Составитель законов, умелый политик и дипломат, буддийский святой, воплощение богини Каннон и даже хозяин первого в Японии ниндзя – всё это о принце Сётоку Тайси. После его смерти прошло уже больше 1400 лет, но его слава не меркнет. Кем же был этот принц и что прославило его в веках?
Япония того времени
Сётоку Тайси жил в период Асука (прим. 592–710 гг.), когда Япония ещё носила название Ямато. В это время в Японию пришёл буддизм, расколовший политическую верхушку общества на два лагеря. С одной стороны был род Сога, поддерживавший принятие и распространение буддизма, а с другой стороны – род Мононобэ, защищавший традиционные синтоистские верования.
Особенно важную роль в этих событиях сыграл Сога-но Умако, занимавший должность ооми – советника и помощника императора. Он сумел привести род Сога к победе, разгромив Мононобэ, и возвёл на престол свою племянницу, императрицу Суйко – первую женщину на японском престоле. Она начала править в 593 году, и в 594 году был официально принят буддизм, который поддерживал род Сога.
Впрочем, несмотря на то, что Суйко была императрицей, основная политическая власть была в руках Сога-но Умако и Сётоку Тайси.
Сётоку Тайси в исполнении известного художника Кикути Ёсая
Принц Умаядо
Сётоку Тайси был сыном императора Ёмэя и племянником императрицы Суйко. Мать Ёмэя и Суйко происходила из рода Сога, так что и сам Сётоку принадлежал к Сога.
Сётоку Тайси (聖徳太子) – это имя, данное ему после смерти. В переводе оно означает «святой и добродетельный наследный принц». Считается, что при жизни его звали 厩戸皇子 умаядо-но о:дзи – принц Умаядо. Впрочем, это имя не встречается в древней литературе, оно начало появляться в различных японских источниках только после Второй мировой войны.
Он родился в Ямато (нынешняя префектура Нара) в 574 году. Согласно легендам, Сётоку Тайси был настоящим гением: научился говорить сразу после рождения, в 7 лет уже читал буддийские сутры, а в 10 лет мог слушать одновременно десять человек и при этом каждому отвечать. Может быть, в этом есть доля правды, а может, это всё – преувеличения, связанные с тем, как сильно Сётоку Тайси почитали после его смерти.
Так или иначе, принц Умаядо действительно был очень умён, образован и сведущ в политике и философии. Он глубоко интересовался буддизмом и читал много китайских научных источников. В 19 лет он стал регентом при императрице Суйко и наследным принцем.
Политическая деятельность
В 603 году принц Сётоку установил новую систему придворных рангов. Всего рангов было двенадцать, а различаться чиновники должны были по головным уборам каммури разных цветов.
Согласно новой системе, чиновников назначали на должности благодаря их личным заслугам и талантам, а не из-за родственных связей. До этого ранги передавались по наследству.
А уже в 604 году принц составил «Уложение 17 статей», которое считается старейшим законодательным актом Японии. Это наиболее ранний образец японской политико-философской традиции. В нём содержались правила, согласно которым должны были вести себя чиновники. Среди них были указания глубоко чтить буддизм, внимать государевым указам, наказывать зло и поощрять добро, уничтожать в себе гнев и жадность, приходить на службу раньше и уходить позже, а также посвящать себя государственному, а не личному. Если хотите подробнее ознакомиться с переводом текста, это можно сделать здесь.
«Уложение» утверждало важность буддизма и было направлено на создание централизованного государства с императором во главе. Источниками для него послужили конфуцианские, буддийские и даосские сочинения, которые в большом количестве читал принц Сётоку.
К сожалению, оригинал «Уложения» не сохранился, но оно в полном виде представлено в летописи «Нихон сёки», которая была составлена спустя столетие после смерти Сётоку. Это доказывает, насколько принципы, которые он изложил в своих статьях, были актуальны и значимы для японской государственности. Впрочем, поскольку фигура принца окутана тайной, а само его существование некоторые историки ставят под вопрос, есть и сомнения по поводу того, он ли вообще написал «Уложение». Есть мнение, что оно написано непосредственно составителями «Нихон сёки».
Помимо составления документов принц Сётоку занимался и дипломатией – стремился наладить отношения с Суйским Китаем, направляя туда послов. Если раньше японские отношения с Китаем строились на отправке дани и получении различных благодарностей взамен, то теперь Сётоку хотел наладить отношения на равных. Он стремился продемонстрировать, что Япония самостоятельна и ничем не уступает Китаю. В одном из своих официальных писем в Китай он назвал Японию 日出ずる処 – «место, где встаёт солнце», а Китай – 日没する処 «место, где солнце садится».
Святой Сётоку
Рьяный поборник буддизма, Сётоку также способствовал его распространению по стране. По его указу были построены такие храмы, как Ситэнно-дзи и Хорю-дзи.
Ситэнно-дзи («храм Четырёх Небесных Царей») был основан в 593 году в благодарность буддийским Четырём Небесным Царям за победу рода Сога в борьбе с Мононобэ. В этом храме учились самые влиятельные деятели японского буддизма – Кукай, Сайтё и Синран. Он пережил тайфун и несколько пожаров, в очередной раз сгорев во время Второй мировой, но раз за разом его отстраивали. Восстановленный Ситэнно-дзи можно посетить и сегодня – он располагается в городе Осака. Его архитектурный стиль также является одним из старейших в Японии.
Храм Хорю-дзи же входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одним из самых древних деревянных строений в мире. Он находится в городе Икаруга префектуры Нара. На территории храма также был дворец, в котором проживал сам Сётоку.
Оба храма являются центрами 太子信仰 тайси синко: – веры в Сётоку Тайси. Это особое религиозное течение, последователи которого считают принца отцом японского буддизма и святым, распространившим эту религию по Японии. Примерно с X века его даже стали считать воплощением богини Каннон – одной из самых почитаемых богинь буддизма. Причём такое почитание принца началось вскоре после его смерти, что говорит о том, насколько выдающейся и влиятельной личностью он был.
В эпоху Хэйан (794–1185 гг.), когда вера в Сётоку Тайси стала особенно популярной, Ситэнно-дзи и Хорю-дзи соревновались друг с другом за право быть главным храмом, связанным с принцем. Сначала в Ситэнно-дзи нашли документ, который якобы написал сам Сётоку Тайси. А следом и в Хорю-дзи нашли записи, которые принц написал незадолго до своей смерти и в которых подчёркивал, что Хорю-дзи – особенный храм. Поздние исследования показали, что оба документа, скорее всего, были составлены самими храмами для поддержания своего авторитета. На протяжении веков деятели этих храмов даже создавали пророчества, якобы оставленные самим принцем. Таким образом они закрепляли среди людей мистический образ Сётоку, поднимали популярность его личности, следовательно – самого храма, а следовательно росло и его финансирование. Впрочем, благодаря этому соперничеству была достигнута главная цель – рассказы о принце Сётоку пронеслись через целые столетия, дойдя до современности.
Существовал ли Сётоку Тайси?
О принце Сётоку написано множество самых разных материалов, но совсем мало по-настоящему достоверных исторических источников, которые могут пролить свет на его жизнь. Его облик менялся с течением времени и в соответствии с духом эпохи: его считали основателем японского буддизма, тем, кто заложил основы японской культуры, символом духовности и патриотизма. Некоторые исследователи считают, что принца никогда не существовало, а некоторые – что надо разделять образы настоящего принца Умаядо и полулегендарного Сётоку Тайси, который считается буддийским святым.
О нём ходит действительно много чудесных историй: он не только был гением буквально с рождения, но и однажды пересёк горы на коне по небу. В эпоху Эдо (1603–1868 гг.) даже появилась информация о том, что Сётоку стал первым человеком, который пользовался услугами ниндзя. Оотомо Сабито помогал ему в войне против рода Мононобэ и добывал различную важную информацию, например, о политических соперниках. Сётоку называл его 志能便 синоби – «тот, кто стремится получить верную информацию», а самого Сабито считают первым в истории Японии ниндзя. Также есть теория, что Сабито (это сочетание иероглифов можно также прочесть как Сайню или Хосори) – это собирательное название целой сети шпионов, которой управлял принц. Этим, в том числе, можно объяснить его способность «слушать десять человек одновременно и каждому отвечать».
Несмотря на то, что Сётоку Тайси был сыном императора, сам императором он так никогда и не стал. Он умер в 622 году, когда ему было 49 лет. Место его захоронения также доподлинно неизвестно, но Управление Императорского двора Японии официально присвоило статус могилы принца Сётоку северному кургану Эйфуку-дзи в префектуре Осака. Исследователи сходятся на том, что вероятность того, что там похоронен именно принц Умаядо, очень велика.
Причина его смерти точно неизвестна, но считается, что он умер от оспы. Однако есть и другая теория – принц Умаядо умер насильственной смертью, а присвоение ему уважительного посмертного имени и столь усиленное восхваление сделаны для того, чтобы задобрить его дух. Японцы опасались, что после смерти он станет онрё – мстительным духом, который навлечёт беды на всю страну, если его не умилостивить.
Одним словом, личность Сётоку Тайси – или принца Умаядо – остаётся загадкой и по сей день. При его жизни страна жила в спокойствии, отношения с другими странами улучшились, а культура Асука расцвела, заложив основы для новой Японии. Самого Сётоку, бесспорно, можно считать одним из первых философов страны. Даже спустя 1400 лет после смерти Сётоку Тайси остаётся важной личностью в истории Японии.