Сукэбан расшифровывается как «девушка-босс»: 助 сукэ на слэнге «девка» + первый слог от 番長 бантё: «главарь банды несовершеннолетних правонарушителей».
После сокрушительного поражения Японии во Второй мировой войне страну оккупировали американские войска, и население не могло ничего с этим поделать. Моральный дух нации упал, и народ страдал от алкоголизма и наркомании. Эта среда породила мальчишеские банды правонарушителей バンカラ банкара от англ. barbarian «варвар» + второй слог от ハイカラ хаикара high collar, которым называли офисных работников в белых рубашечках. В этих бандах зачастую состояли парни, учащиеся старшей школы и недавние выпускники, и несмотря на молодой возраст они зачастую имели связи с якудза. Уже в 80-90-х годах молодёжные банды получили более знакомое для нас название — ヤンキー янки:. Примерно в то же время уже была популярна частично криминализированная субкультура байкеров — 暴走族 бо:со:дзоку.
В 60-е годы не только мальчики хотели сбиваться в банды, но и девочки тоже. Однако действующие банды не впускали в свои ряды девушек, что стало причиной основания движения Сукэбан, как вызова существующим стереотипам о том, как должна вести себя женщина. Изначально термин «сукэбан» применялся только к девушкам-главарям группировок, но после 1972 года сукэбан стали называть абсолютно всех членов женских банд. Насилие, воровство, алкоголь и наркотики — всё это не запрещалось в рядах сукэбан.
Они протестовали против строгих гендерных норм, навязанных обществом, в котором доминировали мужчины. Сукэбан бросали вызов обществу и, естественно, это выражалось в их манере одеваться. Первой под раздачу попала женская школьная форма сэйлор фуку, которую девушки видоизменяли, как захочется: закатывали рукава, заменяли школьные туфли на конверсы, удлиняли юбки, укорачивали блузки, чтобы талия была открыта и в довершение бунтарского образа красили волосы в разные цвета, что строго запрещено в школах. Даже когда сукэбан выпускались из школы, они продолжали носить школьную форму и изменяли её до неузнаваемости, вышивая розы, кандзи и названия банд на блузках и пиджаках.
Если вы думаете, что издевательства над школьной формой — это всё, чем прославились сукэбан, то это не так. Многослойная и в некоторых местах удлинённая форма помогала незаметно носить с собой цепи, ножи и бритвы. Чаще всего сукэбан занимались магазинными кражами, но иногда решались на взломы и публичные конфликты между бандами, в которых могли пострадать и простые граждане.
В самой крупной банде сукэбан состояло более двадцати тысяч девушек (банда района Канто), сейчас не каждый клан якудза может похвастаться таким количеством. Также была одна известная сукэбан «Бритва Кэй-ко» — она была главарём небольшой банды из пятидесяти человек и прославилась жесткими методами борьбы: она резала лица врагов бритвой, которую прятала в бюстгальтере.
Также сукэбан выступали против сексуализации женщин в глазах мужчин. Удлинённые юбки, скрывающие ноги, спортивные костюмы в качестве повседневной одежды на выход, короткая стрижка, агрессивный макияж или его полное отсутствие, — в те времена всё это кричало о нежелании быть объектом желаний для мужчин.
Культура сукэбан проникла и в соседствующую субкультуру босодзоку: когда подружкам байкеров надоело сидеть за спинами своих мужчин, начали появляться полностью женские банды босодзоку верхом на ревущих мотоциклах в длинных плащах с вышитыми розами.
Сукэбан в культуре
Как и любая субкультура с ярко выраженным стилем, сукэбан нашла своё место в поп-культуре Японии. Toei Company любила снимать фильмы про сукэбан: серия фильмов «Ужасная школа для девочек» и «Сукэбан по кличке Герилья» в жанре пинку эйга (фильмы, содержащие больше количество сцен насилия и эротических сцен с участием женщин). Так сукэбан напоролись на то, против чего сами боролись — на сексуализацию. Сукэбан показывали не суровыми девушками, орудующими ножами и цепями, а полуголыми девицами, дерущимися между собой.
Режиссёр Судзуки Норифуми, который стал основоположником жанра фильмов о сукэбан, превращал девушек в длинных школьных юбках из уличной шпаны в антигероев с самурайскими мечами и кодексом чести.
Образ девочек-бунтарок проник и в аниме- и манга-культуру. По изначальной задумке героиня манги и аниме «Сэйлор Мун» Кино Макото, более известная как Сэйлор Юпитер, была предводительницей банды сукэбан. Выпускались также сёдзё-манги про сукэбан, такие как «Виновный детектив», «Цветущая Асукагуми», «Сказки колледжа Ядзикита», по которым позже сняли аниме. А ещё позже сукэбан стали героинями произведений в жанре сёнэн.
Сукэбан уже давно выросли и разбрелись по разных жизненным дорогам, оставив бунтарскую молодость в прошлом. Сейчас они стали частью истории японской уличной моды или героями фильмов и сериалов про неугомонную молодёжь. Одно из последних появлений сукэбан в кино — пять сезонов сериала «Школа Мадзисука» с участницами айдол-группы AKB48.
Источники:
SUKEBAN — THE FORGOTTEN STORY OF JAPAN’S GIRL GANGS
The True Story Of Sukeban: Violent Girl Gangs Of ’70s Japan
Remembering Japan’s badass 70s schoolgirl gangs
Defiant & Dangerous: The Girl Gangs of ’70s Japan
Sukeban: 20 Amazing Photographs Capture Badass Girl Gangs in Japan From the 1970s and 1980s
Meet Japan’s Schoolgirl Gangs of the 70s That Became a Menace to Patriarchy
How Vicious Schoolgirl Gangs Sparked a Media Frenzy in Japan