Один из самых эпатажных монахов Японии – Нитирэн

Нитирэн родился 16 февраля 1222 г. в провинции Ава (нынешний юг префектуры Тиба). До сих пор не ясно, кем были его родители: сам он утверждал, что происходит из семьи простых рыбаков, но, по другим версиям, он мог быть потомком бедного ответвления клана Фудзивара. С самого детства он занимался изучением буддизма, юность провёл в Энряку-дзи, монастыре школы Тэндай.

Энряку-дзи (延暦寺)

После посвящения, в 17 лет молодой Нитирэн отправился в паломничество, где изучил доктрины школ Сингон, Риссю, Дзёдо (амидаизм) и Сато (дзэн), а также успел ознакомиться с конфуцианством, даосизмом и учениями «старых» буддийских школ.

В 1253 году Нитирэн вернулся в родной монастырь, взошёл на холм, долго смотрел на восток и на заре произнёс: «Наму Мёхо-рэнгэ-кё!» (букв. Славься Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы!). Это событие считается моментом основания его собственной школы, Хоккэ-сю.

Портрет Нитирэна

Суть учения Нитирэна коротко можно выразить в двух положениях:

1) Наступает «Век конца дхармы» (люди забывают об учении будды, и происходят различные бедствия)

2) Нитирэн – спаситель рода человеческого, который просто не мог не появиться в такой сложный период

Главным объектом почитания всегда являлась Лотосовая сутра, написанная буддой Шакьямуни. В ней Просветлённый писал, что в «Век конца дхармы» появятся истинные бодхисаттвы, которые спасут мир и направят на путь истинный. Нитирэн это принял на свой счёт. Он считал, что он – первый из таких бодхисаттв, великий учитель наравне с Шакьямуни, Чжии и Сайтё. Более того, он ставил себя выше предшественников, так как называл себя «столпом» Японии, который обеспечит стране Спасение.

Мандала Гохондзон, написанная Нитирэном в 1280 году, почитаемый предмет учения, надпись в центре – название Лотосовой Сутры

Помимо этого, он первым нарушил традицию буддийской веротерпимости (обычно буддисты считают, что все учения истинны, они лишь смотрят на Закон Будды с разных сторон). Вот «Четыре истины» Нитирэна:

1) «Сингон – учение, ведущее страну к гибели»

2) «Моления Будде Амиде ведут в вечный ад»

3) «Дзэн – деяния небесных демонов»

4) «Риссю – абсурдные проповеди государственных преступников»

Для привлечения адептов Нитирэн использовал метод сякубуку («Сгибать и подчинять»). Заключался он в указании на заблуждения во взглядах и обвинении в незнании пути Будды. Этот метод противопоставляется методу сёдзю («Ухватывать и брать», спасение путём сострадания, протягивания руки помощи обычному человеку).

Из-за радикальности своих взглядов Нитирэн аж два раза побывал в ссылке: первый раз на полуострове Идзу, а второй – на острове Садо.

Оба раза его приговаривали по одной и той же статье: 12 статья кодекса «Дзёэй Сикимоку» – злонамеренная клевета в адрес буддийской церкви и государства.

Нитирэна ссылают на Идзу, его ученик Нитиро пытается отправиться вместе с ним, но его отталкивают от лодки шестами

Среди адептов Нитирэна распространена история, связанная с его второй ссылкой 1271 года на остров Садо:

Как уголовного преступника, его верхом на лошади повезли по улицам Камакуры. Никто из жителей столицы не остался безразличен, так как Нитирэн слыл очень противоречивой фигурой, о нём много говорили. Его привезли на берег моря, к мысу Тацунокути, на то же место, где ранее казнили послов от Хубилай-хана, там было приказано отрубить ему голову, без объяснений, без суда и следствия.

Перед казнью Нитирэн сказал: «Вот отрубили головы невинным монгольским послам; лучше было бы отрубить их настоятелям монастырей школ Чистой Земли и прочим, им подобных».

Сотни самураев и горожан собрались у места казни. Однако, произошло чудо! В тот момент, когда палач поднял меч, чтоб отсечь Нитирэну голову, внезапная яркая вспышка озарила ночное небо. Шок был настолько силен, что все самураи в испуге упали на землю. Среди собравшихся поднялась паника. Завершить казнь никто не решался. «Показательное представление» провалилось.

В это же время к месту казни прибыл гонец со срочным донесением, в котором говорилось: «Этот монах Нитирэн — святой, его казнить нельзя», — той ночью сгорело священное место в родовом доме правящего самурайского клана, и знатоки «книги Перемен» истолковали это так: «Вы пытались казнить святого, и это несчастье — суровое предупреждение свыше».

Так как казнить Нитирэна не получилось, его отправили на остров Садо, который являлся местом ссылки оппозиционно настроенных политиков и опасных преступников. Пребывая в этом суровом месте, он написал много трудов и даже успел вернуться в столицу в 1274 году. Его, как ни странно, пригласили в качестве советника при дворе. Несмотря на это, Нитирэн со временем заметил, что к его словам никто не прислушивался, и это ввергло его в отчаяние.

Он ушёл из столицы навсегда и поселился на горе Минобу, где продолжал работу над своим учением вплоть до смерти в 1282 году. Там был основан храм Куондзи (久遠寺), ныне являющийся главным храмом учения.

Сейчас учение Нитирэна «Хоккэ-сю» носит его имя – «Нитирэн-сю». На данный момент оно довольно популярно в Японии, у него много адептов и есть даже собственный новостной сайт. (осторожно, ссылка, к сожалению, незащищённая)

Фотография от 1-го февраля 2021 года, встреча глав последователей Нитирэна в главном храме – Куондзи

Источники: Игнатович А. Н. Школа Нитирэн: Рассуждения об установлении справедливости и спокойствия в стране; Трактат об открывании глаз; Трактат об истинно-почитаемом как средстве постижения сути бытия.. — М.: Стилсервис, 2002. — 480 с., Конрад Н. И. Очерки истории культуры средневековой Японии. – М.: Искусство, 1980. – стр. 95-98., Трубникова Н. Н. Критика буддийских учений у Нитирэн

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту