Нобуёси родился в 1940 году в Токио в семье, торгующей гэта – японскими сандалиями на платформе. Его отец увлекался фотографией и решил подарить маленькому сыну фотоаппарат Baby Pearl, когда тому было 12 лет. С этого подарка и начался путь будущего великого фотографа.
Печально известная дата 6 августа 1945 года, день атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, сыграла роль в творчестве Араки. В 2010 году свет увидел фотоальбом 東京ホーシャセン то:кё:хо:сясэн «Токийская радиация», в котором фотограф стилизовал снимки и поменял время съёмки так, будто бы фотографии были сделаны во время бомбардировки. Также в 1995 году вышел 終景 сю:кэй «Последний пейзаж» – сборник снимков, которые проявлялись при высоких температурах. Таким образом получился эффект воздействия радиации на плёнку.
Связь с радиацией на этом не заканчивается: в 2008 году у фотографа был диагностирован рак простаты, из-за которого Араки проходил курс лучевой терапии. Этот сюжет борьбы с болезнью также находит отражение в творчестве фотографа, который выпустил фотоальбом о своём лечении. В предисловии к сборнику Араки написал: «Я провожу параллель между атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки и моим собственным лучевым лечением рака».
Тем не менее, вернёмся к началу творческого пути фотографа. В 1959 году Араки поступил в университет Тиба на отделение фотографии и кинематографа. После выпуска он начал работать в рекламном агентстве «Дэнцу». Молодой человек считал коммерческую фотографию слишком простой, ограничивающей и консервативной. Поэтому параллельно с этим фотограф занимался независимым искусством и в 1964 году получил своё первое признание – премию Тайёсё за сборник фотографий школьников.
Затем в 1970 году Араки незаконно использовал оборудование агентства, где работал, чтобы сделать свой сборник фотографий проституток Токио и разослать его друзьям, критикам и людям из телефонной книги, которых он выбрал случайно. Таким образом он пытался привлечь внимание к своим работам.
В 1971 году Араки женился на Аоки Ёко, с которой познакомился в «Дэнцу». Их медовый месяц был запечатлён в фотоальбоме センチメンタルな旅 сэнтимэнтару-на таби «Сентиментальное путешествие», который отличается от всего творчества фотографа, так как там представлены незамысловатые, милые снимки возлюбленной эпатажного фотографа. Через много лет он говорил, что вся его жизнь – сентиментальное путешествие. Фотограф посвятил Ёко десятки фотоальбомов и тысячи фотографий, она была его главной музой и моделью. Араки снимал каждый день их совместной жизни от повседневного быта до самых интимных моментов.
В 1972 году Араки Нобуёси решил уволиться из рекламного агентства и полностью посвятить себя творчеству. Через два года он с другими великими японскими фотографами Мориямой Дайдо, Хосоэ Эйко, Томацу Сёмэем, Фукасэ Масахисой и Ёкосукой Нориаки создал школу фотографии и выступил одним из редакторов журнала, выпускавшегося там. В 1976 году школа была закрыта, и фотограф организовал свою собственную, однако она просуществовала лишь до 1979 года.
В том же году открылась первая выставка работ Араки за пределами Японии – Japan: A Self-Portrait. А через год фотограф принял участие в создании фильма «Цыганские напевы» известного японского режиссёра Судзуки Сэйдзюна. В 1981 году Араки сам сел в режиссёрское кресло: он снял фильм 女高生偽日記 «Псевдодневник школьницы старших классов». Это был эротический фильм в жанре ピンク映画 пинку эйга. Впоследствии фотограф критиковал свой фильм, да и публика плохо приняла работу. Сотрудничество с Судзуки Сэйдзюном продолжилось в 1991 году в работе над фильмом «Юмэдзи».
Основная тема работ Араки – эротизм. Он не стесняется снимать половые органы, момент занятия сексом, различные символы эротики или порнографии. Для фотографа источник жизни – страсть, любовь, секс. Однако он не забывает и про противоположность жизни – смерть. Часто в своих фотографиях Араки размышляет на тему ада, рая и загробной жизни.
Его моделями стали его жена, проститутки, мимолётные любовницу и другие женщины, позировавшие для него. Его скандальное творчество привлекало внимание не только многочисленной публики, но и полиции. Его выставки неоднократно закрывались, а на Араки накладывали штрафы. Большой скандал случился в 1988 году, когда полиция задержала фотографа, а журнал 写真時代 сясин дзидай «Эра фотографии», который публиковал фотографии Араки, закрыли из-за цензуры.
Кроме женщин фотограф находит вдохновение в образах цветов. В фотографиях бутонов также нетрудно угадать символы сексуальности. Другим частым мотивом его творчества стало искусство 緊縛美 кимбаку-би «Красота тугой связки». Фотографии искусно связанных женщин в откровенных позах, наверное, самые известные в карьере Араки. Он говорил, что для него кимбаку похоже на объятие.
Для Араки очень важно делать свои снимки наиболее правдоподобными и честными. Поэтому его фотографии можно сравнить с личным дневником. Он отмечал, что его работы похожи на 私小説 сисё:сэцу, что на русский язык переводят как «Я-роман» или «Эго-роман». Это романы от первого лица, описывающие жизнь автора. Араки доподлинно документирует свою жизнь, он не выпускает камеру из рук даже в момент похорон любимой жены, умершей от рака в 1990 году.
Араки Нобуёси сотрудничал с различными музыкантами. Например, он фотографировал Леди Гагу и Бьорк. Последняя является большой поклонницей творчества японца. В 1996 году Араки снимал певицу для её первого полноформатного альбома Telegram. Фотограф оставил свой след и в индустрии моды. В 2015 году сфотографировал модель Фукусиму Риру для модного журнала Dazed, а также сотрудничал с дизайнером Кристианом Дада при создании его коллекции одежды AW16.
Араки Нобуёси является одним из самых плодовитых фотографов в мире. К 82 годам он создал более 450 фотоальбомов. И в них присутствует всё: его любимый кот, порнография, смерть жены и простая красота неба. В своих работах он пытается показать одну из изнанок японского общества – сексуальную, эротическую, а иногда и сентиментальную.
Источники:
Nobuyoshi Araki makes a surprise fashion week appearance