Балет как искусство зародился в Италии, после чего широко распространился и приобрёл популярность во Франции. Позже он пришёл и в Россию, и можно смело заявить, что именно российский балет на сегодняшний день считается эталоном этого жанра во всём мире. Однако первым пришёл в Японию итальянский балет — в начале XX века благодаря итальянскому балетмейстеру Джованни Росси. Он преподавал в театре «Тэйкоку гэкидзё», в репертуар которого, помимо балета, были включены также такие западные искусства как опера и классическая музыка. В то время позволить себе сходить на выступление могли лишь люди из высшего класса, так как всё, связанное с европейским образом жизни, стоило весьма недёшево. Интерес к балету в Японии также значительно возрос в 1922 году, когда в страну приехала с гастролями русская балерина Анна Павлова. Именно с того времени японцы стали полноценно готовить собственных профессиональных танцоров.
Балет остался показателем высшего общества и после Второй мировой войны. Отдать своего ребёнка в балетную школу могли позволить себе лишь те, кто жил в городах и принадлежал к верхушкам среднего класса. Образ балерины был почти фантастическим, тем, о чём могли мечтать маленькие девочки. Балерины появлялись в манге и на обложках молодёжных журналов, а достаточно богатые родители отдавали своих дочерей в балетные школы, чтобы продемонстрировать окружающим свой статус.
Со временем западная культура стала для Японии не предметом роскоши, а чем-то давно привычным, и прочно влилась в японскую массовую культуру. Балет стал более доступным простым людям, однако кое-что в нём осталось неизменным: использование французских терминов и обучение по российской системе Вагановой, которая считается образцом балетной педагогики.
Впрочем, японский балет всё же идёт своей дорогой, отдельной от западного балета. В отличие от большинства европейских стран, в Японии нет национальных балетных школ, нет вступительных экзаменов или оценок в балетных школах, а также балет не считается отдельной специальностью. Не существует системы лицензирования учителей балета и их студентов, а также самих школ, и потому нет никакой статистики касательно того, как много японцев занимаются данным видом искусства. Это очень интересно, особенно если учитывать любовь японцев к систематизации, например, боевых видов искусств — там всё должно проводиться строго по правилам, а каждая школа и каждый учитель проходят лицензирование. Получается, что японский балет отличается не только от западных, но и даже от японских школ искусств. Японский балет — это что-то самобытное даже внутри самой Японии.
В японском балете также не существует требований, касающихся телосложения. В большинстве стран поступить в балетные школы могут только те, кто обладает определённым типом фигуры. В российской балетной академии Вагановой, например, учитывают соотношение роста и веса в соответствии с возрастом, а также соотношение роста стоя и роста сидя. Если медицинская комиссия оценивает физические данные как неудовлетворительные, то абитуриент просто не допускается до следующего этапа поступления. В Японии же балетом может заниматься любой желающий. Многие японские балетные танцоры, выступающие за границей, упоминали, что танцы даются им труднее из-за отсутствия идеальных пропорций. Так, например, балерина Ёсида Мияко в своей книге рассказывала, что, обучаясь балету в Лондоне, была единственной азиаткой в своём классе, и постоянно чувствовала, что танцы даются ей сложнее, чем европейкам, сложенным по «балетным стандартам».
В наши дни японский балет вышел за пределы Японии, и японские танцоры становятся популярными за рубежом. Первой японской балериной, громко заявившей о себе на международной арене, стала Морисита Ёко, завоевавшая золотую медаль на Международном конкурсе балета в Варне в 1974 году.
Выступление Ёко с Рудольфом Нуриевым
Японская Ассоциация балета, созданная в 1958 году, также играет большую роль в популяризации этого искусства в Японии. Когда балет только зарождался, на главные роли приглашали в основном знаменитых артистов из-за границы, сегодня же в Японии есть свои знаменитые и талантливые балерины, танцоры и балетмейстеры. Сегодня японских танцоров можно найти в балетных коллективах по всему миру. Даже в Ростовском государственном музыкальном театре есть прима-балерина из Японии Мари Ито.
Первая же постоянная балетная труппа появилась в Японии в 1997 году в Новом Национальном театре Токио. И по сей день в театре ставят множество постановок, включая такую классику, как «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Труппа выступает не только в Японии, но и в других странах: например, в 2009 году она выступала в Большом театре с постановкой «Дамы с камелиями». Ознакомиться с танцорами труппы можно на сайте театра.
Таким образом, на сегодняшний день японский балет покоряет не только родную сцену, но и зарубежную 🙂
Трейлер постановки «Щелкунчик» в Новом Национальном театре Токио.