Опасный экзорцизм в Японии

Обряд изгнания нечистой силы из человека представлен во многих религиях. В массовой культуре чаще встречается католическая вариация, где священник зачитывает молитвы на латыни и прижимает крест ко лбу одержимого. Этот процесс в красках изобразили многие режиссёры мистических триллеров и фильмов ужасов. Может показаться, это просто жуткая сказка, вот только и в современном мире люди проводят обряды экзорцизма, и во время них страдают реальные люди. В Японии тоже есть подобные практики, которые даже приводят к человеческим жертвам.

Духовное очищение в синтоизме

Хараэ (祓) или  хараи (祓い) – обряд ритуального очищения тела от грехов (罪  цуми) и нечистот (穢れ кэгарэ). Упоминание хараэ можно встретить в «Кодзики» (священная книга синтоизма), там описан эпизод, в котором бог Идзанаги после посещения царства мёртвых прошёл ритуал очищения, чтобы избавиться от скверны.

В эпоху Эдо (16031868 гг.) обряды хараэ проводили во время религиозных церемоний, праздников и в повседневной жизни. Люди совершали этот обряд перед посещением храма или другого священного места.

Существовали простые формы ритуального очищения, такие как ополаскивание лица и рук чистой водой в тэмидзу-я, фонтан у святилища перед входом в храм. Другие более сложные ритуалы выполняли синтоистские священники, которые использовали различные инструменты. Ритуалы включали в себя подношения воды, соли, пение молитв и очищение с помощью хараэгуси – деревянного жезла с привязанными полосками белой льняной ткани. Несмотря на строгую социальную иерархию во времена Эдо, ритуал хараэ могли пройти люди из любых слоёв общества.

Тэмидзу-я
Хараэгуси

Конечно, данный ритуал сложно назвать японским аналогом экзорцизма, так как хараэ предполагает духовное очищение, чтобы приблизиться к божественному и возвышенному, в то время как экзорцизм направлен на изгнание злого духа из человека. 

Также во времена эпохи Хэйан (794–1185 гг.) японцы считали, что одержимость злыми духами являлась одной из основных причин заболеваний. Писательница Мурасаки Сикибу писала своих дневниках о тяжёлой беременности императрицы. Во дворец созвали лекарей и заклинателей со всей страны, чтобы вылечить её. Они проводили обряд при помощи ёримаси – медиума, в которого переселяется злой дух. А после проводился тё:буку, ритуал изгнания духа уже из медиума. В те времена для экзорцизма люди обращались к буддийским монахам со:рё, горным отшельникам сюгэндзя и к последователям китайского учения инь-ян оммё:дзи. В «Записках у изголовья» писательницы Сэй-Сёнагон также упоминается об экзорцизме как методе лечения болезней. 

Горные отшельники сюгэндзя

Избавление человека от одержимости нечистой силой представлено как в христианстве, по большей части в католичестве, так и в православии и протестантизме. В исламе похожий обряд называется «изгнанием джинна», и он схож с христианским. В иудаизме также есть ритуал изгнания диббука (души, которые не может покинуть этот мир). 

В современной японской традиции нет обряда, направленного на избавление человека от демона, захватившего его тело и разум. Однако это не мешает японским «новым религиям» и отдельным монахам проводить ритуалы, которые не всегда заканчиваются хорошо. 

Смертельный экзорцизм

Обычная женщина по имени Это Сатико жила с мужем и ребёнком на побережье реки Абукума в регионе Тохоку и работала продавщицей в магазине косметики.

В 1990 году муж Сатико повредил спину и бросил работу. Он начал спиваться и увлекаться азартными играми, залезая в долги. Пара с ребёнком была вынуждена продать свой дом и переехать в префектуру Гифу. Там они присоединились к религиозной организации «Огамия-сан», которая была связана с синтоизмом и духовным исцелением. Правда, их достаточно быстро выгнали, так как они использовали помещение организации без разрешения. В итоге у супруга Сатико случился нервный срыв, и в 1992 году он бесследно исчез.

 

Это Сатико

С исчезновением мужа Сатико стала одна заботиться о дочери и потихоньку сходить с ума. Они переехали в город Сукагава префектуры Фукусима, где Сатико провозгласила себя целительницей и экстрасенсом. Когда вокруг неё начали собираться верующие, она заявляла, что она – богиня и может изгонять демонов. Число её последователей росло, и люди даже приезжали к ней издалека за духовными услугами. Соседи Сатико жаловались на колонну машин, припаркованных вдоль дороги, и громкие звуки пения и барабанов тайко посреди ночи. Когда один из соседей пожаловался ей на шум, она пригрозила ему гипнозом. 

Вот так выглядят барабаны тайко и такого размера там палочки

К 1994 году в доме Сатико проживало около десятка семей верующих, а ритуалы изгнания бесов становились всё более жестокими. Ритуал изгнания демонов представлял собой пение и избиение последователя барабанными палочками тайко. 

В июне 1995 года одна из последовательниц была госпитализирована с серьёзными травмами, полученными от избиения деревянными палочками. Также женщина заявляла, что её муж пропал после посещения дома Это Сатико. Полиция провела обыск в доме и обнаружила шесть разлагающихся трупов, завёрнутых в футоны. Все тела пролежали там в течение нескольких месяцев, и Сатико верила, что они не погибли, а впали в спячку и скоро «проснутся». 

В убийстве последователей обвинили Сатико, её 23-летнюю дочь Нэмото, их помощника Сэкинэ Мицуо и выжившую женщину, которая и обратилась в полицию. На протяжении всего суда Сатико утверждала, что ни одна из смертей не была преднамеренной и она всего лишь пыталась изгнать демонов. После, когда эта стратегия не сработала, она пыталась выдать себя за сумасшедшую. Но в итоге суд приговорил её к смертной казни, а сообщников – к тюремным срокам от 18 лет до пожизненного. 27 сентября 2012 года в возрасте 65 лет Сатико была казнена.

Похожий случай произошёл в сентябре 2011 года, когда Майсиги Ацуси и Киносита Кадзуаки были арестованы за убийство 13-летней Майсиги Томоми в Иокогаме. Ацуси был отцом девочки, а Кадзуаки – монахом. 

По данным полиции, начиная с марта 2011 года они проводили с девочкой ритуалы экзорцизма, в ходе которых привязывали Томоми к стулу и помещали под водопад из проточной воды. Подобная практика повторялась более ста раз. 27 августа вечером девочку поместили под воду лицом вниз на пять минут. Томоми потеряла сознание, после чего мужчины вызвали скорую помощь, но девочка скончалась ночью 28 августа от удушья. 

Майсиги Томоми

Отец Томоми говорил полиции: «Моя дочь была одержима, поэтому мы провели над ней ритуал. Она сопротивлялась, и пришлось привязать её к стулу». Также полиция сообщала, что девочка страдала от психических и физических заболеваний, когда училась в начальной школе. Её отец вступил в религиозную организацию «Накаяма сингосё сю» и начал вместе с дочерью посещать в церковь. А позже Ацуси решил, что все проблемы его дочери от нечистой силы и изгнание демона – самый лучший выход. 

Также некоторые не упустили возможность подзаработать на изгнании бесов. В ноябре 2003 года в Иокогаме судили Миядзаки Синъити за мошенничество. Мужчина называл себя экзорцистом и вместе с учениками проводил обряды по изгнанию нечистой силы на публике. Члены группы носили теннисную одежду и футляры для скрипок или ракеток, чтобы выглядеть серьёзнее. Они подходили к людям на улице  говорили «За твоей спиной находится дух мёртвой женщины, и она завязала верёвку на твоей шее» или «Дух безногого мертвеца цепляется за твою талию». На сеансах экзорцизма мошенники заработали около 50 миллионов иен (~29 миллионов рублей). Один обряд изгнания духа стоил от 30 тысяч (~17 тыс. руб.) до миллиона иен (590 тыс. руб.). Пострадавшими в основном были женщины в возрасте от 20 до 30 лет. 

Безусловно экономическая стабильность в Японии положительно повлияла на образ мысли жителей и они всё реже обращаются к подобным «целителям», а жестокие секты понемногу изживают себя.

 

Источники:

NEW RELIGIONS AND CULTS IN JAPAN

Exorcisms in Japan

Japan hangs cult leader convicted in exorcism deaths

Exorcism in Japan, and Another Dead Child 

A Mysterious Cult and the Exorcism Murders of Japan

Japanese ‘psychic’ arrested for exorcism fraud

Strapped to a chair and doused, teen dies during ‘exorcism’

Teenage girl found dead after exorcism

«Буддийские обряды лечения и изгнания демонов в средневековой литературе Японии»  Каримова Ю.Р. 2019 г. 

Полина Кисленко
Необычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту