Кацусика Ои: как жила дочь знаменитого художника

Кацусика Хокусай – пожалуй, один из самых известных художников Японии. Однако его дочери, Ои, удалось выйти из его тени. Какую жизнь вела Ои и правда ли авторство некоторых гравюр принадлежит ей, а не её отцу?

Влияние Кацусики Хокусая на искусство Японии сложно переоценить. Более того, работы художника стали популярны не только внутри страны, но и за её пределами: сегодня весь мир знает знаменитую «Большую волну в Канагаве». Талант Хокусая передался и его дочери – Кацусике Ои.

«Большая волна в Канагаве», Кацусика Хокусай
«Победный ветер. Ясный день», Кацусика Хокусай

Её настоящее имя – Эи. Она была третьей дочерью художника и с детства помогала ему с работой, а также сама изучала рисование. Вместе с учениками отца она работала в мастерской, где освоила не только рисование от руки, но и технику ксилографии. Помогая отцу с созданием гравюр, она также набиралась практического опыта.

В 1824 году Ои вышла замуж за Цуцуми Томэя, который тоже был художником. Однако брак получился не слишком счастливым: известно, что девушка смеялась над работами мужа, считая их недостаточно качественными, а его самого – недостаточно талантливым. В итоге через три года они развелись, и Ои вернулась в родной дом, жить вместе с отцом. Так она вновь стала его помощницей. 

Ои была похожа на своего отца не только талантом, но и характером: она была своевольной и темпераментной и не особо интересовалась домашними делами. Хокусай занимался в основном творчеством и не любил убираться, позволяя пыли и мусору скапливаться до бесконечности. Потом он просто переезжал в другой дом – говорят, в своей жизни он совершил больше 90 переездов. Как можно понять, дочь ему с уборкой не особо помогала.

«Временный дом Хокусая», Цуцуки Иицу. Художник изобразил Хокусая и Ои, работающих в своём доме

Ои во всём поддерживала отца последние 20 лет его жизни – в том числе и в творчестве. Сам Хокусай высоко оценивал художественные таланты своей дочери и даже говорил, что когда дело доходит до изображения женщин, ему не сравниться с Ои. Исследователи считают, что сам 80-летний Хокусай уже не был способен создать некоторые гравюры в таком возрасте, и приписывают их Ои. У неё не так много гравюр под собственным именем, и считается, что какие-то из её работ могли быть опубликованы под именем отца. Репутация Хокусая лежала в основе их семейного бизнеса, и её сохранение было для них приоритетом. Поэтому считается, что Ои, которая с детства помогала отцу и училась у него, могла воспроизводить его стиль и даже писать работы за него.

Как и у её знаменитого отца, у Ои было множество учеников. В последние годы жизни она занималась преподаванием укиё-э и путешествовала, посещая своих учеников. «Когда тебе самому не нравится, что ты в чём-то плох – значит, самое время совершенствоваться», – говорила она. 

В настоящее время известно не так много работ, вышедших под именем Ои, всего около десяти. Маловато для художницы, которая рисовала с самого детства и прожила больше 70 лет, не так ли? Исследователи связывают это с тем, что большая часть её работ вышла под именем её отца. 

Среди самых известных работ Ои – картина «Перед решёткой в Ёсиваре», или «Ночная сцена в Ёсиваре». Она изображает знаменитый квартал красных фонарей: за решётками сидят богато одетые куртизанки, а вокруг толпятся их клиенты. Сильный контраст и невероятная работа со светотенью выделяют эту картину на фоне других работ того времени, и сегодня она считается одним из шедевров укиё-э.

Что интересно, на работе нет подписи, которые обычно добавляли художники. Однако на фонарях, которые держат в руках люди, прячутся иероглифы, в которых зашифровано имя Ои.

Иероглиф 應 – старая форма иероглифа 応 «о:», первый иероглиф из имени Ои
Иероглиф 為 «и» – второй иероглиф из имени Ои
Иероглиф 栄 «эи» – настоящее имя Ои

Гравюра «Девушка отбивает ткань вальком под луной» считается одной из ранних работ Ои. Раньше в Японии ткань отбивали, чтобы сделать её мягкой, это был аналог современной глажки вещей. Эта работа символически изображает любовь жены, которая под луной думает о своём муже. На работе видны остатки подписи, которую кто-то пытался удалить. Возможно, кто-то хотел подписать эту работу именем Хокусая, чтобы продать подороже.

Работа «Три девушки играют на музыкальных инструментах» интересна тем, что изображает девушек разных сословий, которые в реальности вряд ли бы собрались вместе. Посередине, спиной к зрителю, сидит куртизанка юдзё, справа расположилась гейша, а слева – городская жительница. Они играют на кото, сямисэне и кокю соответственно. Традиционно эти инструменты составляют музыкальный ансамбль.

Мы не знаем, как закончилась жизнь Ои – говорят, однажды она прошло ушла из дома и больше не вернулась. Её талант признавали и при жизни, но тогда она в большей степени находилась в тени своего именитого отца. Однако сегодня интерес к её творчеству растёт. Ещё в 1983 году вышла историческая манга «Мисс Хокусай»: её автор, мангака Сугиура Хинако, – одна из первых в Японии женщин-мангак. По-японски манга называется 百日紅 сарусубэри – это название дерева индийская сирень. Сугиура сравнила растение и искусство укиё-э: это дерево пышно цветёт даже в тот момент, когда его цветы опадают. В 2015 году по манге выпустили одноимённый анимационный фильм. И манга, и экранизация получили высокие оценки и признание.

Ещё одно известное произведение, рассказывающее о жизни Ои – исторический роман Асаи Макатэ «Курара», выпущенный в 2016 году. Он был экранизирован NHK в 2017 году, главную роль сыграла Миядзаки Аои.

Благодаря этим произведениям Ои наконец вышла из тени Хокусая, и о ней и её творчестве узнало множество людей. История Кацусики Ои – это не только часть наследия её великого отца, но и её собственный, уникальный вклад в искусство укиё-э.

 

Источники:

【葛飾北斎】娘・葛飾応為は父の代筆者だった?

MFA Boston

Лия
Исполнительный редактор (ノ◕ヮ◕)ノ*:・゚✧
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту