История кэндо – искусства фехтования и развития характера

Как появился японский меч

В Японию первые боевые мечи были завезены ещё в период Кофун (250–538 гг.) китайскими торговцами. На протяжении нескольких веков мечи в Японии ковали по китайским и корейским технологиям, а именно японский меч появился в середине периода Хэйан (794–1185 гг.). Этот меч имел слегка изогнутое лезвие, называемое сори, с острой боковой гранью синоги. Считается, что прототип этого меча использовали племена, жившие в начале IX века на территории современного региона Тохоку. С тех пор этот вид меча «синоги-дзукури» взяли на вооружение самураи – класс воинов-конников окончательно сформировался в Х веке. Технология ковки этих мечей начала стремительно развиваться с конца периода Камакура (1185–1333 гг.), когда власть над страной находилась в руках военного правительства.

Японский меч синоги-дзукури. Клинок – XII в., монтаж – XVIII в.

Во второй половине периода Муромати (1336–1573 гг.) после гражданской войны Онин (1467–1477 гг.) в Японии более века царил политический и социальный хаос. Именно в этот период возникло множество школ фехтования кэндзюцу – искусства владения мечом (剣術 «искусство меча»). В 1543 году на острове Танэгасима высадились португальцы, которые познакомили местных жителей с огнестрельным оружием. Взяв за основу эти ружья, японцы стали производить своё огнестрельное оружие, используя при этом высококачественный железосодержащий песок – именно с помощью этой техники ковались японские мечи. В результате преобладавший до этого тяжелобронированный стиль боя резко сменился более лёгким рукопашным. Это же, в свою очередь, привело к дальнейшему развитию технологии ковки мечей, а также к созданию более утончённых техник кэндзюцу.

Искусство убийства в мирное время

С наступлением периода Эдо (1603–1867 гг.) после окончания всех войн и объединения страны в Японии наконец воцарились мир и спокойствие, а самураям из оружия официально разрешили носить только мечи. Наступление мирного времени означало, что теперь у воинов больше не было возможности оттачивать свои умения на поле боя. Чтобы сохранить боевые техники, в это время по всей стране стали открываться школы боевых искусств, а школы фехтования завоевали большую популярность. Из-за появления этих школ произошла трансформация кэндзюцу от искусства убийства к искусству кацунинкэн (活人剣, «меч, дарующий жизнь») – воспитанию и развитию человеческих качеств самурая. В кэндзюцу стали разрабатывать не только теории победы над врагом, но и практические рекомендации по ведению дисциплинированного образа жизни. Эти идеи были собраны в книгах, посвящённых военному искусству и духовности, таких как «Наследственная книга о военном искусстве» Ягю Мунэнори, «Освобождённый разум» монаха Такуана Сохо и «Книга пяти колец» Миямото Мусаси. В середине и во второй половине периода Эдо было опубликовано и множество других книг по теории фехтования, которые являются классикой и оказывают большое влияние на кэндо и сегодня.

«Художник-воин Миямото Мусаси», Утагава Тоёкуни, XIX в.

В этих работах самураи узнавали, как преодолеть вопросы жизни и смерти и как применять мастерство владения мечом в повседневной жизни. Самураи изучали эти трактаты, чтобы культивировать свой разум и преданность совершенствованию своих навыков в военных искусствах. Изучение мастерства владения мечом сосредотачивало ум самурая на различении добра и зла, а также на принятии своего призвания приносить высшую жертву в чрезвычайных ситуациях, чтобы выполнить свой долг перед кланом и страной. В мирное время они работали как государственные служащие, а во время беспорядков были готовы сражаться за справедливость. Именно эта философия дала начало «духу бусидо», который даже после краха феодальной системы по-прежнему является важной частью характера японского народа.

В течение мирного периода Эдо в тренировках использовали деревянные мечи, которые наносили ученикам серьёзные увечья. В начале XVIII века Наганума Сиродзаэмон Кунисато, мастер меча из школы Дзикисинкагэ-рю, разработал специальные защитные доспехи кэндо-гу и создал метод тренировки с использованием бамбукового меча синай для уменьшения травмоопасности тренировок. Наканиси Тюдзо Котакэ из школы Итто-рю в середине XVIII века ввёл новый метод тренировок с использованием защиты головы мэн и бамбуковых кэндо-гу, который быстро получил широкое распространение. В конце XVIII века стали популярны межшкольные соревнования, а фехтовальщики путешествовали по всей стране в поисках более сильных противников для совершенствования своих навыков.

Современный комплект кэндо-гу
Бамбуковый меч синай

Упадок и новый расцвет

Реставрация Мэйдзи (1868 г.) привела к упразднению сословия самураев. Ношение мечей было запрещено, что привело к резкому упадку популярности кэндзюцу. В этот период кэндзюцу отвергалось как устаревшее и бесполезное искусство в условиях современной, с использованием огнестрельного оружия, войны. Однако в 1877 году произошло восстание в Сацуме – неудачное движение сопротивления самураев против новообразованного императорского правительства. События этого восстания привели к возрождению традиционного фехтования среди правительственных войск и национальной полиции как средства эффективной физической подготовки. К тому же, в Японо-китайской войне 1895 года самурайский меч вновь широко применялся солдатами, в результате чего в этом же году было создано Общество воинской добродетели Великой Японии (大日本武徳会 дай-ниппон бутокукай).

Главные ворота штаб-квартиры Общества воинской добродетели Великой Японии и Специальной школы боевых искусств в Киото

Общество популяризовало фехтование среди молодёжи и ввело термин 剣道 кэндо «путь меча». Он появился в 1911 году, когда фехтование внедрено в программу средней школы, и Общество начало менять разные названия фехтовальных техник на кэндо. А в 1919 году вице-президент Общества Нисикубо Хиромити официально изменил обозначение «кэндзюцу» на «кэндо». Замена суффикса дзюцу (術 «техника», «искусство») на до: (道 «путь») была призвана подчеркнуть в первую очередь образовательные и духовные аспекты фехтования, а не технические и соревновательные. В этом заключено главное отличие кэндо от кэндзюцу: акцент делается в первую очередь на воспитание духа и характера человека, и затем на мастерство владения оружием.

Современное кэндо

После Второй мировой войны, в период оккупации американских войск, кэндо некоторое время было запрещено как практика, воспитывающая в японских школьниках национализм. В 1946 году Общество воинской добродетели Великой Японии было расформировано. Однако в 1952 году кэндо вновь официально возродилось, когда была создана Всеяпонская федерация Кэндо. Она была сформирована вокруг идеи, что кэндо – это в первую очередь образовательный вид спорта, а не боевое искусство, а как образовательного вида спорта, который продолжает практиковаться как таковой по сей день.

67-й Всеяпонский чемпионат по кэндо, 2019 г.

В 1975 году Всеяпонская федерация Кэндо составила концепцию этого искусства:

  • формировать ум и тело,
  • воспитывать силу духа,
  • через правильное и строгое обучение стремиться к совершенствованию в искусстве кэндо,
  • уважать вежливость и честь,
  • быть искренним с другими людьми,
  • всегда заниматься самосовершенствованием.

Согласно федерации, это позволит человеку:

  • любить свою страну и общество,
  • вносить вклад в развитие культуры,
  • содействовать миру и процветанию между всеми народами.
Ученики одной из школ кэндо настраиваются перед тренировкой

В 1970 году создали Международную федерацию кэндо, а в том же году на спортивной арене Ниппон Будокан провели первый Чемпионат мира по кэндо. Сейчас кэндо распространено по всему миру, во многих странах существуют федерации этого вида спорта и проводятся местные и международные соревнования. Кэндо продолжает закалять тело и воспитывать дух многих поклонников японских видов спорта и боевых искусств.

Источник: 全日本剣道連盟

Поля Мелешко
Милый редактор ( ´ ▽ ` ).。o♡
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту