К сожалению, в каждой стране существуют радикальные группировки, и Япония – не исключение. Расскажем о самых радикальных националистах страны, их идеологии и о том, как суицид одного человека привёл к националистическому подъёму в такой мирной стране.
Дисклеймер
Перед тем, как перейти к нашей основной теме, стоит сделать очень важное замечание. Мы не стремимся дать какую-либо оценку тем национальным движениям, которые стали действующими лицами нашей статьи. Некоторые из них можно отнести к открытым националистам или даже расистам, а некоторые являются лишь довольно безобидными группами, которые действительно радеют за народ Японии.
Также следует заметить, что некоторые организации в том или ином виде принимали участие в политических конфликтах, сформировавшихся вокруг России и близлежащих к ней стран. Здесь мы также не пытаемся выразить поддержку той или иной стороне конфликта, а лишь показываем, как японские националистические группы взаимодействуют с международным сообществом и пытаются найти своё место в мире.
Кто они – японские националисты?
Национализм – не новое явление в Японии. Его корни действительно глубоки, и можно сказать, что правый сектор японской политики своим появлением обязан открытию страны для иностранцев в 1853 году. Во второй половине XIX века в Японию хлынули не только европейцы, но и их парламентская система, принцип многопартийности и, конечно же, идеология. В европейской политической традиции разделение на «правых» и «левых» существует ещё с времён Великой французской революции 1789 года. Японский парламент был впервые созван практически через век после неё – в 1890 году.
Именно правительство Мэйдзи, которое стремилось к построению новой и просвещённой Японии, послужило катализатором в формировании националистических групп, которые придерживаются своей риторики и по сей день. Термин 国粋主義 кокусуй сю:ги, который обычно переводят как радикальный, или крайний национализм, – это, в первую очередь, вера в то, что Япония – это моноэтническая страна. Ей присущи единые и неизменные сквозь века культура, вера и (не всегда) императорский дом.
Но не следует путать радикальный национализм с японским культурным национализмом, который известен своим жанром 日本人論 нихондзинрон, «рассуждением о японцах». К примеру, нихондзирон проявляется в японской фольклористике – известный автор Янагита Кунио старался выстроить уникальный нарратив японской истории через сказки и рассказы с использованием сверхъестественных существ.
Радикальный национализм же относится скорее к типу идеологии, которую государство навязывает народу посредством жёсткого контроля всех сфер жизни страны. Японский милитаризм 1920–1945 гг. является ярким примером такой идеологии.
Каковы же основные характеристики современного радикального национализма в Японии?
- Синто – это единственная и истинная религия Японии. Человек не может стать синтоистом, им можно только родиться. В период 1900–1945 гг. существовала система государственного синто, когда каждый японский подданный был обязан почитать синтоистских божеств в святилищах. Националисты активно продвигают возврат этой системы.
- Идея пан-азиатской империи во главе с Японией. Не все группы придерживаются её, но её часто называют единственным способом противостояния «Западному миру». Япония должна «завоевать» остальную Восточную Азию (в основном речь идёт о Корее, Китае, Океании и части Южной Азии) и стать их метрополией. Способ завоевания обычно опускается.
- Анти-американская политика. Националисты верят, что американское правительство целиком и полностью контролирует японское, поэтому из страны надо изгнать любые аспекты американской культуры и политической силы.
- Непризнание всех военных преступлений Японии во время Второй мировой войны, в особенности по отношению к корейцам (женщины для утешения) и китайцам (Нанкинская резня).
- Передача максимальных полномочий власти императору.
- Идеология 武士道 бусидо. Она является уникальной чертой японского национализма. Бусидо использовали в милитаризме для пропаганды самопожертвования во имя государства или нации как солдатского долга. Верность императору являлась обязательной для каждого солдата, а это подразумевает резделение общества на императора, который может распоряжаться жизнями, и всех остальных. Бусидо предполагает, что человек выбирает между жизнью и смертью, между эгоизмом и служением господину. В условиях национализма бусидо стало инструментом контроля сознания солдат.
- Ужесточение миграционных законов, запрет на выдачу японского гражданства иностранцам.
- Возврат японской армии, вооружение Японии.
- Всем нужно любить и почитать Мисиму Юкио. Всем! (Шутка! Или нет?)
Мисима и радикалы
Почему нужно любить Мисиму? Хотя бы потому, что он помог «возродить» японский национализм.
Дело было 25 ноября 1970 года. Один из самых известных японских писателей только что совершил суицид. Но это не было обычным самоубийством, как часто происходило в те времена с японскими писателями.
Мисима покончил с собой после того, как во главе частного студенческого ополчения проник на военную базу, взял в заложники японского генерала и призвал Силы самообороны Японии совершить государственный переворот. Переворот транслировался по телевидению, но зрителям было сложно разобрать речь Мисимы, так как она утопала в криках солдат, собравшихся вокруг автора. Но в одной из статей, опубликованных ранее, Мисима написал:
«Я не могу питать больших надежд на будущее Японии. С каждым днём я все глубже ощущаю, что если всё будет продолжаться таким образом, то “Япония” может исчезнуть. Япония может исчезнуть, а на её месте появится большая, неорганическая, пустая, нейтральная, среднего цвета кожи, богатая и хитрая страна, которая останется просто одним из уголков Дальнего Востока. Мне не хочется разговаривать с теми людьми, которые считают, что это нормально».
В те годы многие, кто лицезрел суицид Мисимы, прочитали затем его работы и вдохновились ими. Можно заявить, что Мисима стал идолом новой волны национализма, которая существует и до сих пор. А его высказывание почти полностью дублирует повторяющуюся год из года программу радикалов.
Необычные группы и организации
一水会 Иссуй-Кай, «Общество единой капли»
Партия «Иссуй-Кай», то есть «Общество единой капли», была основана в 1972 году, через два года после смерти Мисимы. Она является одной из крупнейших националистических партий Японии, и её организаторы считают себя последователями романиста.
«Иссуй-Кай» придерживается достаточно стандартных для националистической группы взглядов: они выступают против американского влияния на Японию, за вывод американских войск из страны и отрицают японские преступления во время Второй мировой войны. Но нестандартными являются связи партии.
В 2010 году она организовала форум для ультраправых партий из Европы. На него прибыли представители различных движений из Англии, Болгарии, Италии и других стран. А кандидат в президенты Франции, Жан-Мари Ле Пен вместе с представителями других стран даже посетила святилище Ясукуни, что является достаточно оскорбительным для тех, кто осуждает японские военные преступления.
«Иссуй-Кай» поддерживает хорошие отношения с Россией, в особенности с партией ЛДПР. Лидер партии даже призывал отменить санкции в отношении РФ и признать Крым российской территорией. Ранее, в мае 2014 года он посещал Крым вместе с бывшим премьер-министром Японии Хатоямой Юкио. Партия также выступала за независимость Абхазии, а её представители даже трижды посещали её.

Хотя «Иссуй-Кай» не может похвастаться большой популярностью, она имеет тесные связи не только в японском правительстве, но и за рубежом.
日本第一党 Нихон дайитто: , «Япония превыше всего»
Эта организация является очень новой. Она была создана в 2016 году Сакураем Макото, правым политическим активистом, блогером и кандидатом в губернаторы Токио. На одном из протестов перед Ясукуни он выкрикнул, что пора создать партию, которая будет заботиться об интересах японцев, а не иностранцев. Партия до сих пор участвует в парламентских выборах, но не собирает и трети процента голосов. Единственное, чем она смогла действительно прославиться, это своим прозвищем – 東京テロリス党 «Токийская террористическая партия». Получили они такое название из-за своей радикальной риторики и поддержки людей, которые относят себя к самой радикальным группам националистов – юёку дантай.
右翼団体 Юёку дантай, «Группы правого крыла»
В настоящее время в Японии насчитывается более 1000 правых националистических группировок, или юёку дантай, в которых состоит свыше 100 тысяч человек. Юёку дантай часто можно увидеть в черных пропагандистских фургонах, с помощью которых они устраивают акции протеста у посольств Китая, Кореи и России и требуют возврата таких территорий, как острова Сенкаку и Курилы.
右翼団体 ю:ёку дантай переводится как «группы правого крыла». Они являются японскими ультранационалистическими и ультраправыми активистами, провокаторами и интернет-троллями (так называемые ネット有翼 нэтто-ю:ёку). Юёку разъезжают на фургонах 街宣車 гайсэнся, которые обычно используют во время выборов и для оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях. Гайсэнся оборудованы динамиками, украшены императорской печатью, военным флагом Японии и исписаны лозунгами, что привлекает очень много внимания. Периодически полиция пытается ограничивать действия «активистов», но только в случае, если протест переходит в драку или нападение. Лозунги и символика групп никак не блокируются.
Существует несколько подгрупп юёку дантай:
- Традиционные, или довоенные. Эти группы происходят от довоенных радикальных правых собраний и придерживаются довольно классических традиционалистских и националистических взглядов.
- Активистские группы, известные в основном уличными акциями с использованием фургонов гайсэнся. Иногда их называют 街宣右翼 гайсэн ю:ёку. Считается, что некоторые из них (но не все) имеют связи с якудза. Идеологически они являются ультранационалистическими, монархическими, милитаристскими, антикоммунистическими движениями и выступают за альянс с Западными странами. Как ни странно, многие из них даже поддерживают Тайвань и Южную Корею.
- 新右翼 синъю:ёку, новые правые. Они возникли в рамках студенческих движений 1960–1970-х годов, многие из участников которых были последователями Мисимы Юкио. Они отвергли взгляды существующих групп юёку и заняли антиамериканскую и в целом антизападную позицию. «Иссуй-кай» является самой яркой группой этого движения.
- 行動する保守 ко:до:-суру хосю, действующие консерваторы. Эти группы возникли достаточно недавно и известны своей активной уличной деятельностью. Эти группы склонны к антикорейской, антикитайской и антироссийской риторике. К ним и относится «Япония превыше всего».
Их противники
Современные японцы в большинстве своём не любят националистов. Причиной тому является не столько про-американская повестка правительства или их любовь к Западному стилю жизни, а то, что националисты просто очень сильно выбиваются из современных японских норм поведения. Они проводят громкие марши и митинги, агрессивно ведут себя как на улицах, так и онлайн, и в целом воспринимаются окружающими как «громкие неудачники из интернета». Не помогает им и любовь к «всему старому» и отрицание социального прогресса – вследствии, женщин в японском националистическом движении очень мало, а популярные и успешные молодые люди в целом избегают такие «тусовки», чтобы не замарать свою репутацию.
Поэтому не стоит считать, что в Японии действительно происходит сильный подъём у странных националистических движений. Даже при наличии множества активных юёку дантай, их число остаётся ничтожно малым.
Но один факт остаётся не очень понятным. Если радикальный национализм в Японии не так популярен, а его последователей считают изгоями и неудачниками, то как некоторые националистические организации имеют почти вековую историю существования и продолжают свою деятельность год за годом? И почему они так сильно интегрированы в государственную систему Японии?
Источники:
Japan’s rising right-wing nationalism — Vox
海老名市議選に差別主義者が立候補 市民が駅前で落選運動 時代の正体 差別禁止法を求めて | カナロコ by 神奈川新聞
Japanese nationalism from the Meiji Period to now | by Rye Chung | Medium
Dore, R. P. “Left and Right in Japan.” International Affairs (Royal Institute of International Affairs 1944-), vol. 32, no. 1, 1956, pp. 11–26. JSTOR, https://doi.org/10.2307/2607809. Accessed 10 Nov. 2023.
The Revival of Japanese Right-Wing Thought and the Coincidental Collaboration of the Left and Right, JO Gwan-ja, Seoul Journal of Japanese Studies Vol.1, No.1 (2015): 29-56 Institute for Japanese Studies, Seoul National University
Jeffrey J. Hall, Japan’s Nationalist Right in the Internet Age: Online Media and Grassroots Conservative Activism, Routledge Contemporary Japan Series, 2021.