Кодан – серьёзное ракуго

В недавней статье мы поднимали тему ракуго – японского искусства комических рассказов. Сегодняшняя статья будет посвящена кодан – традиционному способы рассказывания лекций, главным образом, по истории, а также по другим не менее серьёзным темам. Как появилось это искусство, где распространено, в чём его суть – читайте в этой статье.

Кодан (講談 ко:дан) – одно из традиционных искусств Японии, похожее на ракуго, где актёр (演者 эндзя) сидит за маленьким столом на небольшой платформе на сцене, держит в руках веер харисэн (張り扇 – складной веер для комедий с фарсом; также используется в театре Но), отбивает им ритм и зачитывает публике рассказы, в основном на историческую тематику, связанные с войнами или политическими событиями. В представлениях кодан Осаки и Киото помимо веера могут использовать колотушку (拍子木 хё:сиги – два связанных верёвкой деревянных бруска).

История

Считается, что начало этому искусству положили отогисю – приближённые самураев в эпоху воюющих провинций (вторая половина XV – начало XVII веков), однако прототип кодан, как одного из жанров театра Ёсэ, можно искать в одном из жанров уличных выступлений в эпоху Эдо – 辻講釈 цудзикоусяку, букв. «уличная лекция, лекция на дороге/перекрёстке». Эти лекции были рассказом с комментариями и отбиванием ритма военных эпосов, таких как Тайхэйки.

В начале 1700-х представления стали проводить в постоянно стоящих по разрешению администрации зданиях, и начали называть ко:сяку (講釈 обучающие/пояснительные лекции). А в 1820-х годах ко:сяку установился как театральный жанр, появилось даже несколько течений. Также развивались связи с другими видами искусства, например, например, некоторые популярные выступления превращали в постановки для театров Кабуки и Бунраку (кукольный театр). Начиная с периода Мэйдзи лекции ко:сяку стали называться ко:дан (講談 устный рассказ).

Расцвет искусства кодан выпал на конец эпохи Эдо и эпоху Мэйдзи. В это время выступал наследник Сёуринтэя Хакамару Сёурин Хакамару, которого прозвали «Вор Хакамару», и который написал более 120 выступлений. В конце периода Мэйдзи получили распространение сборники выступлений известных эндзя коданбон такими издательствами, как Тацукава Бунко. Кроме того, появилась возможность печатать коданы в газетах и журналах. Однако по прошествии этого периода, и когда Япония входила в новую эпоху Сёва, популярность кодан стала потихоньку угасать с появлением новых видов искусства: например, нанивабуси (жанр песенного сказа), мандзай (юмористический диалог) и других. После Второй мировой войны и приказа Императорской ставки о запрещении пропаганды насилия и феодальной идеологии во время представлений, интерес к кодан ненадолго возрос. Однако с повсеместным распространением телевидения популярность кодан продолжила снижаться.

Кодан в Токио

В настоящие время рассказчики кодан относятся к двум организациям: «Ассоциация кодан» (「講談協会」) и «Японская ассоциация кодан» (「日本講談協会」), которое образовала школа Канда, отделившись от первого. Постоянными местами для проведения кодан были залы Хонмоку и зал коммерческой группы Нагатани, однако в 2011 году Хомоку обанкротился и закрылся. Некоторые чтецы кодан также принадлежат ассоциациям ракуго и выступают на их сценах, и кроме того выступают на сцене для нанивабуси Мокубатэй в Асакусе.

По сравнению с миром ракуго, где женщины-чтецы – довольно необычное явление, в обоих ассоциациях кодан рассказчиков-женщин больше, чем мужчин. В частности, невероятно много женщин среди молодёжи, которая только начинает обучаться искусству кодан, а в «Ассоциации кодан» в период с 1988 по 2012 года не было ни одного ведущего исполнителя-мужчины.

Кодан в районе Камигата (Киото и Осака)

В Камигате кодан представлял собой сочетание двух течений: в нём объединялись рассказы на военную и на синтоистскую тематику. Во время периода Тайсё мир кодан в Камигате «завоевал» Тамада Гёкусюсай и следующие поколения его школы, которые основали уже упоминавшееся издательство Тацукава бунко. Позднее, в начале периода Сёва, роды Тамада, другие крупные роды и школы чтецов постепенно стали исчезать, и можно сказать, что родословная чтецов Камигаты в то время почти исчезла. В Токио сохранился актёрский род Кёкудо, и до настоящего времени дошли последователи Нидаймэ Нанрё (единственные, кто читал в то время лекции в районе Камигата), которые уже со второго поколения боролись за своё место в этом искусстве.

После войны помимо ракуго значительному упадку подвергся и кодан в Камигате; в Эдо только наследники Нидаймэ Кёкудо Нанрё и Нидаймэ Кёкудо Конанрё поддерживали это искусство. После того, как умерли Нидаймэ одиночную борьбу за искусство продолжили Сандаймэ. В настоящие время их не так много, но благодаря последователям Сандаймэ продолжилась стабильная деятельность кодан и закончился кризис. Также продолжили читать на постоянной основе лекции в театрах Ёсэ «Слушание в Камигата», «Кодан в Тэмма (район в Осаке)» «Кодан в Тории-холл». Затем среди последователей Сандаймэ разгорелась борьба (дело даже дошло до суда), поэтому род Ёндаймэ (прежнее имя Конанрё – член палаты советников японского парламента) вышел из состава кодана в Камигате и образовал «Ассоциацию кодан в Осаке». В 2017 году предыдущее поколение Сандаймэ после Кёкудо Нанрина отделилось и образовало свою «Ассоциацию Намихая кодан». В результате, «Ассоциация кодан в Камигате» стала состоять из наследников рода Кёкудо Нандзаэмона, и на данный момент мир кодан делится на три ветки:

· Ассоциация кодан в Камигате (председатель – Кёкудо Нандзаэмон)

· Ассоциация кодан в Осаке (председатель – Ёндаймэ Кёкудо Нанрё)

· Ассоциация Намихая кодан (председатель – Кёкудо Нанрин)

Темы

Кодан – это искусство повествования, где рассказывают материал, сопровождая его комментариями. Несмотря на то, что в основном предметом разговора являются исторические события, во время рассказа которых для понимания публики вплетаются новые оценки произошедшего, сейчас предпринимают попытки также разговаривать и о политической обстановке, и о теории менеджмента и других отличных от истории темах. К тому же кодан – замечательная площадка для женских выступлений, и в последнее время среди молодых чтецов много женщин. Нельзя сказать, что кодан является процветающим развлечением, но новые тенденции в этом искусстве продолжают появляться.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту