
Роль поездов в японской культуре
Поезда играют важнейшую роль в японской культуре уже более века. Они являются символом современности и технологических инноваций, а сами японцы с глубоким уважением относятся к поездам и людям, которые ими управляют.
Железнодорожные станции и поезда содержатся в чистоте и порядке, а проводники поездов, одетые в красивую и опрятную форму, являются очень уважаемыми в обществе людьми (а ещё они всегда готовы помочь заблудившимся туристам!) Поезда также фигурируют в японской поп-культуре, включая аниме и мангу.
Немного истории
После того, как в конце 1800-х годов Япония вышла из 212-летней самоизоляции от внешнего мира, началась история её поездов. Стремясь догнать Запад, Япония вступила в период быстрой модернизации, которая включала в себя усиление интереса к строительству железных дорог по всей стране. Японское правительство, после того, как увидело демонстрацию транспортного средства, известного под названием «Железный герцог», приняло решение о строительстве железной дороги, соединяющей оживлённый порт Иокогама с новой столицей страны, Токио. Эту линию открыли в 1871 году, а в течение последующих 20 лет сеть железных дорог по всей Японии быстро расширялась, пока она не была национализирована в 1906 году. После этого Япония начала производить свои собственные локомотивы, а не импортировать их.
К сожалению, разрушения Второй мировой войны резко остановили прогресс страны, и во многом история железнодорожной сети Японии начинается после 1945 года.
Японские национальные железные дороги (JNR) восстановили железнодорожную систему Японии после войны, и в течение 20 лет в эксплуатацию были введены новые поезда, включая ограниченные экспрессы, ночные поезда и новые маршруты. Но именно Олимпийские игры в Токио в 1964 году послужили толчком к революции в железнодорожной системе Японии, которая помогла ей подняться на вершину мирового железнодорожного рынка, запустив к этому событию первый высокоскоростной поезд «Синкансэн»(新幹線). В течение последующих десяти лет так называемый bullet train, «поезд-пуля», стал символом Японии и положил начало золотому веку для поездов страны. Сейчас на «Синкансэне» ежегодно путешествуют более 150 миллионов человек.
Этикет в поездах
Люди в Японии серьёзно относятся к этикету в поездах. Очень немногие едят, пьют или слушают музыку без наушников в общественном транспорте, и почти никто не разговаривает по телефону.
Для того, чтобы сделать переполненные поезда более комфортными для женщин, большинство городских поездов в Японии оборудованы купе исключительно для пассажирок. Места остановок таких вагонов обозначены на платформе, и сами они имеют другой цвет.
Не занимать много места и не класть багаж на сиденье — важнейшие правила этикета в поезде в Японии. А ещё при посадке на поезд надо обязательно встать в очередь и не пытаться прорваться первым в вагон — даже в час-пик. Больше об этикете в поездах можно почитать тут!
Места, где следует ожидать открытия дверей, отмечены специальными стикерами на платформе.
Ах эти поезда…
Японцы любят свои поезда. Они обожают их настолько, что в японском языке есть десятки слов для тех, кто увлекается наблюдением за ними.
«Наблюдателей» или «фотографов» поездов по-японски называют 撮り鉄 тори-тэцу.
Есть также те, кто любит ездить на поездах 降り鉄 ори-тэцу, посещать вокзалы — 駅鉄 эки-тэцу, слушать звуки поездов — 音鉄 ото-тэцу, собирать информацию (фото, статьи в газетах) о поездах — 車両鉄 сярё:-тэцу, читать о поездах — 読み鉄 ёми-тэцу, и даже 駅弁鉄 экибэн-тэцу — любители бэнто, продающихся на вокзалах. Само собой, если вам нравятся поезда, путешествия на поездах и вокзалы, то Япония может быть идеальной страной для вас!
Феномен тори-тэцу существует уже несколько десятилетий, но в последние годы сообщения о криках, вылезании за ограничительные линии на платформах и даже насилии на станциях превратили тори-тэцу практически в изгоев японского трейнспоттинга (так по-английски называется это хобби). Иногда они слишком увлекаются и доставляют неприятности обычным пассажирам. Фанаты часто пробираются на железнодорожные пути, чтобы сделать красивые фотографии или записать интересные им звуки, в результате чего происходит много несчастных случаев.
Японский плакат, на котором разъярённый проводник кричит сидящему на путях тори-тэцу: “Что творишь?!”
Некоторые утверждают, что такое неконтролируемое поведение не совсем ново, ссылаясь на неистовые проводы уходящих паровозов в 60-х и 70-х годах.
Все упомянутые группы можно объединить в одну — называется она 鉄道オタク тэцудо: отаку. Их объединяет любовь к поездам и всему, что с ними связано, — от звука колёс по рельсам до дизайна вагонов. Некоторые тэцудо отаку коллекционируют модели поездов, другие путешествуют по стране, чтобы покататься и сфотографировать уникальные вагоны и поезда. Некоторые даже строят копии поездов у себя дома.
На сайте Reddit анонимный пользователь спросил тех, кто называет себя тэцудо отаку: «Почему вы стали фанатом поездов?»
На это пользователи ответили:
«Для меня поезда в Японии — это совокупность всего (ну, почти всего) хорошего, что есть в Японии: совершенство, великолепный дизайн, который действительно работает, удобство, воспоминания о прекрасных поездках, путешествие на синкансэне, открытие своего идеального и тщательно подобранного бэнто. Я не знаю… всё просто замечательно».
«Помимо того, что уже было сказано, большую роль для меня играет эстетика и дизайн тех сотен различных поездов, которые курсируют по всей Японии, и то, как они меняются от префектуры к префектуре. Я родом из Мельбурна, Австралия, так что здесь нет особых различий в дизайне, и наши поезда в целом отстой. Даже такая простая вещь, как одинаковые модели вагонов с разным цветовым выделением для каждой линии в метро Осаки — это такой замечательный штрих. И даже сами поезда на разных линиях различаются! А ещё поезда “наряжают” в дизайны какого-нибудь Гандама к годовщинам открытия линии… эх, блин, вот это я понимаю!»
Есть даже иллюстрированные словари лексики, так или иначе связанной с железными дорогами
Поезда и природа
Японские железные дороги проложены через невероятно красивые места. Именно поэтому существует такое огромное число ори-тэцу — представьте себе: ехать на обычной электричке, только через горы и бамбуковые леса!
Есть специальные «пейзажные« маршруты, которые провозят пассажиров через красивейшие места в стране. А ещё можно наслаждаться поездками в разные сезоны, будь то цветение сакуры или момидзи — осенний сезон красных листьев. На все эти маршруты продаются специальные билеты, и многие компании предлагают хорошие скидки для того, чтобы туристы путешествовали именно по их линии.
Увлечение для всех
Увлечение японскими поездами не ограничивается тэцудо отаку. Туристы со всего мира приезжают в Японию, чтобы познакомиться с железнодорожной системой страны.
Поезда в Японии — это не просто вид транспорта, это культурный символ и предмет национальной гордости. Независимо от того, являетесь ли вы тэцудо отаку, или просто цените хорошую поездку на поезде, в Японии вам будет что посмотреть.