В традиционной японской кухне важен не только вкус блюд, но также и то, как они выглядят. В частности это относится к сладостям, которые создаются с такой же кропотливостью, как и остальные блюда японской кухни. Японские леденцы в форме животных – отличный пример создания настоящих произведений искусства из простых блюд. Однако этот вид искусства рискует исчезнуть из-за ужесточения санитарных норм и появления новых видов развлечений.
Что такое амэдзайку
Амэдзайку, в отличие от других сладостей, – это скорее представление. Поэтому, покупая уже готовый леденец, вы упускаете самое главное – процесс создания. Такие леденцы изготавливаются из разогретого мидзуамэ – сахарного сиропа из рисового или картофельного крахмала. Мастер амэдзайку отщипывает щипцами небольшую порцию чуть застывшего сиропа и начинает подбрасывать или растягивать пластичную массу, добиваясь оптимальной температуры. В это же время добавляются и хорошо вмешиваются пищевые красители. Когда все приготовления завершены, начинается настоящая магия: в руках мастера сахарный шарик оживает в виде самых разных животных. У кондитера есть всего несколько минут, пока масса окончательно не застынет. С помощью специальных щипчиков от сахарного шарика отщипываются маленькие части, из которых создаются части тел животного: лапы, хвосты, плавники или крылья.
Исчезающее искусство
В некоторых источниках говорится, что искусство амэдзайку существовало уже в VIII веке, а леденцы использовались в качестве подношения по случаю завершения постройки храма Тодзи в Киото. Однако техника, которую мы знаем как амэдзайку, скорее всего, появилась в эпоху Эдо (1603–1868 гг.). В то время леденцы носили название амэ-но тори – птица-леденец, так как обычно изготавливались в форме птиц. Сама техника создания леденцов также отличалась от современной: немного затвердевший сахарный сироп насаживали на тростинку и выдували как стекло. Леденцы изготавливались и продавались прямо на улице.
Однако в XX веке искусство амэдзайку пришло в упадок. По новым санитарным нормам, введённым в 1970-х годах, запрещалось не только изготавливать сладости на улице, но и использовать технику выдувания из-за риска распространения бактерий. В конце концов многие мастера бросили своё дело, остальные же искали покупателей на фестивалях и различных мероприятиях.
В 1995 году один мастер амэдзайку, о котором говорится в книге «Vanishing Japan», был назван последним опытным мастером в Токио. Он говорил, что чаще всего его покупатели – это скорее девушки, нежели дети, на которых и ориентировалась продажа. Он также упоминал и то, что дети сейчас не имеют так много свободного времени, занимаясь в школе и кружках. Но особенно важно, что амэдзайку столкнулось с жёсткой конкуренцией в виде развивающегося мира телевидения и видеоигр.
За всю 30-летнюю карьеру у мастера было множество учеников, но никто не остался в профессии. И это неудивительно, ведь сами создатели леденцов говорят, что страдания за искусство неизбежны, если материал, с которым они работают, – это сахарный сироп температурой 80 градусов по Цельсию.
Возрождение амэдзайку
Несмотря на упадок амэдзайку, искусство не исчезло полностью, а современные мастера стараются привнести что-то новое в изготовление леденцов.
Первый постоянный магазин леденцов открыл Ёсихара Такахиро в 2008 году. Кроме него в магазине также работают ещё три мастера амэдзайку. В своей работе Ёсихара старается привнести больше красоты в леденцы, ведь если человек покупает леденец в магазине, а не фестивале, он не видит, как изготавливается сладость, и судит только по внешнему виду.
Постепенно искусство амэдзайку начало возрождаться. Второй магазин амэдзайку открылся в 2013 в Асакуса, Токио. У основателя магазина «Амэнсин», Тэдзуки Синри, свой стиль изготовления леденцов: он добивается прозрачности сахарного сиропа, а затем покрывает готовую фигурку красителями.
Конечно, кроме вышеупомянутых двух магазинов существуют и другие последователи амэдзайку, которые совершенствуют старую технику своими путями и появляются на различных мероприятиях.
Источник: Tofugu