Истоки японской школьной формы: символ свободы и бунтарства

Появление школьной формы

Появление школьной формы можно отнести к 1879 году, когда мальчики из богатых семей начали носить её при поступлении в частные школы. Для девушек же история униформы началась примерно в 1900 году. Тогда общепринятой формой для них были хакама и кимоно. Введение школьной формы должно было дать студентам возможность свободно заниматься на уроках физкультуры. Другим фактором являлось сохранение старой системы классового неравенства. Школьная униформа должна была привести к тому, чтобы люди разных социальных слоёв учились вместе на равных вне зависимости от своего социального статуса.

Слева представлена мужская униформа 1879 года. Студентка справа одета в хакама и кимоно. Главным преимуществом хакама являлась свобода действий по сравнению с кимоно.

Томоко Намба, доцент токийского университета Отяномидзу, изучающая школьную форму, объясняет:

«Итоговое решение принималось руководством школы, но даже до того, как хакама стали официальной формой, девушки брали инициативу на себя и начинали носить их сами или же просили руководство школы об их введении. Молодые девушки с самого начала чётко выражали свою позицию по поводу формы».

В то время большинство населения Японии всё ещё носило кимоно. Женщины же стали носить западную одежду позже мужчин. Перемены начались с Рокумэйкан, здания в западном стиле, которое было построено, чтобы встречать (и впечатлять) дипломатов и высокопоставленных гостей с Запада. Там японские женщины носили последние новинки из Парижа. Однако в то время западная мода была доступна лишь женщинам высших сословий. Отсюда и появился уникальный стиль, в котором смешашалась японская и западная одежда, а западные аксессуары комбинировали с японскими кимоно. В конце концов, к 1920-м годам женская школьная униформа полностью сменилась на одежду в западном стиле. Особую популярность среди студенток снискала форма, вдохновлённая одеждой моряков и известная сегодня как матроски セーラー服 сэ:ра: фуку.

Матроски в то времяы приобрели огромную популярность и вытеснили другие виды формы. В то время люди не покупали готовую форму в магазинах, а шили самостоятельно. Лёгкость изготовления — ещё одна причина популярности матросок.

Слева матроска и справа форма в западном стиле

Эксперименты с разными стилями

Томоко Намба рассказывает, что девушки экспериментировали с формой с самого её появления:

«Школьная форма изначально была символом элиты, так что люди в ней автоматически привлекали внимание. Кроме того, до войны за единообразием формы следили не слишком строго, так что можно было переделать стандартную форму под любой стиль».

Даже сегодня в большинстве средних школ парни носят форму с высокими воротничками, а девушки — матроски. Однако некоторые школы заменяют такую форму на пиджаки, поскольку многие студенты ездят за границу, а высокие воротнички у парней похожи на военную форму.

Женские банды スケ番 сукэбан меняют школьную форму

После эры популярности матросок, начиная с 1920-х, девушки стали носить топы в сочетании с длинной юбкой. Если же студентам не нравилась стандартная форма, то они находили разные способы сделать её более модной.

Изменённая школьная форма. В тренд вошли смелые решения, такие как яркая подкладка для воротничков у парней, широкие штаны и короткие топы, а также длинные юбки.

Причиной этих изменений стал бум движения スケ番 сукэбан. Этот термин означает бандитские женские группы. Их противоположностью были 番長 бантё: — банды, в которые объединялись парни, которые хотели в дальнейшем стать якудза. Подростки, входившие в эти банды, были типичными бунтарями: игнорировали школьные правила и были известны своим плохим поведением на уроках и агрессией по отношению к другим ученикам.

Для них также был важен внешний вид. И девушки, и парни красили волосы, а девушки носили яркий макияж. С собой в школу они носили сумки, которые были настолько плоскими, что было почти нереально туда что-нибудь положить. Это тоже отлично отображало протест подростков против школьных правил.

Для обычных студентов стиль хулиганов выглядел пугающе, но вместе с тем очень круто. В то время дети испытывали на себе сильное давление со стороны общества, и жёсткие вступительные экзамены не единственный тому пример. Поэтому мятежный дух хулиганов находил в них свой отклик. Благодаря сукэбан и бантё: появилось много произведений, посвящённых этой теме: фильмы, книги и манга.

Однако поведение банд с каждым годом становилось всё жёстче, и вскоре насилие в школе и преступность среди несовершеннолетних стали проблемой для японского общества. «Развращение начинается с одежды» — такой слоган использовал столичный департамент полиции. Полиция рассказывала о стиле сукэбан и о том, как вычислить чужое мировоззрение по одежде. Чтобы бороться с хулигантсвом, были установлены более строгие правила касательно униформы. Тогда в истории школьной формы началась новая эпоха.

 

Источник: livejapan

Лия
Исполнительный редактор (ノ◕ヮ◕)ノ*:・゚✧
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту