Моттаинай: экология через призму японского отношения к вещам

Слово 勿体無し моттаинаси возникло в японском языке в период Камакура (1185—1333 гг.) и изначально являлось сленгом, обозначающим болезненное чувство, а в более узком смысле — богохульство, нецелесообразное отношение к Будде. Однако в конце XX — начале XXI века понятие моттаинай (простая, не вежливая форма моттаинаси) приобрело экологическую окраску. Сейчас им описывают неблагоразумное использование вещей и тех, кто, не задумываясь, выкидывает сломанные вещи, которые ещё можно починить или использовать по другому назначению. Также чувство, которое возникает, когда выбросил что-то хорошее, своеобразные угрызения совести, тоже можно назвать моттаинай.

История сегодняшнего моттаинай в воспитании молодого поколения

« — Она будет жить, только шрам останется. Сейчас мы всё исправим.

— Хорошо…»

И взволнованный ребёнок тянется вперёд, чтобы получше рассмотреть, как будут зашивать «рану» у любимой куклы.

Подобные диалоги можно услышать в японской «Больнице для игрушек». Это сервис починки игрушек, расположенный в районе Токио Мэгуро, куда ребёнок может принести «заболевшего друга», и там его «подлечат».

 

Другой пример. В 2004 году детская писательница Синдзю Марико в одной из своих книг представила юным читателям персонажа с именем Бабушка Моттаинай. По сюжету бабушка учит своего маленького внука бережному отношению к предметам: просит не оставлять на тарелке недоеденный рис, выключать воду, пока он чистит зубы, и не выкидывать семечки от мандаринов, которые можно использовать при купании в качестве ароматизатора.

В 1970-е годы в Японии стало возможным массовое производство товаров среднего качества по низкой цене. С огромной быстротой на витринах появлялись новые модели разных продуктов в миллионных экземплярах. Так началась эра массового производства и потребления. Конечно же, потребление потянуло за собой и огромное количество выбрасываемых товаров: зачем тратить кучу денег и времени на починку, если можно за почти что ту же цену купить новый продукт, да ещё и более новую модель? В ответ на такие «мусорные» общественные настроения и появились Больница для игрушек и бабушка Моттаинай — юным потребителям с детства хотели привить идею бережного отношения к чужому труду. Именно эта мысль является основополагающей во всём образе жизни под лозунгом моттаинай.

Utsurun desu — продолжение моттаинай

В 1986 году компания по производству фотооборудования Fujifilm выпустила новую модель камеры — фотоаппарат 写ルンです уцурун дэсу, дословно «Я фотографирую». Камера понравилась молодёжи своей лёгкостью использования и дешевизной — девайс можно было купить в любом киоске. Но для производителей этой модели особенно важной была возможность повторного использования утилизированной камеры. Специальный разборочный механизм, разработанный компанией, позволял разбирать модельку и использовать 90% уцелевших деталей для создания нового товара. Отчасти именно поэтому камеры стоили недорого.

 

Концепт 3R

В 2004 году на саммите G8 премьер-министр Японии Коидзуми Дзюнъитиро выступил с концепцией 3R Initiative: претворение в жизнь принципа 3R, заявленного в США ещё в 1970-е годы. Целью концепции было совместное создание здорового общества с непрерывным материальным циклом с помощью так называемых трёх R: reduce, recycle, reuse — уменьшения количества отходов, а также переработки и повторного использования выброшенных вещей.

 

 

В 2005 году в Токио прошла конференция министров, на которой проект официально стартовал. Япония объявила о том, что она предпринимает конкретные шаги по выполнению заявленного ей принципа.

Конкретные шаги: экологичная Олимпиада

Давно известны японская продуманная до мелочей система переработки мусора и детища этой системы, такие как, например, живущая практически без отходов деревня Камикацу. Сегодня мы рассмотрим более свежий пример — Олимпиада Токио-2020.

Нелёгкое решение японского правительства провести Олимпиаду в столь тяжёлое для мира время — разгар коронавирусной инфекции — не принесло стране абсолютно никакой прямой выгоды. Народные протесты против игр продолжались в течение всего периода их проведения. Страна потратила кучу сил и нервов. Однако оборотной стороной такого шага явилось бесконечное уважение остальных стран к прежде всего смелой, а также экологичной стране.

Перед проведением игр японское правительство заявило о том, что собирается сделать Олимпиаду Токио-2020 самой экологичной в мире. Вот что было предпринято.

Смартфоны — в медали

Медали были изготовлены из переработанных драгоценных металлов, извлечённых из мобильных телефонов и других электронных устройств, подаренных населением. Власти городов собрали более 78 985 тонн использованных мобильных телефонов и других девайсов. Таким образом население сдало в общей сложности 6,21 миллиона устройств. Это дало 32 кг золота, 3500 кг серебра и 2200 кг бронзы, необходимых для изготовления всех 5000 олимпийских медалей Токио-2020.

https://www.youtube.com/watch?v=rHqTCPRcIws

Флаконы шампуней — в материал для подиума

Пьедесталы для церемоний награждения Олимпийских игр были изготовлены из переработанных пластиковых бутылок от шампуней, пожертвованных общественностью и собранных в океане. Правительство обещало, что после игр подиумы будут использовать образовательные организации, а часть из них переработают в упаковки для товаров Всемирного олимпийского комитета.

Факел — из бывших бытовок

Олимпийский факел был изготовлен из алюминиевых отходов временного жилья, построенного после Великого восточно-японского землетрясения 2011 года.

https://www.youtube.com/watch?v=WdLlDRVhlVE

Олимпийская форма — из пластиковых бутылок

Униформу олимпийских факелоносцев частично изготовили ​​из переработанных пластиковых бутылок из-под Coca-Cola.

Униформу сотрудников и волонтёров изготовили из переработанного полиэстера и материалов, полученных из растений. Красили тоже специальным способом, требующим минимального количества пресной воды.

Из зданий олимпийской деревни — скамейки в парках

Олимпийскую деревню построили из экологически чистой древесины, пожертвованной местными властями Японии. Заявлено было, что после Игр древесину переработают, например, в общественные скамейки или задействуют в постройке общественных зданий.

 

Так, в очередной раз комбо из идеи, объединяющей народ, и активной деятельности правительства показали экстраординарность Японии даже в казалось бы простом занятии — переработке мусора.

 

Источники:

Hasegawa, Kōhei (1983) «Mottai-nashi Kō» Academic Bulletin of Nagano University

Eiko Maruko Siniawer «Affluence of the Heart»: Wastefulness and the Search for Meaning in Millennial Japan

Restyling Japan: Revival of the «Mottainai» Spirit, журнал Look Japan

nytimes.com

www.env.go.jp

3blmedia.com

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту