Основные буддийские школы Японии

Если вы любите японские храмы, то наверняка замечали, что они часто принадлежат к какому-нибудь определённому учению или школе. Мы собрали краткое описание всех традиционных японских буддийских сект, чтобы упростить вам жизнь и прояснить, как сильно японский буддизм отличается от его индийского оригинала.

Истоки буддизма

Учёные предполагают, что элементы буддийского вероучения проникли в Японию довольно давно: археологи нашли пять бронзовых зеркал с буддийскими изображениями, датируещихся V в. Китайская письменность, кстати, попала в Японию лишь в VI в. Но состояние общества на тот момент не позволило новой вере прочно закрепиться. Лишь с формированием государственности в Японии, которая на тот момент называлась Ямато, буддизм начал набирать обороты.

Карта распространения буддизма

Поначалу буддистами были в основном иммигранты, которые передавали свою веру из поколения в поколение. Сиба Датто, прибывший из китайского царства Южная Лян, построил в 582 г. первую в Японии буддийскую молельню. А его сын Тасуна принял монашество и воздвиг статую Будды для выздоровления императора Ёмэя (585—587 гг.). И уже его сын известен как создатель статуй в храмах Асука-дэра и Хорюдзи.

Будда в Асука-дэра

В то время буддизмом особо заинтересовалось высшее сословие, в том числе и сами императоры. Некоторые мыслители тех лет писали, что «управлять государством невозможно, если не обрить голову и не облачиться в одежды монаха». Буддизм рассматривали как религию, которая способна гарантировать сплочение вокруг центральной власти, ведь все бы поклонялись одним и тем же буддам, в отличие от традиционного и очень разрозненного японского синто. Важнейшей является роль принца Сётоку (574–622 гг.), который являлся ярым сподвижником буддизма. Ему приписывают авторство трёх комментариев к буддийским сутрам «Толкование смысла трёх сутр» (三経義疏 Сангё-гисё).

Принц Сётоку

Со времён правления императора Тэмму (673–686 гг.) роль буддизма в придворной жизни стремительно возрастала. Он активно продвигал посвящение в монахи, жертвование храмам земельных наделов и проведение буддийских церемоний в самой столице. Тэмму даже выпустил указ, по которому «во всех домах всех провинций» обязательно должны быть буддийский алтарь и сутры. С годами буддизм и синтоизм стали сливаться. Знать полагалась на сакральные синтоистские генеалогии и почитание духов, но при этом чтила и новые буддийские обычаи.

К VIII в. в Японии усилилось имущественное и социальное расслоение, вызванное реформами Тайка (VII–VIII вв.), которые были нацелены на создание правового государства. Появилось огромное количество бродяг, которые потеряли духовную привязанность к прежней общине, а это значило, что они уже не попадали под защиту старых синтоистских божеств. Их всегда привлекала к себе столица (которая на тот момент ещё часто переносили), где они самостоятельно и «посвящались» в монахи. Не имея ни храма, ни официального посвящения, они скитались по всей стране, рассказывая о пути Будды и продвигая свою религию.

Такая ситуация, кстати, сохранилась и в настоящее время. Синтоистские жрецы в Японии сейчас практически не занимаются проповедничеством и скитанием, а вот буддийские священники уделяют им особое внимание. Адептами синто рождаются, а последователями Будды — становятся. Именно поэтому многие буддийские учения до сих привлекают людей, потерявших всё: бывших бандитов, людей без крова и просто окончательно отчаявшихся.

Типичный японский буддийский монах

Большие и малые

Конечно, стоит помнить о том, что буддийских сект в Японии огромное множество: они появляются довольно стихийно, часто «откалываются» друг от друга, или же бывает такое, что их создатели вдохновляются древней японской мифологией и легендами синто. Здесь мы опишем главные и классические школы, которые прочно укоренились в истории страны.

Самая крупная из них — секта Нитирэн, насчитывающая около девяти миллионов членов, а самая известная, пожалуй, это Дзэн — она насчитывает около 4,5 миллионов человек. Большинство японских буддийских сект придерживаются верований восточноазиатского буддизма Махаяны («Великой колесницы»), который проповедует спасение в раю для всех, а не фокусируется на индивидуальном совершенствовании, как это принято в буддизме Тхеравады («учении старцев»), распространённом в Юго-Восточной Азии.

Основные японские буддийские школы Сингон, Тэндай, Чистой земли, Нитирэн и Дзэн возникли в периоды Хэйан (794–1185 гг.) и Камакура (1185–1333 гг.). Первыми по-настоящему японскими буддийскими сектами были школы Тэндай и Сингон.

Сегодня верования большинства из этих сект исповедует относительно небольшая группа людей. Школы и секты, которые выросли из них, имеют более широкое распространение. Но для многих японцев все секты одинаковы, и они практически не видят разницы между ними.

Тэндай

Секта Тэндай — это довольно противоречивая форма буддизма, включающая в себя элементы буддизма уже упомянутых Тхеравады и Махаяны. Лотосовая сутра является центральным текстом Тэндай. Последователи верят, что спасения можно достичь, читая и переписывая её множество раз.

Секта Тэндай возникла в конце VIII века и центром её был храм Энрякудзи на горе Хиэй близ Киото. Её основатель Сайтё (762–822 гг.) в течение двух лет изучал медитацию, тантрические ритуалы и сутру Лотоса в школе Тьент-тай в Китае, названной в честь горы Тьентай на территории современной провинции Чжэцзян. По возвращении в Японию, он нашёл восприимчивую аудиторию для своего послания о том, что спасение после смерти — это то, чего может достичь каждый, независимо от социального положения или пола.

Зимний Энрякудзи

Тэндай была признана как школа только после смерти Сайтё. После того, как храмы на горе Хиэй получили право посвящать монахов в сан, успех секты стал невероятным. На пике её популярности на горе Хиэй было около 3 тысяч храмов, где 30 тысяч монахов создавали прекрасные произведения искусства. Монастыри держали вооружённые отряды и иногда даже силой навязывали свою волю правительству.

Почти каждая секта берёт своё начало в храме на горе Хиэй. Все новые секты, основанные в XII и XIII веках, были основаны монахами Тэндай. Чистая Земля, Дзэн и Нитирэн — все они вышли из школы Тэндай.

Гора Хиэй

Сингон

Буддизм Сингон (название произошло от санскритского слова, означающего «магическая формула» или «мантра») сосредоточен в храме Конгобу-дзи на горе Коя и храме То-дзи в Киото. Он тесно связан с сектой Тэндай и известен своим витиеватым искусством и включением в свои учения элементов синто. Сегодня по всей стране насчитывается 3 700 храмов, связанных с Сингон.

Сингон-буддизм имеет тантрические элементы (йога, благовония, отдельные ритуалы), известен своими богатыми церемониями и имеет много общего с тибетским буддизмом. Центральная идея — поиск тайны сердца с помощью ритуалов, символов и мандал, представляющих сферу неразрушимого и утробу мира.

Буддисты Сингон практикуют такигё — стояние под холодными водопадами в храме Хакурю Бэнтэнсан Сюмпукуин в Микумо, префектуре Миэ, и в храме Оива Ниссэки-дзи в Камиити в префектуре Тояма, как часть аскетической церемонии очищения, знаменующей начало самого холодного времени года. Участники надевают белые халаты и головные повязки и устраивают песнопения, находясь под водопадами. Иногда они могут стоять более часа в ледяной воде.

Стена в храме Оива Ниссэки-дзи

Школа Чистой земли

Школа Чистой земли ( 浄土宗 Дзё:до-сю) — ещё одна важная школа буддизма. Она возникла около 500 г. как форма почитания Амитабхи, Будды Западного рая, и отличается от своего китайского аналога тем, что поощряет идолопоклонство. Школа Чистой земли уже не так популярна в Китае, как раньше, но в Японии она остаётся одной из крупнейших буддийских сект.

Буддизм Чистой земли активно распространялся в период Камакура, но был завезён китайцами в Японию гораздо раньше. Это учение подчёркивает веру в спасительную благодать Будды Амиды, другого просветлённого существа, а не в медитацию. Сегодня она насчитывает 6 миллионов последователей и 7 000 связанных с ней храмов по всей Японии. Школа Чистой земли имеет большое число приверженцев среди простых японцев. Чистая земля — это просто другое слово для обозначения рая.

Будда Амитабха

Школа Чистой земли уносит веру Махаяны в Будд и Бодхисаттв на шаг дальше, чем привыкли буддийские традиционалисты, наделяя Бодхисаттв силой помогать людям достичь просветления, которого они иначе не смогли бы самостоятельно достичь. Акцент на Бодхисаттвах проявляется в многочисленных изображениях Будд и Бодхисаттв в храмах школы Чистой Земли.

Буддисты Чистой земли почитают Амиду (буквально означает «бесконечный свет» или «бесконечная жизнь»), Будду Западного рая, и подчёркивают универсальность спасения. Они считают, что спасение достигается верой, а не добрыми делами, и что Будда и рай находятся рядом и повсюду, а не в каком-то далёком месте, как учат другие буддисты.

Нитирэн

Буддизм Нитирэн — это самая крупная из ранних сект, сохранившая свою активность до наших дней. Она была основана в XIII веке монахом Нитирэном (1222–1282 гг.), который пропагандировал сутру Лотоса как «единственно правильное» учение и считал, что насилие может быть иногда оправдано. А ещё он прославился своим предсказанием монгольских нашествий в Японию.

Нитирэн

Влияние секты Нитирэн росло на протяжении веков. Её верования были основаны на интерпретации Лотосовой сутры, главного текста Тэндай, и она стала тесно связана с самураями, единством государства и религии. Многие современные буддийские секты берут своё начало в Нитирэн.

Нитирэн призывал людей скандировать слова «Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё» — «поклонение писанию Лотосовой сутры». В Лотосовой сутре утверждается, что все люди, независимо от пола, способностей или социального положения, по своей природе обладают качествами Будды и поэтому в равной степени достойны самого глубокого уважения. Центральная доктрина Нитирэна — «Риссё Анкоку», что означает «распространение мира по всей стране путём установления Истинной Дхармы и объединения общества посредством Лотосовой сутры».

Лотосовая сутра

Чтение или даже песнопение этого выражения было установлено в качестве универсальной практики, которая позволяла людям проявить близость к Будде, обрести силу и мудрость, чтобы бросить вызов миру и преодолеть любые неблагоприятные обстоятельства. Нитирэн рассматривал Сутру Лотоса как средство для расширения возможностей людей, подчёркивая, что каждый человек может достичь просветления и наслаждаться счастьем, пока он жив.

Нитирэн-сю — это одна из крупнейших современных сект Нитирэн. Она насчитывает 3,8 миллионов человек и возглавляется преподобным Рёко Кога. В настоящее время группа пытается распространить свою деятельность за рубежом и имеет храмы в 12 странах, включая Бразилию, Германию, Индонезию, Индию и США, а также осуществляет 16 благотворительных проектов в Лаосе, Мьянме, Непале, Шри-Ланке, Индии и Вьетнаме.

Знакомьтесь, британская Нитирэн-сю

Дзэн

Дзэн-буддизм развился из школы Чань, буддийской секты, основанной в Китае в VIII веке. Загадка названия Дзэна проста: Чань по-японски произносится как «дзэн». Это слово означает «созерцание» или «медитация».

Дзэн-буддизм был завезён в Японию из Китая во времена династии Сун в X веке. В течение двух столетий он имел относительно небольшое число последователей, и только в XII веке в Японии началось его распространение и процветание.

Происхождение секты Чань не так известно. Неясно, были ли её первые патриархи мифическими личностями или реальными людьми. Под руководством шестого патриарха Хуэйнэна (637–723 гг. н.э.) она превратилась из культа, насчитывавшего около 500 членов, в самостоятельную секту после того, как тот провёл 15 лет в медитации в горах.

Как только дзэн-буддизм прижился в Японии, он оказал глубочайшее влияние на японцев. Его строгий тон и простота учения понравились военному сословию и художникам, и он стал центральным элементом самурайской культуры и искусства, начиная с XII века. Мало того, дзэн-буддисты помогли привнести в Японию китайскую философию, особенно неоконфуцианство, и участвовали в коммерческих предприятиях, таких как организация судоходных линий, которые контролировали торговлю между Японией и Китаем.

Дзэнская чайная церемония

Самураи обучались у мастеров дзэн-буддизма медитации и дзэнским концепциям непостоянства и гармонии с природой. Их также обучали живописи, каллиграфии, поэзии природы, мифологической литературеаранжировке цветов и чайной церемонии — всё это имело глубокий дзэнский подтекст. Даже фехтование и боевые искусства были частью дзэн и им приписывалась философия, которая была довольно эзотеричной и трудной для понимания, особенно простым «воякам».

Сюгэндо

Также одним из древних, но чуть менее известных учений является Сюгэндо. Это религия японских горных аскетов, в которой коренные японские верования смешались с даосскими и буддийскими элементами. Сюгэндо считается эзотерической буддийской школой, сочетающей буддизм с древними шаманскими практиками и верованиями синто. Она была основана Эн-но Гёдзя, аскетом, который, как говорят, обладал магическими способностями, и которому приписывают «просвещение» японских духов-ками относительно буддизма. Энно-Гёдзя сидел на вершине горы Сандзёгатакэ, читая буддийские сутры, в течение тысячи дней, пока не достиг высшего уровня духовности и не превратился в божество Дзао Гонгэн, призванное положить конец человеческим страданиям.

Храбрые ямабуси

В старые времена горы чтились с благоговением и страхом из-за их связи с богами и мёртвыми. Начиная с VII— VIII веков, аскеты стали подниматься в горы, пытаясь приобщиться к силе духов.

Практикующие сюгэндо называются сюнэндзя или ямабуси. Информация о сюгэндо довольно ограничена, поскольку эта секта очень скрытная. Последователи изучают растения, горы и животных и используют эти знания для улучшения жизни людей вокруг. Их описание их ритуалов существует, но смысл, лежащий в их основе, все ещё покрыт тайной. Последователям этой секты очень мешают современный туризм и кемпинг, ведь для ямабуси становится всё меньше гор, где можно уединиться. Они так же, как и последователи сингона, любят постоять под водопадами, а иногда простым людям удаётся присоединиться к ямабуси во время их обрядов. Они обычно описывают обряды буддистов как что-то невероятное, некое «перерождение».

Надеемся, что после такого знакомства с основными буддийскими сектами Японии у вас сложилось более чёткое представление об этой религии. Как вы могли заметить, многие учения сильно похожи друг на друга, в том числе и из-за того, что черпают основные идеи из Лотосовой сутры. В этом, возможно, и заключается причина путаницы японцев в их же исторических религиозных учения. К тому же, делу не помогает толерантность и буддизма, и синтоизма к появлению многочисленных ответвлений и новых сект — тут и знающий теолог может запутаться.

 

Источники:

Буддизм в Японии, 1993, РАН под ред. Григорьевой

Schools of Japanese Buddhism

BUDDHIST SCHOOLS (SECTS) IN JAPAN | Facts and Details

Japanese Buddhist Schools

Таня Грошкова
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту