Зачастую о японских художниках, помимо их творчества, известно слишком мало. Интересно, что о жизни художника, известного как Сэссю, напротив, мы знаем достаточно много деталей. Более того, в Японии его ценят настолько, что сравнивают с Леонардо да Винчи: его кисти принадлежат целых шесть полотен национальной значимости.
Жизнь
Сэссю родился в 1420 году в провинции Биттю, которая находилась на территории современной префектуры Окаяма. Сэссю — это его творческий псевдоним, настоящей фамилией была Ода, однако данное ему при рождении имя, к сожалению, не известно.
В совсем юном возрасте, предположительно, в пять лет, Сэссю отдали в дзенский храм, где его прозвали Тоё — «подобный иве», так как скорее всего он был худым и изящным ребёнком.
Известно, что буддийские храмы в то время были не только центрами духовной жизни, но также покровительствовали культуре в целом и живописи в частности. Поэтому Сэссю вдобавок к религиозным знаниям с детства отлично владел кистью, но своим первым учителем называл удивительную природу своей родины.
О Сэссю ходило много легенд, но самая известная повествует о том, как ещё в раннем возрасте он не любил железную монастырскую дисциплину, зато отличался большой любовью и талантом к искусству. Зачастую ради того, чтобы спокойно порисовать, Сэссю нагло игнорировал чтение сутр и медитации, обязательные для всех послушников. Его наставник был сильно недоволен таким поведением и однажды просто привязал юного художника к столбу в одном из зданий храма, оставив его там на весь день. Сэссю был настолько расстроен тем, что не может рисовать, что расплакался. Его слёзы падали на пыльный пол, и он решил использовать их вместо туши и пальцами ног нарисовал на полу крысу. Она была настолько реалистичной, что наставник, пришедший вечером отпустить Сэссю, поначалу испугался. Когда он понял, что это не настоящая крыса, а нарисованная, то решил больше не мешать Сэссю развивать свой талант.
Вряд ли эта история правдива, однако по её мотивам в некоторых храмах даже высекали скульптуры, а вольные художники создавали гравюры.
К 11 годам Сэссю оказался в Киото, в знаменитом монастыре Сёкоку, который примыкал к дворцу сёгунов Асикага. Асикага были известными покровителями искусства (например, знаменитый павильон Кинкакудзи был построен по их инициативе) и немудрено, что в их подчинении также был известнейший на тот момент художник Японии — Сюбун, который и стал учителем Сэссю. Сюбун возглавлял своеобразный департамент придворной живописи, учреждённый теми же Асикага, и обслуживал нужды сёгунского двора. То есть видной фигурой в искусстве Сюбун был ещё при жизни. Принято считать, что именно с него началось развитие монохромной живописи суйбокуга.
Сэссю долгое время работал под чутким руководством Сюбуна, и хотя его произведения за этот период не сохранились, искусствоведы считают, что, как и Сюбун, Сэссю вдохновлялся китайскими мастерами эпохи Сун (960—1279 гг.), которые на тот момент пользовались большой популярностью среди дзенских художников.
Сэссю провёл в столице более двадцати лет, а после уехал на юго-запад страны, в городок Ямагути, который был культурным центром при одном из кланов. Скорее всего, он хотел приблизиться ближе к Китаю, так как Ямагути был неким перевалочным пунктом для путешественников, стремившихся попасть на материк. Он прожил в городе несколько лет в ожидании возможности уехать в соседнюю страну. За это время Сэссю успел стать главным жрецом семейного храма властителя тех земель. Возможно, именно тогда он и придумал свой псевдоним, 雪舟 сэссю:, или «снежная лодка», под которым он и вошёл в историю.
Наконец, в 1468 году, когда Сэссю было уже 48 лет, он смог присоединиться к одной из торговых экспедиций и отправился исполнять свою мечту. В этой поездке он играл роль некоего эксперта по искусству: его задачей было закупать китайские произведения для своих покровителей из Ямагути. Выполняя эту работу, он несколько разочаровался в современной китайской живописи — при династии Мин (1368—1644 гг.) она уже не была сильно сосредоточена на духовном, да и эстетика со времён империи Сун, конечно же, изменилась.
Несмотря на это, поездка повлияла на творчество Сэссю благотворно. Для начала, его сильно очаровали китайские виды, которые он стремился запечатлеть. Стоит отметить, что пейзаж как жанр в то время имел особую концепцию. Это были не копии топографических объектов, а попытка создать идеальный мир, образ идеального космического порядка. Сэссю же в числе прочего сделал маленький шажок к отображению реальных объектов природы.
Долгое время Сэссю оставался под впечатлением горных видов Китая и благодаря этому выработал собственный стиль, в котором сочетались техники ломаных линий и точечного письма. Такая новаторская для Японии живопись в дальнейшем вдохновила многих художников.
Также Сэссю проводил много времени в чаньских монастырях. Чань-буддизм — это китайский прародитель дзен-буддизма, так что обучаться у чаньского наставника было очень престижно, да и знания они давали особые, более близкие к изначальной идее создателя Чань и Дзен Бодхидхидхармы. К тому же, Сэссю был удостоен места рядом с самим настоятелем в знаменитом монастыре на горе Тяньтун. Он был невероятно воодушевлён этим событием, поэтому подписал несколько своих работ не обычным псевдонимом, а от имени «Обладателя «первого места» в Тяньтун».
Друг Сэссю, сопровождавший его в поездке, писал, что художника приглашали расписывать стены комнаты императорского дворца в Пекине. В Пекине Сэссю был, однако правда ли его удостоили такого приглашения или это было банальное преувеличение какого-то другого события — неизвестно. И всё же глупо отрицать, что Сэссю был действительно ценным гостем даже в Китае. Он считался гениальным творцом ещё при жизни.
В Китае Сэссю достиг пика своей карьеры, но в 1469 году был вынужден вернуться в Японию, где после своего плодотворного путешествия стал невероятно важной личностью. Там он спустя несколько лет смог построить собственную мастерскую, которую назвал Ункоку-ан, или «Хижина облачной долины». Большинство из своих сохранившихся работ он написал именно там. Также, разумеется, он принимал учеников и простых посетителей, желавших услышать о его поездке в Китай.
Сэссю умер в 1506 году, предположительно 26 августа. Где он захоронен — не совсем понятно, так как на место его последнего пристанища претендуют несколько храмов, в основном они находятся в Ямагути: там, откуда Сэссю отправился в Китай.
А мастерская Ункоку стоит до сих пор. Её реставрировали, и теперь эта небольшая хижина с радостью принимает туристов, чтобы рассказать им историю своего владельца.
Творчество
Эпоха Муромати (1333—1573 гг.) — эпоха расцвета пейзажной монохромной живописи. В этот период японская живопись потихоньку отходит от китайского канона, проявляет свою национальную индивидуальность, и Сэссю можно назвать первым из тех, кто делает шаг в эту сторону.
Сэссю за свою жизнь написал много работ, однако перед искусствоведами встаёт вопрос подлинности многих из них. Так как в Японии было принято копировать творения выдающихся мастеров, вполне возможно, что в числе полотен за авторством якобы Сэссю есть те, которые написаны его учениками или просто подражателями. Более того, в старину художникам было запрещено подписывать свои работы до того, как им исполнится 60 лет. Конечно, Сэссю немного нарушил это правило, начав оставлять свою подпись уже тогда, когда ему было чуть больше сорока, однако определить его ранние работы всё равно достаточно сложно. Остаётся лишь полагаться на его индивидуальный стиль.
Самое большое количество работ Сэссю хранится в Токийском национальном музее. В том числе там хранятся четыре полотна за подтверждённым авторством Сэссю, которые считаются национальными сокровищами. Всего Сэссю написал шесть нынешних национальных сокровищ, и это самое большое число среди всех остальных японских художников. Именно поэтому Сэссю прозвали японским Леонардо да Винчи. Конечно, достижения этих художников сложно сравнивать, но для японского искусства Сэссю имеет огромную ценность. Помимо этого, Сэссю — один из известнейших художников Японии. Его работы хранятся по всему миру, особенно много их можно найти в музеях США. И даже в СССР выпускали марки с его портретом.
«Четыре сезона»
Эта серия — одна из тех ранних, что были написаны в Китае. Причём авторство Сэссю подтверждено, так как все полотна подписаны: «Японский монах дзен Тоё». Похоже, здесь своей задачей Сэссю ставил имитировать стиль живописи Мин — это видно по технике написания скал. Работа довольно строга и безлика в своей стилистике, явно подражающей китайской, однако это достаточно важный этап в творчестве Сэссю, ведь именно после него Сэссю обретёт самого себя.
Полотна ниже расположены в следующем порядке: весна, лето, осень и зима.
В поздние годы он напишет ещё одну серию из четырёх сезонов, которая будет выглядеть совершенно иначе, однако раскроет его собственный стиль во всей красе. Вот как описывает одну из тушей серии, «Зиму», искусствовед и японовед Виноградова Надежда Анатольевна:
Монохромный свиток построен на напряжённом ритме сильных и резких ломающихся линий. Скованные морозом воды, воздух и горы замерли в тишине, как бы расколовшись от стужи на хрупкие острые кристаллы. Вся композиция основана не на повествовании, а на тонких и неожиданных ассоциациях, сменах ритма, асимметрии, создающей сложное равновесие. Очертания гор неясны, они проступают внезапно, как видение, пространство условно, отсутствует фиксированная точка зрения, планы смещены, расстояния словно поглощены воздухом. Этот пейзаж, исполненный суровой простоты и мужественности, был не только воплощением идеи космической силы вселенной, но и своеобразным гимном её красоте.
Из этой серии сохранились лишь два полотна, «Зима» и «Осень» соответственно.
Хабоку и хацубоку
Одни из новинок, привнесённых Тоё в японскую живопись, — это техники хабоку и хацубоку. Конечно, они обе зародились в Китае, однако Сэссю был первым японским художником, который применил их.
Хабоку буквально переводится как «прорвавшаяся тушь» или «сломанная тушь». Суть техники заключается в том, что мазки туши разной тональной интенсивности находят один на другой и создают развернутую градацию плавных переходов чёрного.
Хацубоку переводится как «энергичная, расплёсканная тушь», что достаточно точно описывает эту технику. Художник обильно наполнял кисть тушью и разбрызгивал её или давал ей свободно стекать с кисти на бумагу. В этом случае важно пятно, то есть общая выразительность, чтобы создать эффект некоторой рассеянности без чётких линий и явных деталей.
Сэссю обнаружил эти техники в работах китайского художника Юйцзяня и очень хорошо изучил их, усердно копируя, пока пребывал в Китае. Многие туши Юйцзяня дошли до нас именно в копиях Сэссю, а его самого на родине называют «отцом живописи хацубоку».
Может показаться, что такая живопись даётся невероятно легко, ведь шедевры получаются всего за несколько взмахов кистью да пару минут, однако ради достижения такого результата Сэссю усердно практиковался больше шестидесяти лет.
В подобные туши Сэссю был влюблён другой известный художник — Хасэгава Тохаку. Он настолько почитал Сэссю, что пытался доказать свою причастность к «художественной родословной» живописца: заявлял, что является его преемником и подписывал свои работы как «Сэссю в пятом поколении». Он был одним из тех, кто не просто продолжил дело Сэссю, но и разработал свой неповторимый стиль на основе его работ.
Дзенская живопись
Сэссю почти всю свою жизнь провёл в монастырях, был монахом и поэтому, конечно же, прекрасно разбирался в дзен-буддизме. Более того, вся его жизнь была построена вокруг и на учениях дзен. Несомненно, он, как монах и художник, писал в жанре дзэнки-дзу, то есть картины пути Дзэн, где изображались широко распространённые дзенские сюжеты — сцены из притч, биографий великих деятелей дзен или кланов.
Вот самая известная из его дзенских работ.
На ней изображён основатель дзен-буддизма Бодхидхарма (или по-японски Дарума) и его ученик Хуэйкэ. Тяжёлые, энергичные линии полностью передают серьёзность намерений Хуэйкэ добиться наставничества Дарумы. Можно заметить, что он подносит учителю свою отрезанную руку в доказательство искреннего желания изучать дзен. Правда, тот в конце концов всё же отверг его, но волноваться не стоит — на Хуэйкэ снизошло просветление, и в итоге он стал вторым великим патриархом дзен.
Интересно, как написана эта картина. Детализированный камень грота, выразительные лица и складки одеяний Хуэйкэ сильно контрастируют с балахоном Дарумы, выведенным буквально парой линий. В каком-то смысле эта работа Сэссю опередила своё время, ведь такие приёмы начнут использовать лишь спустя несколько веков, в эпоху постимпрессионизма.
Вдохновлённое Сэссю
В западной Японии есть сады, которые называют «садами Сэссю». Считается, что именно он создал их ландшафт, хотя никаких записей об этом в исторических источниках нет. Дело в том, что эти сады так напоминают людям живописные работы художника, что они уже несколько столетий приписывают ему и мастерство в садово-парковом искусстве.
Давайте напоследок взглянем на эти сады, чтобы проникнуться духом Сэссю так, как его понимают японцы.
Источники:
Sesshū Tōyō: Influences of the Revolutionary Japanese Painter
Японская живопись: все, что вы хотели знать о живописи Страны восходящего солнца
Виноградова Н. А. — О творчестве Сэссю Тойо
Малинина Е. Е. «Сэссю Тоё: на путях создания «нового японского стиля живописи тушью»»












