Образ тэнгу в фольклоре Японии

Виды тэнгу

Дайтэнгу (大天狗) — ёкай, внушительный облик которого складывается из двух характерных черт: длинного носа и чёрных крыльев. Именно его мы представляем при слове тэнгу. Дайтэнгу обитают глубоко в горных лесах и частенько похищают заблудившихся людей, чтобы замучить или обучить магии. Те, кто самостоятельно пытается отыскать дайтэнгу, позднее зачастую сожалеют об этом. Наряду с красным лицом, длинным носом, одеянием монаха-отшельника и огромными крыльями, ещё одной примечательной чертой в образе дайтэнгу является веер, взмахами которого те раздувают сильные ветра.

Вот что пишет о тэнгу Огита Ансэй, автор “Рассказов ночной стражи” (1660): “Вам, конечно, ведомо, что за существа эти тэнгу?.. Много, бед воспоследовало от них монахам. Даже и во времена нынешние те, кто предается чрезмерной гордыне и высокомерию, могут уподобиться тэнгу, только что без клюва и крыльев… Стоит хоть раз сойти с пути праведного, оступиться, и ты уже добыча тех, кого называют супостатами Будды, из племени бесов и оборотней”.

Другой вид тэнгу называется котэнгу (小天狗) или карасутэнгу (烏天狗). Несмотря на то, что «карасу» означает «ворона», этот вид тэнгу также может принимать облик таких хищных птиц, как, например, коршун. Как и дайтэнгу они носят монашескую робу, однако внешний вид и поведение куда больше роднит их с животными. Кроме того, в то время как дайтэнгу считаются виновниками природных катаклизмов и социальных конфликтов, котэнгу менее опасны. Единственное, чего действительно стоит опасаться, так это того, что они захотят вас съесть.

В настоящее время котэнгу считаются прислужниками дайтэнгу, однако изначально их связь выглядела несколько иначе. На самом деле, именно котэнгу является, так скажем, олдскульной версией тэнгу и прародителем дайтэнгу. Однако со временем, первоначальный образ птицеподобного тэнгу приобрел человеческие черты: например, птичий клюв превратился в очень длинный нос. Таким образом, в настоящее время мы можем наблюдать два похожих друг на друга и в то же время совершенно разных вида этого ёкая.

История развития тэнгу

На раннем этапе развития японского фольклора истории о тэнгу мало чем отличались от историй о других ёкаев. В IX—X веках тэнгу представляли собой хитрых горных демонов, которые любили строить людям всевозможные козни: они заманивали заблудившихся путников глубоко в лес, бросали камешки в людские дома и разжигали пожары. В общем, если происходило что-то странное и необъяснимое, в этом неизменно обвиняли тэнгу.

В те времена это был далеко не тот могущественный демон, которого мы знаем сегодня. В самых ранних рассказах о тэнгу людям достаточно было лишь проявить смекалку для того, чтобы одолеть этого крылатого озорника. Так, например, в одной истории тэнгу, принявший облик Будды, появляется на дереве в окружении яркого света и дождя из цветов. Сообразительный настоятель замечает подвох, садится напротив дерева и в течение часа наблюдает за ним. Сила тэнгу угасает, он обращается в пустельгу и падает с дерева, ломая себе крылья. Эта история демонстрирует то, как образ тэнгу развивался в неотрывной связи с буддизмом, будучи, прежде всего, врагом веры.

Многие легенды о тэнгу были собраны в «Кондзяку моногатари» — литературном памятнике первой половины XII века. В этих легендах отражены попытки тэнгу перевоплотиться в Будду с тем, чтобы обмануть монахов. Похищение и обман буддийских священников были их самыми любимым уловками, особенно, если в конце концов те сбивались с праведного пути и начинали поклоняться тэнгу, сверхъественные силы которых были сродни запретному плоду, ведь они в самом деле работали.

Согласно одной легенде, горный монах-отшельник излечил больного императора, однако местные священники заподозрили неладное и стали читать над ним молитвы. Тогда монах бросился на пол и взмолился о прощении: «Все эти годы я поклонялся тэнгу и молился, чтобы те сделали меня знаменитым! О, какую жестокую ошибку я совершил!» О чем же он сожалел? Сила тэнгу не ведет к просветлению, даже если с её помощью можно спасти человеческую жизнь. Буддийский священник должен, прежде всего, стремиться к просветлению, а не славе или похвале за исцеление влиятельного человека.

К XII веку в религиозных кругах оформилась идея о том, что те священники, которые при жизни вели неправильный образ жизни, после смерти становились тэнгу. Кроме того, враждующие буддийские секты могли называть друг друга тэнгу, подразумевая, что чужое учение неправедно и опасно.

Со временем проделки тэнгу уже не ограничиваются нападениями на простых людей и буддийских священников, а жертвой нападок становится даже сам император. По одной из легенд император слепнет, однако время от времени к нему ненадолго возвращается зрение. Происходящее объясняется тем, что на спине императора сидит тэнгу в облике призрака умершего священника и закрывает ему глаза своими крыльями.

В XIII веке образ тэнгу постепенно принимает черты горного монаха-отшельника. Так, например, роба, которую носили монахи, уходящие в горы, стала неотъемлемым атрибутом современного нам образа тэнгу. В это же время за тэнгу закрепляется слава отменных мастеров боевых искусств, что подтверждает легенда о том, как Минамото-но Ёсицунэ стал знаменитым мастером благодаря ученичеству у короля тэнгу Содзёбо.

По мере того как тэнгу становятся все более человечными, появляются истории об отдельных, добрых или злых, тэнгу, живущих в определенной горной местности. В легендах XVII века тэнгу приписывается огромная физическая сила. В XIX веке большое внимание уделяется способности летать, что отличает тэнгу от других ёкаев. Согласно одной из легенд того времени, голый мужчина упал с неба в токийском квартале Асакуса. Он утверждал, что два дня назад отправился в паломничество из Киото, но был похищен тэнгу. Существуют также истории, в которых сами священники превращались в тэнгу и улетали. В гневе тэнгу способны вызывать сильные ураганы, попадая в которые, люди уже могли не вернуться на землю. В то же время тэнгу являются хранителями горных лесов, где они и обитают, поэтому в качестве извинения за вырубку леса люди могли угостить их рисовым пирогом или рыбой. Кроме того, добрые тэнгу могли охранять монастыри и принадлежащие им территории. Так, например, сад одного монастыря всегда оставался чистым, хоть никто за ним и не ухаживал, а все ворота и двери всегда оставляли открытыми — и всё это благодаря покровительству местного тэнгу.

А была ли собака?

Теперь, когда вы узнали историю тэнгу, особенности его характера и внешнего облика, у вас, должно быть, возник вопрос: «А причём тут, собственно, собака (狗) в записи тэнгу (天狗)?». Давайте разбираться!

Несмотря на то, что образ тэнгу претерпел множество изменений за несколько веков, ни о какой собаке речи никогда и не было. В Японии этот термин был впервые употреблен в 637 году и имел отношение к китайской мифологии. Произошло это следующим образом: когда в небе показалась с шумом падающая звезда, наблюдающий это явление монах назвал её «небесной собакой, лай которой подобен грому».

В Китае образ небесной собаки был похож на комету или метеор, движение которого сопровождалось раскатами грома, что считалось предзнаменованием войны. Согласно ряду легенд, когда это небесное тело достигло земли, оно приняло облик собаки. Более реалистичные версии указывают на то, что после приземления падающая звезда превратилась в камень в форме головы собаки.

Легенды легендами, однако всё гораздо прозаичнее! Ведь китайская мифологическая традиция также сохранила упоминание о небесной собаке, как о звероподобном демоне, живущем в горах. Другое мифологическое существо, именуемое в Китае небесной лисой, имеет много общего с привычным нам образом тэнгу: умеет перевоплощаться и принимать облик Будды, разжигать пожары и подчинять себе волю людей.

Мифы уходят корнями глубоко в прошлое и веками передаются из уст в уста, поэтому в настоящее время очень трудно проследить точную цепь развития того или иного мифологического образа. Однако история тэнгу на этом не заканчивается!

Унесённый тэнгу

Излюбленными жертвами тэнгу были не только священники, но также и дети. Среди тех, кому удавалось вернуться домой, одни навсегда теряли рассудок, другие в течение нескольких дней находились в бреду или без сознания, после чего всё же выздоравливали. По словам известного фольклориста Янагита Кунио (1875-1962), мальчики из горной деревушки, в которой он вырос, постоянно говорили о том, что очень боятся, что их украдут тэнгу.

Впрочем, один мальчик сумел не только вернуться на землю, но и рассказать о своих подвигах людям. Известно, что звали его Торакити, он был болезненным ребенком из бедной семьи, поэтому будущее сулило ему далеко не радужные перспективы. Всё, что у него было, так это умение интересно рассказывать истории, чем он и зарабатывал себе на жизнь.

Во второй половине XIX века, несмотря на распространяющийся в народе скептицизм, многие люди всё ещё относились к легендам со всей серьезностью. Так, например, в 1860 году перед визитом сёгуна Токугава Иэмоти (1846-1866) в город Никко местные чиновники подготовили следующее официальное объявление, адресованное тэнгу: «В апреле следующего года наш сёгун намерен посетить мавзолеи города Никко, а потому тэнгу и все прочие демоны, населяющие здешние горы, должны покинуть эти края до тех пор, пока визит сёгуна не будет завершён». Подобные истории служат ярким примером того, насколько сильно люди того времени верили в потустороннюю силу, боялись и уважали её могущество.

Токугава Иэмоти

Однако вернемся к истории Торакити. Однажды мальчика заметил знаменитый теолог синто по имени Ацутанэ Хирата (1776-1843). Хирата изучал японский фольклор, а на досуге любил рассуждать о потустороннем мире. Когда он услышал о мальчике, который рассказывал истории о жизни с тэнгу, то сразу же заинтересовался им. Однако учёный видел в мальчике не столько источник фольклорной мудрости, сколько живое доказательство всех своих теорий о потусторонней силе. Хирату интересовало всё: от житейских мелочей до духовных вопросов, над которыми люди ломают голову и по сей день. А Торакити щедро делился секретами тэнгу, рассказывая о том, как горные демоны готовят моти, какими средствами лечат геморрой и т.д. Однажды Хирата спросил, каково это – уметь летать. И вот что ответил Торакити: «Когда поднимаешься в небо, ощущение, словно ступаешь по мягкому хлопку. Вы, кажется, зовёте это облаками?.. Когда мчишься вперёд, подобно стреле, только и чувствуешь, что свист в ушах. Каждый предпочитает летать по-своему, ведь это совсем как у рыб: одни плавают на поверхности, другие – на глубине».

Ацутанэ Хирата

Торакити, выросший в городе, вероятно, был мало знаком с дикой природой, а потому некоторые естественные явления и события в глазах мальчика выглядели странными и пугающими, благодаря чему и превратились в удивительные истории. В одной из таких историй на него напало некое существо небольшого размера, но с очень острыми когтями. Существом, скорее всего, была японская белка-летяга.

Будучи умелым рассказчиком, Торакити говорил в основном о том, что Хирата хотел услышать больше всего. Примером тому служит один забавный разговор.

«Я нахожу крайне раздражающим то, как волосы в носу отрастают дальше ноздрей, а потому всегда держу под рукой пинцет, чтобы легко их выщипывать», – сказал Ацутанэ.

«Длинные волосы в носу – признак долголетия, и мой мастер (имеется в виду тэнгу) считает, что их ни в коем случае не следует выщипывать. У моего мастера они очень длинные! Настолько, что их едва ли можно отличить от его усов. Мастер очень трепетно относится к волосам в своём носу».

Далеко не все истории мальчика учёный принимал за чистую монету. Например, он не поверил Торакити, когда тот описал ему своё путешествие на Луну – рассказ показался Хирате не слишком правдоподобным. В ответ на это мальчик засмеялся и сказал следующее: «Это вы ошибаетесь, ведь ваши знания основываются только на книгах. Я книг не читаю, а говорю только то, что видел собственными глазами».

Уникальная история Торакити, мальчика, якобы (а может и в самом деле) унесённого тэнгу, имеет иронический финал: после того, как Хирата потерял к нему интерес, Торакити, не мудрствуя лукаво, нашел другой способ заработать себе на жизнь и, в конце концов, стал буддийским священником.

Образ тэнгу в поп-культуре

Столь неоднозначный и интересный персонаж как тэнгу сегодня пользуется большой популярностью в массовой культуре: мы можем увидеть его в манге, аниме и компьютерных играх. Этот список можно продолжать бесконечно, однако, дабы не занимать у вас много времени, мы расскажем лишь о некоторых из них.

«Экзотическая семейка» (有頂天家族) — аниме, основанное на романе Морими Томихико и вышедшее на экраны в 2013 году. В основе сюжета лежит повествование о семье тануки, живущей в современном Киото, а также о её взаимодействии с миром людей и тэнгу.

«Чёрная птица» (ブラックバード) — манга в жанре эротической фантастики о вампирах. Главная героиня, девочка-подросток, внезапно обнаруживает, что её кровь придаёт невероятные силы демонам, которые её пьют, а любовь её детства оказывается наследником клана тэнгу.

«Очень приятно, Бог» (神様はじめました) — аниме и манга, немаловажными персонажами которых являются тэнгу. Так, например, один из героев по имени Курама Синдзиро выступает на сцене в образе падшего ангела, носит готический макияж и крылья за спиной. Экстравагантное одеяние, однако, не сценический образ, а сам Курама — это ворон-тэнгу, вот уже несколько лет живущий в мире людей.

Фантастические тэнгу и где они обитают

В прошлый раз мы обещали рассказать вам о том, куда следует отправляться в поисках тэнгу. Сказано – сделано! В этом пункте приведём топ священных уголков Страны восходящего солнца, которые хранят память об этих крылатых существах.

Однако прежде стоит сказать несколько слов о причинах появления этих мест. Дело в том, что со временем истории о тэнгу обрастали всевозможными подробностями, будь то конкретные имена людей или определённые географические названия. В связи с этим возникали и споры о том, каких же тэнгу следует считать наиболее выдающимися. По мнению философа Радзана Хаяси , таковыми являются Содзёбо с горы Курама, Таробо с горы Атаго и Дзиробо с горы Хира. Особое значение в частности приписывается Содзёбо – мифическому королю тэнгу, который наиболее известен обучением Минамото-но Ёсицунэ искусству фехтования. Кроме того, существует и более современная легенда, согласно которой благодаря покровительству всё того же Содзёбо освоил боевые искусства основатель айкидо Уэсиба Морихэй .

Как бы то ни было, это далеко не единственный подобный список.Так, например, список периода Эдо (1603-1868) содержит 48 великих имён, а список XVIII века, известный как «Тэнгу Мэйгико», насчитывает 17 имён. Сегодня общепринятым является список из 8 имён, о котором мы и расскажем далее.

1) Атаго Таробо (г. Киото) – этот тэнгу защищает храм Атаго, возведённый в честь одного из мифологических создателей Японии – бога Идзанаги. На такую почётную должность его назначил сам Будда около 3000 лет назад!

2) Курама Содзёбо (г. Киото) – мифический король тэнгу собственной персоной.

3) Хира Дзиробо (префектура Сига) – тэнгу родом с горы Хиэй, который, согласно преданиям, не уступал по силе Таробо, однако из-за прихода могущественных монахов был вынужден перебраться на гору Хира.

4) Идзуна Сабуро (г. Нагано) – тэнгу, которого считают чудотворцем. Однажды, когда во всей Японии случился неурожайный год, с вершины горы Идзуна на землю посыпался бурый рис. Считается, что благодаря этому чудесному явлению спаслись многие голодающие.

5) Сагами Ооямахокибо (префектура Канагава) – ещё один тэнгу, который изначально обитал на горе Дайсэн в п. Тоттори, но так как прежний хозяин оставил свой пост в Ооямахокибо, Сагами занял его место в Канагава.

6) Хикодзан Будзэнбо (префектура Фукуока) – этот тэнгу строго следит за порядком среди людей: тем, кто хорошо поклоняется тэнгу, он сулит исполнение желаний, тех же, кто жаден и непослушен, ждёт жестокое наказание.

7) Ооминэ Дзэнки (г. Нара) – тэнгу с кровавым прошлым. Согласно легенде, супружеская пара демонов Дзэнки и Гоки изначально, как и подобает демонам, совершали всевозможные злодеяния. Так продолжалось до тех пор, пока основатель сюгэндо Эн-но Одзуно не спрятал одного из их детей в железный котёл. Потеряв ребёнка, они осознали всю боль родителей, детей которых они когда-то убили. С тех пор Дзэнки и Гоки защищали Эн-но Одзуно, а Дзэнки позднее стал тэнгу.

8) Сираминэ Сагамибо (префектура Кагава) – тот самый тэнгу, который перебрался в Кагаву на острове Сикоку, чтобы утешить дух императора, умершего после восьми лет изгнания, всё это время мечтая вернуться в Киото.

Напоследок остается отметить, что с течением времени образ тэнгу претерпел множество изменений, из легенд и преданий перейдя на страницы комиксов и экраны кинофильмов. Однако, при том, что эти ёкаи снискали большую популярность и народную любовь, они по-прежнему остаются гордыми и опасными существами, поэтому если вы всё же решите отыскать их, постарайтесь не забыть о мерах предосторожности!

А если вы хотите знать больше о мифических созданиях Японии, советуем также обратить внимание вот на эту статью.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту