводить просмотр фильма со множеством зрителей. Так как Япония на тот момент не снимала собственное немое кино, посетители кинотеатров смотрели импортные кинокартины. Японцы того времени, в большинстве своём не знавшие даже жизни за границами родного города, зачастую не понимали, что происходит на экране. Поэтому появились люди, которые развлекали гостей и объясняли происходящее в фильме. Так и возникла профессия бэнси, которая просуществовала вплоть до 1930-х годов и появления звукового кинематографа. 

К 1900 годам японский кинематограф делился на два жанра:

現代劇 гэндай-гэки – кино о современности и повседневности;
時代劇 дзидай-гэки – исторические (самурайские) драмы, впитавшие в себя театральные постулаты, яркий грим, наигранность и классические фольклорные или исторические сюжеты. 

Макино Сёдзо. «Тюсингура: Правдивая история»
Футагава Бунтаро. «Змей»
Кинугаса Тэйноскэ. «Страница безумия»

Позже именно фильмы жанра дзидай-гэки превратятся в самурайские боевики со зрелищными сражениями на мечах и кодексом чести. 

В 1912 году появляется один из гигантов японской киноиндустрии – компания Nikkatsu, которая существует и по сей день, только под названием Sushi Typhoon и уже без былого размаха. Также возникают другие не менее известные студии, такие как Shochiku, и развивается бизнес, связанный с киноиндустрией: кинотеатры, изготовление костюмов и реквизита для актёров, производство оборудования для съёмок. 

Однако 1 сентября 1923 года всё, чего достигло японское кино, исчезло в огне. После Великого землетрясения Канто, которое буквально уничтожило Токио, начался огромный пожар. В нём погибли многочисленные здания кинокомпаний и большинство киноработ того времени. Многие студии стали банкротами, а крупные компании переехали в Киото. 

После землетрясения японское правительство приняло меры по восстановлению экономики, что привело к кризису и обеднению населения. Также Япония начала военную экспансию в Маньчжурию и вступила в эру милитаризма. 

В такое неспокойное время простой народ предпочитал фильмы об обычной японской повседневности. В 1930 году выходит первый звуковой фильм «Родина» Мидзогути Кэндзи, рассказывающий о нелёгкой жизни певца и его супруги. В ближайшие несколько лет звуковые фильмы стали обычным делом, и в японском кинематографе появляются первые гении своего дела: Мидзогути Кэндзи и Одзу Ясудзиро.

В это же время государство стало крупным заказчиком патриотических фильмов о храбрости японских солдат на фронтах русско-японской войны и первой японо-китайской войны. 

 

Симадзу Ясудзиро. «Соседка Яэ-тян»
Яманака Садао. «Человеческие чувства, бумажные шары»
Мидзогути Кэндзи. «Родина»

Военное время и цензура

В 1939 году официально была введена цензура и в кинотеатрах позволяют показывать только военные патриотические фильмы. Независимое же кино перестаёт существовать. Режиссёрам этой эпохи приходилось подстраиваться под существующие реалии. 

В 1941 году режиссёр Симидзу Хироси снял свой легендарный фильм «Заколка для волос», который волшебным образом пропустила цензура. Картина рассказывает о жизни простых людей в тылу во время войны. В фильме высказывались транслировались яркие антимилитаристские настроения автора, что противоречило государственной пропаганде. 

К концу войны более 80% японских кинофильмов было уничтожено из-за бомбардировок. Одной из немногих сохранившихся работ того времени является фильм о жизни японских фермеров «Земля» режиссёра Утиды Тому. До 1968 года его считали потерянным, но позже часть фильма нашлась в Берлине, а в 1999 году более полную часть картины нашли в Москве. 

Хироси Симидзу. «Заколка для волос»
Утида Тому. «Земля»

Кинематограф времён экономического чуда

После окончания войны японская экономика начала понемногу приходить в себя. Японцы ближе познакомились с западной культурой, которая впоследствии оказала огромное влияние на Японию современную. Американское правительство, в свою очередь, ослабило цензуру, давая свободу режиссёрам и киностудиям. А к середине 50-х годов уровень жизни в Японии достиг достаточного уровня, и у людей появилось свободное время, деньги и желание ходить в кинотеатры. Именно этот период считается «Золотым веком» японского кинематографа, так как в это время на свет появляются самые значимые и уникальные работы эпохи. 

В 1950 году режиссёр Акира Куросава подарил миру свой шедевр «Расёмон». Именно эта картина вышла на мировую арену, получив такие крупные награды как «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Это не единственный фильм Куросавы, отмеченный зарубежными кинокритиками, однако это была первая знаменательная работа, которая вывела японский кинематограф на новый уровень. 

Действие чёрно-белого фильма происходит в XI веке. У каменных ворот Расёмон встречаются дровосек и монах, которые ранее давали показания по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены. Позже к ним присоединяется прохожий, и они рассказывают ему эту историю, удивляясь, что их показания сильно отличаются. Известно, что картина породила целый изобразительный приём, который назвали «Эффект Расёмона», где одно событие рассматривается с разных точек зрения.

 

Куросава Акира. «Расёмон»

В 1953 году режиссёр Одзу Ясудзиро снял работу, которая прославила его на долгие годы вперёд – «Токийская повесть». Главной темой киноработ Одзу являлась традиционная японская семья и её разрушение под гнётом модернизации и новой системы. Одзу создал личный, строгий кинематографический язык, наполненный изысканными деталями: статичными камерами, установленными на уровне глаз актёра, сидящего на татами; глубокими диалогами персонажей; кадрами без людей, которые для тех времён были новинками. «Токийская повесть» построена из простейших сюжетов, связанных с конфликтом между довоенным и послевоенным поколениями: пожилая пара приезжает из сельской местности, чтобы навестить своих взрослых детей в Токио, но те настолько погрязли в своих повседневных проблемах, что пытаются избавиться от родителей, отправив их куда подальше отдыхать. 

Одзу Ясудзиро. «Токийская повесть»

В 1954 году режиссёр Хонда Исиро выпустил фильм о гигантском ящере Годзилле, который разрушает Японию, погребая под обломками тысячи людей. Позже этот один фильм породил отдельный жанр  怪獣 кайдзю: и целую плеяду разнообразных монстров. 

Помимо вышеперечисленных работ, знаковыми кинокартинами этой эпохи являются фильм «Пламя» Итикавы Кона, снятый по роману Юкио Мисимы «Золотой храм»; «Жить» Акиры Куросавы; «Сказки туманной луны после дождя» Мидзогути Кэндзи; «47 преданных ронинов» Ватанабэ Кунио и многие другие. 

 

Хонда Исиро. «Годзилла»
Итикава Кон. «Пламя»
Куросава Акира. «Жить»
Мидзогути Кэндзи. «Сказки туманной луны после дождя»

К началу 60-х годов Япония стала самым крупным поставщиком фильмов в мире, а кинотеатры заполонили зрители. В то же время в домах всё большего количества японцев начал появляться телевизор вместе с постоянными трансляциями передач. Когда экономическое чудо достигло своего пика, телевидение стало доступно каждому, а интерес к киноиндустрии начал спадать. В это время появились такие жанры, как ヤクザ映画 якудза эйга, аналог американских фильмов про мафию, и ピンク映画 пинку эйга, малобюджетные эротические фильмы с простым сюжетом. 

Следующие десятилетия истории японского кинематографа характеризуются снижением качества картин, популяризацией развлекательных ток-шоу и подъёмом анимации, которая впоследствии обзаведётся миллионами фанатов по всему миру. 

 

Источники:

Filmmaking from Japan: The Golden Age of Japanese Cinema

Films From the Golden Age of Japanese Cinema

Film Series: Japanese Cinema 1960s

A Short History of Japanese Cinema

Tokyo Story

Early Japanese Film & Cinema

An Introduction to Early Japanese Cinema

Полина Кисленко
Необычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту