Ёсиаки Сато, профессор Токийского университета, утверждает, что слово «J-pop» появилось в Японии в конце 1980-х годов. До этого времени японская популярная музыка называлась Каё:кёку( 歌謡曲) и была не более чем подражанием американской поп-музыке. Но именно Каёкёку как жанр, напрямую повлиял на формирование и становление японской поп-музыки как самостоятельного и независимого жанра.
J-Pop включает в себя элементы Японского фолка, рока и рэгги – жанров, пришедших в Японию в середине ХХ века. С уверенностью можно сказать, что J-Pop – это музыка преимущественно молодого поколения.
Ранний этап
После Второй Мировой Войны Американские войска ещё некоторое время находились в Японии. День за днём американская поп-музыка проникала на военные базы, а затем и в саму Японию. Молодёжь Страны восходящего солнца танцевала под эту музыку на своих вечеринках. В то же время некоторые японские исполнители начали играть Американскую поп-музыку в 1950-ые.
Таким образом, происходила адаптация американской популярной музыки: японцы меняли текст оригинальных песен на свой. Песня Мэйко Хирота (三枝子弘田) «Kodomo janai no» (яп. 子供ぢゃないの) стала первым поп-хитом в Японии (в оригинале песня была написана J. F. Schroeder & M. E. Hawker и называлась «Don’t treat me like a child» )
Постепенно Японские авторы начали писать свои песни на родном языке. Песня Кю Сакамото(九坂本) «Ue o Muite Arukou» (上を向いて歩こう) возглавила Американский хит-парад популярной музыки. Западным слушателям эта песня пришлась по вкусу и была больше известна под альтернативным названием «Sukiyaki».


Битломания в Японии
Запуск скоростных поездов Синкансэн (新幹線) в 1960-е был символом экономической стабилизации в Японии. Всё население Страны восходящего солнца было уверено в светлом будущем. Олимпийские игры в Токио в 1964 были эпохальным событием, которое не только укрепило веру Японцев, но и показало, что Япония – развитая страна.

Столь символичное событие дало возможность японской молодёжи не только соприкоснуться с западной культурой в целом, а также позволило Японии одной из первых восточных стран познакомиться с записями Битлз в частности.
В 1966 году Битлз впервые прибыли в Токио с концертом. Площадкой для выступления стала Ниппон Будокан – закрытая арена в центре Токио. Несмотря на запреты учебных заведений, многие студенты и школьники пришли насладиться концертом.


Битлз в буквальном смысле научили японскую молодежь веселиться, носить пёструю одежду, дико танцевать под рок-н-ролл – просто быть самими собой, а не копией своих родителей. Вдохновившись, японские парни начали создавать свои рок группы как только музыканты осваивали два-три аккорда. В результате,
волна рок-музыки в Японии в 1960-е года и группы, созданные в это время, стали называться Group Sounds (GS).
Влияние американской контркультуры
Американская контркультура шестидесятых (т.н. битничество) настигла Японию в начале 1970-х годов. Студенческие кампусы были заполнены футболками, синими джинсами и прочей атрибутикой хиппи, а также пластинками с фолк-музыкой. Фолк стал основным музыкальным направлением в Японской индустрии тех лет. Самым популярным исполнителем этого жанра становится Такуро Ёсида (拓郎吉田).
Рок звучание и социально-значимый контекст фолк-музыки были соединены в творчестве группы Happy End (はっぴいえんど) с более лиричным и свежим звучанием, в отличие от Group Sounds (GS). Кроме того, тексты их песен были выразительнее, а исполнение артистичнее, что отличалось от общепринятой нормы японской фолк-музыки (размеренного, мало запоминающегося исполнения). В 1970-х это течение стало называться «Новая музыка» или «Новая волна» .

https://www.youtube.com/watch?v=I5Uo2UXGNbI&feature=emb_logo
Музыка высокого качества
После распада каждый из участников группы Happy End начал сольную карьеру в разных отраслях музыки. Мацумото Такаси (松本隆) стал продюсером японских поп-идолов. Он значительно разнообразил репертуар и направленность текстов с точки зрения насыщенности и глубины смысла.
Отаки Эйичи (大瀧 榮一) начал заниматься сольным творчеством – его первый альбом «A Long vacation»(1981) сильно повлиял на японскую сцену.
Это были «сливки» японской поп-музыки.
Хосоно Харуоми (細野 晴臣) сформировал Yellow Magic Orchestra (YMO), куда входил Рюити Сакамато (龍一坂本), известный композитор, автор музыки для х/ф «Счастливого рождества, Мистер Лоуренс»(Merry Christmas Mr. Lawrence, 1983), где также снимались Дэвид Боуи и Такеши Китано ( 武北野).
Сигэру Судзуки (茂鈴木) создал группу Tin Pan Alley совместно с певцом Масатака Мацутоя (正隆松任谷). Tin Pan Alley записывали собственные альбомы и в то же время играли для других музыкантов, например: Юми Араи ( 由実荒井 позже известной как Yumin ユーミン) и Тацуро Ямасита (達郎山下).
Благодаря наследию Happy End, качество Японской поп-музыки значительно возросло. Кроме того, в 1980-е J-Pop становится популярным за пределами Японии.
https://www.youtube.com/watch?v=jBh3msWv1_A&feature=emb_logo
Утада Хикару (宇多田ヒカル) – Automatic
Формулировка J-Pop стала популярной в начале 90-х. Наличие «J» в названии стиля означало уверенность японской музыкальной индустрии выйти на новый, международный уровень.
С началом карьеры певицы Хикару Утада в 1999 стало очевидно влияние зарубежного хип-хопа на J-Pop. Она родилась и выросла в Нью-йорке, обучалась на английском языке, но с членами семьи разговаривала только по-японски.
Музыкальный фон её творчества основан на R&B, Soul и Hip-Hop течениях того времени. С другой стороны, благодаря билингвистическому воспитанию сформировался её колкий слог и манера изложения. Её хит «Automatic» в полной мере раскрывает уникальную манеру речитатива.
Важно отметить, что впервые в «Automatic»
женский лирический герой обращается к своему парню «кими» (君) вместо «аната» (あなた), что противоречит языковой норме того времени: парни обращаются к девушками «кими», а девушки к парням – «аната». Дело в том, что «аната» имеет под собой контекст «подчинения» девушек парнями, что уходит корнями в японскую культуру и менталитет. Таким образом, столь дерзкий ход в лирике J-Pop имеет большую значимость для изменения статуса «парень-девушка» между молодыми людьми. После «Automatic», многие певицы начали использовать «кими» в своих песнях.
Также в «Automatic» Хикару Утада поёт о том, что ощущает тепло, прикасаясь к монитору компьютера. (в ориг. 映るcomputer screenの中チカチカしてる文字 手をあててみるとI feel so warm; уцуру computer screen но нака чикачика ситэру модзи тэ о атэтэ миру то I feel so warm ). Старшему поколению трудно понять, каково это ощущать тепло, прикасаясь к электронным и неживым вещам, поскольку привыкли чувствовать тепло только от живого. «Automatic» стала легендой-символом того, что время меняется и начинается цифровая эра.
J-Pop в других странах. Современность
На данный момент J-Pop по праву является одним из доминирующих музыкальных жанров во всей Азии. Многие зарубежные исполнители перепевали оригинальные J-Pop песни и становились очень популярными у себя на родине. Так, например, певица Meas Sok Sophea из Камбоджи выпустил свой новый сингл «Come Back to Me» , первоначальным автором которого являлась Хикару Утада.
LISA, шведская певица, выпустила альбом, содержащий оригинальные песни Кэйсуке Кувата (佳祐桑田). Работа была успешна.

Японская поп-музыка прошла уникальный путь от обыкновенного подражания американским поп-хитам до самостоятельного направления музыкальной индустрии.
Сегодня J-Pop известен во всём мире.
Жанр развивается дальше, появляются новые исполнители, поток охватываемых тем по-настоящему неиссякаем, что гарантирует музыке свежесть и актуальность ещё очень долгое время.
Источник: Статья Тосинобу Фукуя