В XIX–ХХ вв., когда Япония открылась западным технологиям и наукам, она также впитала и западное искусство. Опера не стала исключением. Японцы изучали западную оперу, затем пытались имитировать её и в итоге начали привносить что-то своё, создавать оригинальные произведения. В результате сегодня Япония, возможно, создаёт больше опер, чем какая-либо другая западная страна. Давайте же узнаем немного о пути оперы в Японии.
Кто всё же был первым?
Считается, что первой оперой, поставленная в Японии, был «Орфей» («Орфей и Эвридика») К. Глюка. Произошло это 1903 году, однако же если быть более точным – это была первая «полная» опера в Японии. На самом деле ещё задолго до этого, в XIX веке, голландские резиденты в Нагасаки уже ставили небольшие комические оперы на острове Дэдзима (искусственный остров в бухте Нагасаки, созданный специально для иностранцев в период изоляции Японии (1641–1853 гг.)).
Когда же Япония только-только отказалась от политики изоляции, приезжие иностранцы монополизировали оперные представления, и долгое время японские труппы не создавались: например, артисты-любители, уже жившие в Японии, и несколько приезжих профессиональных певцов оккупировали театры портового города Иокогамы и ставили там оперы. В основном это были популярные оперетты. Но даже если артисты брались за «настоящие» оперы, то показывали их только отрывками. Если брать это в расчёт, то первой оперой в Японии был «Фауст» Шарля Гуно, поставленный в 1894 году иностранными дипломатами, а не «Орфей». Спели, правда, только одну сцену из первого акта, но всё же.
На самом деле даже «Орфей», исполненный в 1903 году, был далёк от идеальной оперы: оркестр отсутствовал, поэтому представление сопровождалось фортепиано, да и в составе труппы были лишь ученики музыкальных школ и свежие выпускники. Впрочем, желание осуществить этот проект и выступить на высшем уровне дало свои плоды – драматическая составляющая оперы была настолько крепка и сильна, что просто заворожила зрителя!
Неудача, переосмысление, первая «японская» опера
Первоначально публика, приходящая посмотреть оперные представления, состояла лишь из иностранных иммигрантов и японцев-интеллектуалов, интересующихся всем новым, западным, однако к началу ХХ века опера стала частью всей культурной жизни страны: иностранные труппы выступали в Токио, Ямато и ещё многих других городах, приобретая новых поклонников. Чтобы привлечь внимание японцев ещё больше, иностранные артисты даже решили разыгрывать оперы в рамках традиционных пьес кабуки. Попытка, мягко говоря, неудачная – аудитории такой формат не зашёл, а драматурги театра кабуки не понимали ни слов, ни реалий и ставить подобные вещи не хотели вообще.
И вот тогда-то японцы-энтузиасты разразились идеей – решили создать свою национальную оперу на японском языке при участии японских композиторов. Первой успешной попыткой стала композиция музыканта Китамуры Суэхары 露営の歌 роэи-но ута, на русский переведённая как «Песня на привале». Написана она была в 1904 году и особой популярностью начала пользоваться после русско-японской войны (1904–1905 гг.). «Песня на привале» – это баллада, повествующая о солдате, который смело отбивает атаку врага в ночи, а затем видит сон про мать и родные места. На деле Китамура изначально не планировал сочинять оперу, композиция песни не создавалась с целью поставить её на сцене. Однако же «Песня на привале» идеально подошла для оперного исполнения, и сейчас именно её называют первой японской оперой.
После «Песни на привале» японские композиторы стали создавать оперы, беря за основу японские реалии, мифы, историю, литературные произведения. Появилось множество достойных произведений. Одни из самых значимых – это «Чёрные корабли» Ямады Косаку (1940 г.), «Юдзуру» Дана Икумы (1952 г.), «Кинкакудзи» Маюдзуми Тосиры (1976 г.). Впрочем, создавая своё, японские певцы и композиторы также брались за зарубежные произведения, переосмысляли и выступали с ними по всей Японии.
https://www.youtube.com/watch?v=hI6UpktaqEY&ab_channel=RyoMakiyama
Оперный бум в Японии!
Настоящий прорыв в Японии опера совершила после Второй мировой войны (1939–1945 гг.). И этим она обязана оперному певцу Фудзиваре Ёсиэ и его труппе.
Ещё до войны Фудзивара обучался вокальному мастерству в Италии, мастерски исполнял произведения Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини. Брался он в основном за известные лирические партии. Широкое признание труппа Фудзивары получила после того, как в июне 1934 году выступила с оперой Пуччини «Богема». Расширяя свои возможности и изучая оперное искусство, труппа сделала себе имя. Но несмотря на это, в военные годы она подвергалась жёсткой критике и многие её выступления цензурировались: например, «Кармен» Ж. Бизе встретила неодобрение из-за образа бесчестного солдата, неприемлемого для Японии того времени.
В мирное время всё стало проще – Япония полностью открылась западной музыке, новым идеям и веяниям. Фудзивара не остался в стороне и начал активно популяризировать оперу. В 1958 году благодаря ему основали Японское оперное общество, поддерживающее артистов и музыкантов. Это положило начало новой эре: стало появляться множество оригинальных японских опер и оперных певцов-японцев уже с сильной базой и опытом за плечами, активно развивалось сотрудничество с зарубежными труппами.
Главные центры оперы
К концу ХХ века в Осаке и Токио создавали амбициозные организации, направленные на развитие оперы в стране. Они поддерживали молодые таланты, направляли их на обучение за границу, организовывали совместные выступления с зарубежными труппами, да и к тому же заманивали певцов из Америки и Европы в Японию.
В 1989 году при Осакском музыкальном колледже создали Музыкальную консерваторию, которая готовила японских оперных певцов для международной карьеры. Её труппы выступали со многими классическими европейскими операми, если же говорить о японских, то особо выделяли их трактовки опер «Юдзуру» Дана Икумы и «Кинкакудзи» Маюдзуми Тосиры.
А 10 октября 1997 года в Токио открылся первый Государственный оперный театр, который стал сердцем оперы, балета, современных танцев – видов искусства, пришедших в Японии в период Мэйдзи (1868–1912 гг.) и после него. До этого в Токио не было ни одного оперного театра, хотя строительство планировалось ещё с 1960-х. На открытие Национального театра поставили оперу Дана Икумы «Такэру», основанную на японском мифе о силаче Ямато Такэру. Также в новом театре исполнили многие европейские оперы: «Аида» и «Набукко» Д. Верди, «Волшебная флейта» В. Моцарта. Кроме того в примерно в то же время оперные театры появлялись и в других городах: в Нагое, Камакуре, Хамамацу, Окаяме, Хиросиме.
Сегодня опера стала неотъемлемой частью культуры Японии, и многие японские труппы хорошо зарекомендовали себя на международном уровне, однако на иностранные языки японские оперы переводятся нечасто – считается, что «японская» специфика искажается при переводе и опера звучит уже не так. Впрочем, это не мешает труппам отправляться в международные туры и собирать целые залы зрителей.
Источники: www.jef.or.jp, www.angelfire.com, www.waseda.jp, core.ac.uk