Ито Ноэ – японская феминистка и анархистка, пошатнувшая общественные нормы правительств Мэйдзи и Тайсё. Прожив всего 28 лет, она смогла привлечь внимание японского общества к проблемам женщин и несправедливости властей.
Ито Ноэ родилась в 1895 году в семье аристократов. Будучи подростком, она убедила обеспеченного дядю оплатить её образование в средней школе для девочек в Токио. Во время обучения в школе у неё появилась тяга к литературе и прогрессивным идеям того времени, которые транслировались в произведениях японских и западных писателей. Там она училась у преподавателя английского языка Цудзи Дзюном, с которым у них сформировались близкие отношения.
Ито планировала продолжить образование, но у её семьи были другие планы на будущее девушки. Её пытались насильно выдать замуж за пожилого мужчину. Такое условие поставили её родители, и только так она могла продолжить образование. Ито хотела свободы и окончательно переехала в Токио, начав жить со своим учителем из средней школы Цудзи Дзюном. Позже у них родилось двое сыновей, а официально пара поженилась в 1915 году.
Журнал «Синий чулок»
В 1914 Ито начала публиковаться в феминистском журнале «Сэйто». Его название состоит из иероглифов «синий» 青 и «чулок» 鞜 и отсылает к Blue Stockings Society («Общество синих чулок») – неформальному женскому объединению в Англии XVIII века, которое было создано как пространство, где образованные женщины собирались и обсуждали литературу. Позже термин Bluestocking означал «насмешливое прозвище учёной женщины, лишённой обаяния и всецело поглощённой книжными интересами». «Сэйто» стал негласным японским филиалом Общества синих чулок и занимался демонстрацией и развитием женских литературных талантов.
Одна из первых сочинений, которое Ито отправила для публикации в журнале, имело сильный автобиографический уклон. В нём она рассуждала о браках по расчёту, свободной любви и женской сексуальности. В дальнейших статьях она ловко совмещала личное и политическое, не боясь открыто нападать на общественных деятелей. В 1915 году она уже стала главным редактором журнала, и под её предводительством издание стало более радикальным. Многие думали, что молодой редактор не сможет руководить изданием, но основательница «Сэйто» – активистка Хирацука Райтё – считала Ито человеком с сильными и естественными эмоциями.
На обложке июльского номера 1916 года Ито опубликовала свой «Анти-манифест», в котором она обсуждает мнение читателей о своих способностях. Свой манифест она заканчивает тем, что издание будет «журналом для всех женщин, у которого нет ни идеологии, ни философии».
Пять выпусков журнала под редакцией Ито были запрещены японской цензурой из-за угрозы национальной системе правления. Например, июньское издание 1915 года было запрещено из-за статьи, призывающей к легализации абортов в Японии.
Её личные сочинения, опубликованные в «Сэйто», касались многих проблем, с которыми она сталкивалась в своей жизни. Всего она опубликовала в журнале 61 статью.
Ито выступала за легализацию проституции по той же причине, что и за легализацию абортов: она считала, что тела женщин принадлежат только им самим и что государство не имеет права указывать женщинам, как ими распоряжаться. Также Ито утверждала, что социальная система Японии того времени ограничивала женщинам доступ с экономическим благам, поэтому проститутками становились бедные и обездоленные женщины, для которых продажа тела была единственным способом выжить. Ито также переводила социалистические и анархистские эссе с английского на японский. Особенно часто она переводила произведения американской писательницы Эммы Гольдман, автора таких работ, как «Торговля женщинами», «Трагическое в эмансипации женщины» и других.
В феврале 1916 года «Сэйто» опубликовал свой последний выпуск и закрылся из-за нехватки средств, так как правительство не позволяло дистрибьюторам распространять журнал.
Отношения с анархистом Осуги Сакаэ
В 1916 году во время публикации журнала Ито познакомилась с Осуги Сакаэ. Он был революционером-анархистом и социалистом. Достаточно быстро рабочие отношения превратились в романтические, однако пара практиковала свободную любовь, поэтому так и не поженилась. Осуги был женат на другой женщине и также имел роман с феминисткой Камитикой Итико. Пара позволяла себе прогуливаться, держась за руки, и целоваться на публике в токийском парке, что в те времена в Японии считалось аморальным поступком.
В ноябре 1916 года Камитика Итико напала с ножом на Осуги, когда застала его с Ито в гостинице. Мужчина получил ранения в области шеи и был госпитализирован. Пока Осуги был в больнице, его жена развелась с ним.
У Ито и Осуги родились четверо детей, и пара осталась вместе до конца жизни, но никогда не была в законном браке. Отношения же со школьным учителем распались окончательно. Ито продолжала работу с Осуги в качестве партнёра-издателя и продвигала свои идеи об анархизме через сочинения и публикации.
Дело Амакасу
Публичные нападки и критика правительства со стороны Ито и Осуги не могли остаться незамеченными государством. 16 сентября 1923 года Осуги Сакаэ, Ито Ноэ и 6-летний племянник Осуги были арестованы.
Произошло это сразу после Великого землетрясения Канто (1 сентября 1923 года), когда вся страна находилась в хаосе. Японские власти воспользовались этим и убили множество диссидентов и подталкивали мирных жителей к истреблению этнических корейцев в ходе резни в Канто. Опасаясь, что анархисты воспользуются катастрофой с целью свержения правительства, отряд полицейских под командованием лейтенанта Амакасу арестовал и убил анархиста Осуге, его сожительницу и партнёрку по революционной деятельности Ито Ноэ, и его 6-летнего племянника. Жестокое убийство видных общественных деятелей и ребёнка вызвало гнев общества по всей стране. Информация дошла даже до США, так как ребёнок имел двойное гражданство.
Амакасу и четверо других солдат Императорской армии предстали перед военным трибуналом за убийства. В ходе суда адвокаты Амакасу связали инцидент с солдатскими обязанностями. Они утверждали, что Осуги и Ито были предателями, а Амакасу убил их из непреодолимого стремления защитить свою страну. Убийство ребёнка так же оправдывали общественной безопасностью. Многие в зале суда поддерживали лейтенанта и даже называли его героем. В итоге военный прокурор потребовал 15 лет тюремного заключения с каторжными работами для Амакасу и меньшие наказания для остальных.
Судья оказался ещё более снисходительным и приговорил Амакасу к 10 годам заключения, сержант Мори Кэйдзиро получил 3 года как соучастник, а остальные трое солдат были оправданы.
Амакасу был освобождён по амнистии всего через три года. Он прошёл обучение во Франции и стал специальным агентом Императорской армии в Маньчжурии. Когда Япония капитулировала в августе 1945 года, он покончил с собой.
Наследие Ито
Хотя Ито умерла слишком рано, она успела стать важной фигурой в феминистическом и анархистском движениях Японии. И даже несмотря на то, что она жила и писала за десятилетия до того, как женщинам Японии разрешили голосовать, её убеждения заложили фундамент для этих изменений. Также многие проблемы, к которым она стремилась привлечь внимание, остаются актуальными до сих пор: Япония является одной из 11 стран в мире, где женщине для аборта необходимо согласие супруга.
В 2023 году волонтёры устроили выставку, приуроченную в 100-летней годовщине убийства активистки.
Источники:
Spotlight: The Life and Legacy of Feminist Activist Noe Ito
Life of anarchist-feminist revisited 100 years after her murder
The Legends of Sakae Osugi and Noe Ito











