Богиня Каннон – одна из известнейших и почитаемых божеств не только в Японии, но и во всей Азии. Она – богиня сострадания, спасительница всех живых существ, присматривающая за ними в нескольких мирах. В сутрах говорится, что благодаря молитвам ей можно выйти невредимым из огня, морской пучины, спастись от убийц и злых демонов, из оков и из рук разбойников. Тот, кто искал спасения, непременно обращался к ней. Она также даровала женщинам удачное зачатие и роды и считалась покровительницей животных.
Имя Каннон (観音) состоит из двух иероглифов – 観 «видеть» и 音 «слышать». Таким образом, Каннон – это та, кто видит и слышит всё, ведь её задача – спасать всех, кто находится в беде. Раньше бодхисаттву звали Кандзэон (観世音) – тот, кто исследует (観) мир (世) и всё слышит (音), или же Внимающий звукам мира. Позже этот вариант и сократился до «каннон».
Происхождение
На сегодняшний день точно неизвестно, как появился культ Каннон, но большинство учёных сходятся во мнении, что он зародился в Индии около I-II века нашей эры, а после распространился на другие азиатские страны. Образ Каннон восходит к бодхисаттве Авалокитешваре, воплощением которого является Далай-лама. Считается, что у бодхисаттв нет пола, но Авалокитешвара чаще изображался в своём мужском облике, в то время как Гуаньинь (китайская версия Каннон) и сама Каннон традиционно изображаются в женском теле.
В VI веке в Японию из Китая и Кореи прибывало множество монахов, проповедовавших буддийское учение. Так в Японию и пришёл буддизм вместе со своими бодхисаттвами, в числе которых была и Каннон. Буддизм всеми силами пытался укрепить свои позиции среди местного населения и потому слился с уже существовавшими в Японии синтоизмом и народными верованиями. Бодхисаттв стали отождествлять с местными богами ками, и они прочно вошли в японскую культуру. Каннон стала одной из самых почитаемых божеств и заняла важное место в японском буддизме. Особенно большую роль она играла в учениях школы Тэндай и школы Чистой Земли (наряду с Дзидзо).
Воплощениями Каннон также считались некоторые японские исторические личности (например, принц Сётоку Тайси и основатель дзэн-буддизма Дарума), а также один из синтоистских богов удачи – Бисямон-тэн.
Облики Каннон
Считается, что Каннон может являться в тридцати трёх обличиях, но всего шесть являются основными:
1) Каннон с кувшином (Дзюнтэй Каннон);
2) Одиннадцатиликая Каннон (Дзюитимэн Каннон);
3) Каннон с жемчужиной исполнения желаний (Нёирин Каннон);
4) Каннон с головой лошади (Бато: Каннон);
5) Тысячерукая Каннон (Сэндзю Каннон);
6) Святая Каннон (Сё: Каннон).
Первые пять обликов называются хэнка – «превращённые», а шестой считается истинным и главным. Шесть обликов богини соответствуют шести мирам, в которых она помогает разным живым существам. Например, Каннон с кувшином заботится о людях, а Святая Каннон дарует освобождение обитателям Ада.
Именно через облик Каннон в Японии была принята индийская традиция изображения бодхисаттв с несколькими руками и лицами. Согласно буддийским учениям, Авалокитешвара хотел освободить всех живых существ из сансары – круговорота смерти и рождения, но когда он осознал, насколько трудна эта задача, его голова раскололась на одиннадцать частей. Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрапани восстановили его тело, придав ему одиннадцать голов и тысячу рук, чтобы он мог уследить за всем. Облик Каннон как раз и унаследовал эти черты бодхисаттвы. Таким образом Каннон может помогать живым существам в нескольких мирах и следить за их судьбой, охраняя от невзгод.
Самые известные места, связанные с Каннон
Статуя Каннон в Сэндае
Каннон в Сэндае, пожалуй, трудно не заметить, потому что её высота составляет целых 100 метров. Это самая высокая статуя богини в Японии и мире в целом и пятая по высоте статуя во всём мире. По-японски она называется 大観音 дайканнон – «Великая Каннон» и была построена в 1991 году.
Сэнсо-дзи в Токио
Помимо того, что храм в районе Асакуса – это известная туристическая достопримечательность, он ещё и является самым древним буддийских храмом в Токио. Согласно легендам, он был основан в XVII веке: двое братьев, рыбача у реки Сумида, выловили в ней статуэтку богини Каннон. Их господин же, поклонявшийся богине, перестроил свой дом в храм в её честь.
Готоку-дзи в Токио
На первый взгляд этот храм никак не связан с богиней Каннон, ведь гораздо большую роль здесь играют манэки-нэко – известные кошечки, манящие к себе лапкой. Легенда гласит, что однажды мимо храма проезжал самурай, решивший переждать грозу под деревом. Тогда он увидел у ворот храма кошку, зовущего его к себе лапкой. Он последовал за ней, а в дерево ударила молния, уничтожив его целиком. Таким образом кошка спасла самурая от верной гибели.
Считается, что это была не просто какая-то мистическая кошка, а перевоплощённая богиня Каннон. В конце концов, Каннон – не только спасительница, но и покровительница животных.
Киёмидзу-дэра в Киото
Храм чистой воды – один из самых известных храмов не только в Киото, но и во всей Японии. Существуют разные легенды о его постройке, но все они так или иначе сводятся к тому, что храм построен в честь богини Каннон. Вода из водопада, находящегося рядом с храмом, считается целебной, и в древности японцы свято верили в исцеляющие способности богини, жертвуя местным монахам довольно крупные суммы денег.
Сандзюсангэн-до в Киото
«Сандзюсан» в названии храма – это число 33, и оно здесь неспроста, ведь считается, что у Каннон тридцать три обличия.
Главная статуя этого храма, изображающая Каннон, была изготовлена в XIII веке и входит в число Национальных сокровищ Японии. У неё одиннадцать лиц, однако рук всего 20 пар. Впрочем, на каждой руке располагается по глазу, который может увидеть 25 миров, таким образом она следит за 1000 мирами одновременно.
Однако она не одинока: её окружают ещё тысяча статуй размером в человеческий рост. Таким образом, если учитывать, что у богини 33 обличия, вы молитесь сразу 33033 Каннон. Вряд ли от её взора скроется хоть что-то.
Хасэ-дэра в Камакуре
Здешняя статуя богини из камфорного дерева – одна из самых больших деревянных статуй в Японии, её высота составляет более 9 метров. Согласно легенде, камфорное дерево, из которого она была вырезана, было таким большим, что монах решил сделать из него две статуи. Одна была установлена в храме Хасэ-дэра в городе Нара, а другую отправили в плавание по морю, чтобы она сама нашла своё место. Статую выбросило на берег возле Камакуры, где позже и был построен храм в её честь.
Источники:
«История религий Японии IX—XII вв.» H. Н. Трубникова, А. С. Бачурин
Обряд почитания бодхисаттвы Каннон в Японии начала XIII В. : версия Гэдацубо Дзёкэя
Круг почитаемых существ в «Собрании песка и камней»: будды и бодхисаттвы