Краткая история J-Pop

Ёсиаки Сато, профессор Токийского университета, утверждает, что слово «J-pop» появилось в Японии в конце 1980-х годов. До этого времени японская популярная музыка называлась Каё:кёку( 歌謡曲) и была не более чем подражанием американской поп-музыке. Но именно Каёкёку как жанр, напрямую повлиял на формирование и становление японской поп-музыки как самостоятельного и независимого жанра.

 

J-Pop включает в себя элементы Японского фолка, рока и рэгги – жанров, пришедших в Японию в середине ХХ века. С уверенностью можно сказать, что J-Pop – это музыка преимущественно молодого поколения.

Ранний этап

После Второй Мировой Войны Американские войска ещё некоторое время находились в Японии. День за днём американская поп-музыка проникала на военные базы, а затем и в саму Японию. Молодёжь Страны восходящего солнца танцевала под эту музыку на своих вечеринках. В то же время некоторые японские исполнители начали играть Американскую поп-музыку в 1950-ые.

Таким образом, происходила адаптация американской популярной музыки: японцы меняли текст оригинальных песен на свой. Песня Мэйко Хирота (三枝子弘田) «Kodomo janai no» (яп. 子供ぢゃないの) стала первым поп-хитом в Японии (в оригинале песня была написана J. F. Schroeder & M. E. Hawker и называлась «Don’t treat me like a child» )

Постепенно Японские авторы начали писать свои песни на родном языке. Песня Кю Сакамото(九坂本) «Ue o Muite Arukou» (上を向いて歩こう) возглавила Американский хит-парад популярной музыки. Западным слушателям эта песня пришлась по вкусу и была больше известна под альтернативным названием «Sukiyaki».

Мэйко Хирота
Кю Сакамото

Битломания в Японии

Запуск скоростных поездов Синкансэн (新幹線) в 1960-е был символом экономической стабилизации в Японии. Всё население Страны восходящего солнца было уверено в светлом будущем. Олимпийские игры в Токио в 1964 были эпохальным событием, которое не только укрепило веру Японцев, но и показало, что Япония – развитая страна.

Олимпийские игры в Токио в 1964г.

Столь символичное событие дало возможность японской молодёжи не только соприкоснуться с западной культурой в целом, а также позволило Японии одной из первых восточных стран познакомиться с записями Битлз в частности.

В 1966 году Битлз впервые прибыли в Токио с концертом. Площадкой для выступления стала Ниппон Будокан – закрытая арена в центре Токио. Несмотря на запреты учебных заведений, многие студенты и школьники пришли насладиться концертом.

Первое выступление Битлз в Японии
Ниппон Будокан

Битлз в буквальном смысле научили японскую молодежь веселиться, носить пёструю одежду, дико танцевать под рок-н-ролл – просто быть самими собой, а не копией своих родителей. Вдохновившись, японские парни начали создавать свои рок группы как только музыканты осваивали два-три аккорда. В результате,

волна рок-музыки в Японии в 1960-е года и группы, созданные в это время, стали называться Group Sounds (GS).

Влияние американской контркультуры

Американская контркультура шестидесятых (т.н. битничество) настигла Японию в начале 1970-х годов. Студенческие кампусы были заполнены футболками, синими джинсами и прочей атрибутикой хиппи, а также пластинками с фолк-музыкой. Фолк стал основным музыкальным направлением в Японской индустрии тех лет. Самым популярным исполнителем этого жанра становится Такуро Ёсида (拓郎吉田).

Рок звучание и социально-значимый контекст фолк-музыки были соединены в творчестве группы Happy End (はっぴいえんど) с более лиричным и свежим звучанием, в отличие от Group Sounds (GS). Кроме того, тексты их песен были выразительнее, а исполнение артистичнее, что отличалось от общепринятой нормы японской фолк-музыки (размеренного, мало запоминающегося исполнения). В 1970-х это течение стало называться «Новая музыка» или «Новая волна» .

Такуро Ёсида

https://www.youtube.com/watch?v=I5Uo2UXGNbI&feature=emb_logo

 

Happy End - はっぴいえんど (1970)

Музыка высокого качества

После распада каждый из участников группы Happy End начал сольную карьеру в разных отраслях музыки. Мацумото Такаси (松本隆) стал продюсером японских поп-идолов. Он значительно разнообразил репертуар и направленность текстов с точки зрения насыщенности и глубины смысла.

Отаки Эйичи (大瀧 榮一) начал заниматься сольным творчеством – его первый альбом «A Long vacation»(1981) сильно повлиял на японскую сцену.

Это были «сливки» японской поп-музыки.

Хосоно Харуоми (細野 晴臣) сформировал Yellow Magic Orchestra (YMO), куда входил Рюити Сакамато (龍一坂本), известный композитор, автор музыки для х/ф «Счастливого рождества, Мистер Лоуренс»(Merry Christmas Mr. Lawrence, 1983), где также снимались Дэвид Боуи и Такеши Китано ( 武北野).

Сигэру Судзуки (茂鈴木) создал группу Tin Pan Alley совместно с певцом Масатака Мацутоя (正隆松任谷). Tin Pan Alley записывали собственные альбомы и в то же время играли для других музыкантов, например: Юми Араи ( 由実荒井 позже известной как Yumin ユーミン) и Тацуро Ямасита (達郎山下).

Благодаря наследию Happy End, качество Японской поп-музыки значительно возросло. Кроме того, в 1980-е J-Pop становится популярным за пределами Японии.

https://www.youtube.com/watch?v=jBh3msWv1_A&feature=emb_logo

Tin Pan Alley - キャラメル・ママ (Caramel Mama) (1975)

Утада Хикару (宇多田ヒカル) – Automatic

Формулировка J-Pop стала популярной в начале 90-х. Наличие «J» в названии стиля означало уверенность японской музыкальной индустрии выйти на новый, международный уровень.

С началом карьеры певицы Хикару Утада в 1999 стало очевидно влияние зарубежного хип-хопа на J-Pop. Она родилась и выросла в Нью-йорке, обучалась на английском языке, но с членами семьи разговаривала только по-японски.

Музыкальный фон её творчества основан на R&B, Soul и Hip-Hop течениях того времени. С другой стороны, благодаря билингвистическому воспитанию сформировался её колкий слог и манера изложения. Её хит «Automatic» в полной мере раскрывает уникальную манеру речитатива.

Важно отметить, что впервые в «Automatic»

женский лирический герой обращается к своему парню «кими» (君) вместо «аната» (あなた), что противоречит языковой норме того времени: парни обращаются к девушками «кими», а девушки к парням – «аната». Дело в том, что «аната» имеет под собой контекст «подчинения» девушек парнями, что уходит корнями в японскую культуру и менталитет. Таким образом, столь дерзкий ход в лирике J-Pop имеет большую значимость для изменения статуса «парень-девушка» между молодыми людьми. После «Automatic», многие певицы начали использовать «кими» в своих песнях.

Также в «Automatic» Хикару Утада поёт о том, что ощущает тепло, прикасаясь к монитору компьютера. (в ориг. 映るcomputer screenの中チカチカしてる文字 手をあててみるとI feel so warm; уцуру computer screen но нака чикачика ситэру модзи тэ о атэтэ миру то I feel so warm ). Старшему поколению трудно понять, каково это ощущать тепло, прикасаясь к электронным и неживым вещам, поскольку привыкли чувствовать тепло только от живого. «Automatic» стала легендой-символом того, что время меняется и начинается цифровая эра.

J-Pop в других странах. Современность

На данный момент J-Pop по праву является одним из доминирующих музыкальных жанров во всей Азии. Многие зарубежные исполнители перепевали оригинальные J-Pop песни и становились очень популярными у себя на родине. Так, например, певица Meas Sok Sophea из Камбоджи выпустил свой новый сингл «Come Back to Me» , первоначальным автором которого являлась Хикару Утада.

LISA, шведская певица, выпустила альбом, содержащий оригинальные песни Кэйсуке Кувата (佳祐桑田). Работа была успешна.

Meas Sok Sophea обложка сингла «Come Back to Me»

Японская поп-музыка прошла уникальный путь от обыкновенного подражания американским поп-хитам до самостоятельного направления музыкальной индустрии.

Сегодня J-Pop известен во всём мире.

Жанр развивается дальше, появляются новые исполнители, поток охватываемых тем по-настоящему неиссякаем, что гарантирует музыке свежесть и актуальность ещё очень долгое время.

Источник: Статья Тосинобу Фукуя

Никита Сургутсков
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту