Тёмные истории, кроющиеся за японскими традиционными масками

Фестивали — популярное развлечение в Японии, и красочно расписанные маски омэн — их неотъемлемая часть, а также желанный подарок для детей. Сегодня на фестивалях можно встретить маски всех цветов и размеров, но более традиционные маски имеют богатую «родословную», которую можно проследить вплоть до ритуальных танцев и представлений. В наше время к маскам относятся скорее как к глуповатым сувенирам, но за фасадом из забавных лиц кроются мрачные, тревожные истории прямиком из японского фольклора.

Маска Окамэ: Идеальная жена

Окамэ считается одной из классических японских масок. Круглолицая богиня удачи сегодня почитается как покровительница брака, деторождения, домашнего уюта, а также она может помочь со сдачей экзаменов и поиском работы — словом, другое своё имя, значащее «приносящая множество благ» (お多福面 Отафуку-мэн), она получила не случайно. Название «Окамэ», означающее «черепаха» (お亀), тоже несёт положительный смысл, поскольку черепаха считается символом долголетия. Окамэ также считается и примером идеальной жены… ведь по легенде она предпочла умереть, нежели позволить людям узнать, что она оказалась умнее своего мужа.

Женщина по имени Окамэ жила в Японии в XIII веке. Её муж был известным плотником и работал над главным залом храма (носит название Сэнбон Сякадо и сегодня признан национальным сокровищем Японии) Дайхон-дзи в Киото.

Однажды он заметил, что одна из сделанных им колонн была слишком короткой, чтобы поддерживать крышу. Такая ошибка грозила разрушить его репутацию, но, к счастью, его жена Окамэ придумала простое решение проблемы — использовать декоративные подпорки, чтобы заполнить пространство. Ранее такое не практиковалась в помещениях, но идея Окамэ сработала.

Репутация мужа была спасена, а чтобы никто не узнал, что она, женщина, затмила мужчину, Окамэ покончила с собой. Правда, потом история всё равно просочилась, но никого особо не взволновала, что сделало самоубийство Окамэ вдвойне бессмысленным. По крайней мере, эта легенда объясняет, почему маски Окамэ такие… мертвенно-бледные.

 

Маска Хёттоко: Всё то золото, что блестит

Маска мужчины в платке с комично натянутыми губами носит имя Хёттоко. Это вторая по популярности японская маска, и они часто появляются вместе с Окамэ, образуя что-то вроде комедийного дуэта из мужа и жены. Но в самой истории Хёттоко смешного мало.

Согласно одному из вариантов легенды, распространённой в префектуре Ивате, один старик пошёл в горы за дровами и там встретил принцессу из другого мира. Она отвела его в прекрасный дворец, и в качестве дара преподнесла ему ребёнка со странным лицом — Хёттоко (отличная идея для подарка, если вы уже давно ломаете голову). Мальчик понравился старику — особенно после того, как выяснилось, что из пупка ребёнка волшебным образом появляется золото. Старик вернулся к своей жене с чудесным мальчиком, но им не было суждено стать счастливыми родителями. Старуха желала получить больше золота и, начав однажды копаться в животе ребенка щипцами для углей, убила его. Поражённый горем, старик сделал в память о ребёнке маску, напоминающую лицо Хёттоко, и повесил её над очагом. Поверье о том, что маска Хёттоко, если поместить её над камином, будет приносить в дом счастье, известно и сегодня. Ведь ничто так не ассоциируется с удачей, как маска убитого ребёнка.

Маска Тэнгу: Японский Сирано де Бержерак

Маски тэнгу со свирепыми лицами и огромными носами довольно популярны у детей. В общих чертах всех тэнгу можно описать как сверхъестественных крылатых существ с гигантскими носами, но на самом деле в японской мифологии есть не один, а два вида тэнгу. Есть такие гиганты, как Дорё — хранитель священной горы в префектуре Канагава, есть и похожие на воронов тэнгу, которые из-за своих магических способностей считаются чем-то вроде покровителей ниндзя. А ещё эти ребята отличаются крайне скверным характером, социопатией и склонностью к богохульству. Свободное время они предпочитают проводить, пытаясь соблазнить священников и монахинь или похищая людей и заставляя их… есть испражнения, пока те не сойдут с ума.

Статуя тэнгу Дорё из храма Дайюдзан Сайдзё-дзи, Канагава

Маски омэн почти всегда изображают более крупный и благородный подвид тэнгу, но, согласно некоторым вариантам легенд, это не имеет значения, потому что на самом деле они не слишком сильно отличаются друг от друга. Поэтому родителям, покупающим своим детям маску тэнгу в качестве сувенира, остаётся только молиться, что на самом деле она изображает мифического покровителя храма, а не летающего социопата, любимым хобби которого является межвидовый секс и принудительная копрофагия.

Это лишь малая часть жутких историй, скрытых за традиционными японскими масками. Перед покупкой таких «традиционных сувениров», вероятно, стоит ознакомиться с их значением и происхождением. Впрочем, мрачные легенды — не повод отказываться от покупки, ведь сегодня эти маски ассоциируются с фестивальным весельем и благополучием. А о других историях, связанных с масками, мы расскажем как-нибудь в другой раз.

 

Источник: TokyoWeekender

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту