Жанр 私小説 сисё:сэцу или ватакуси сё:сэцу «эго-роман» сформировался под влиянием натуралистического течения, которое было главным литературным направлением первых двух десятилетий XX века. Считается, что японский натурализм сформировался под влиянием творчества французского писателя и основателя западного натурализма Эмиля Золя. В отличие от Запада, где натурализм и реализм были отдельными направлениями, с середины первого десятилетия XX века японское понятие 自然主義 сидзэнсюги стало обозначать не только натурализм, но и реализм.
В целом эти два направления очень схожи, то есть и реализм, и натурализм стараются представить жизнь такой, какая она есть. И реализм, и натурализм апеллируют к некой правде жизни. Если реализм воспроизводил действительность в её типичных чертах, то натурализм концентрировал внимание на деталях и на биологической и социальной составляющей жизни. Часто произведения в жанре реализм описывали жизнь простых людей и поднимали проблемы общества, социального класса, в то время как натурализм поднимал более узкие темы, такие как бедность, насилие, коррупция и тому подобное. Иными словами, натурализму свойственно показывать самые тёмные стороны жизни общества.
Ватакуси сёсэцу же является своего рода исповедью автора, где он делится с читателем своими мыслями, чувствами и переживаниями на тему как его жизни, так и общества в целом. Автор позволяет читателю взглянуть на события его глазами, понять автора как личность и проанализировать поступки. Такие романы написаны почти в точности на основании непосредственного опыта автора.
Первым произведением в этом жанре принято считать «Футон» Таямы Катая (1907 г.), в котором автор рассказывает историю 34-летнего писателя, который живёт унылой жизнью в браке без любви и ненавидит свою работу. Однажды он получает письмо от молодой поклонницы, которая хочет стать его ученицей. Сначала он сомневается, но после обмена письмами соглашается. Так мужчина влюбляется в свою ученицу. Роман показывает переживания героев и то, с какими трудностями сталкиваются люди, чьи отношения порицаются обществом и выходят за рамки моральных норм. Несмотря на то, что многим «эго-романам» присуще повествование от первого лица, «Футон» написан от третьего, но основан на реальных отношениях автора с его ученицей.
Хотя многие из романов носили характер самоуничижения, такие работы, как «Оцу Дзюнкити» (1912) и «Примирение»(1917 г.) Сиги Наои скорее описывают ситуации из жизни автора и его отношение к ней. Так «Оцу Дзюнкити» — это повесть о семье, в которой царит патернализм, непререкаемый авторитет отца. В романе Сига демонстрирует своё неприятие подобного семейного строя. В «Примирении» Сига также развивает тему — отношения между старшим и младшим поколениями.
Ватакуси сёсэцу можно разделить на два типа. Первый тип называют «руинным», для него характерны длительные, часто самоуничижительные откровения. Второй же — «гармоничный» — полон именно психологизма. В этих произведениях писатель исследует сокровенные мысли или отношение к повседневным событиям жизни. Наиболее яркими примерами первого типа являются ранние произведения Таямы Катая, за которыми следуют Касай Дзэндзо, Камура Исота и Дадзай Осаму. Второй же тип эго-романа возглавляет Сига Наоя, а также его последователи, такие как Такии Коусаку, Одзаки Кадзуо, Фудзиэда Сидзуо и Амино Кику.
Отличие ватакуси сёсэцу от автобиографии
Автобиография – это описание полной жизни автора, где он стремится осмыслить свою жизнь как целое. Эго-роман — это полуавтобиографическое произведение, где граница между автором и рассказчиком размыта, и читатель должен воспринимать рассказчика и автора как одно целое. То есть если автобиография – это попытка проанализировать себя в разные годы жизни без лишних описаний чувств, то ватакуси сёсэцу – более личные и эмоциональные; автор не стремится объективизировать себя и дать чёткую оценку, а концентрируется на своих переживаниях в тот или иной момент своей жизни.
Причина популярности
После реставрации Мэйдзи в период с 1860-х до середины 1880-х годов между Японией и западными державами происходил огромный интеллектуальный обмен, включавший перевод на японский язык книг по политике, философии и науке. Новое правительство поощряло такого рода деятельность, чтобы информировать и просвещать свой народ. Чтобы противостоять политическому и военному вызову со стороны западных держав, правительство Мэйдзи выдвинуло лозунг «богатая нация и сильная армия», что привело к централизации власти. Молодые учёные периода Мэйдзи не были удовлетворены такой политикой и обратились к западной литературе и философии.
В 1889 году была принята Конституция Мэйдзи, которая подчёркивала абсолютную и божественную власть императора, а также понятие 国体 кокутай «тело нации», означавшее единство императора с его подданными. Япония вступила в период национализма. Молодые учёные и писатели, которые познакомились с индивидуализмом и свободой через западную литературу, были разочарованы милитаристской и националистической политикой. Помимо этого, людям было очень сложно привыкнуть к разительным изменениям, происходившим после реставрации Мэйдзи. Многие не знали, как жить дальше, не понимали, что именно им нужно делать. У такого быстрого развития страны была и обратная сторона: люди, которые долго жили по одним порядкам, были вынуждены их менять, адаптироваться к новой жизни, а также менять ход своих мыслей.
Вторым эпохальным событием в Японии, конечно, стала Вторая мировая война. Пережив одно потрясение в виде реставрации, жители страны были вынуждены столкнуться с другим. Пострадало не только экономическое положение страны, но и люди, живущие в ней.
«Вся моя жизнь – сплошной позор. Хотя я так и не смог понять, что такое человеческая жизнь» – именно с этих слов начинается произведение Дадзая Осаму «Исповедь неполноценного человека» (1948 г.) .
Главный герой не понимает общество и мир в целом. Он стремится стать частью этого общества, но, как бы он ни пытался жить нормальной жизнью, у него ничего не получается. Концепция «лишнего» человека, рассуждения на тему познания жизни были очень близки людям в тот период.
Мое понимание счастья шло вразрез с тем, как понимают его другие люди, и это становилось источником беспокойства, которое не давало мне спать ночами, сводило меня с ума. Так все-таки, каково же мне: счастлив я? Или нет?
Хорошим примером концепции «лишнего» человека является «Исповедь маски» Юкио Мисимы (1949 г.). Большую часть книги герой пытается побороть свою тёмную сторону, он осознаёт, что глубоко порочен, и притом порочен не только своим влечением к своему полу, но и всеми своими помыслами, действиями — своей жизнью. Он пытается влиться в общество, избавиться от своего «недуга», но у него ничего не выходит.
В доме Сугико считалось само собой разумеющимся, что я буду вести себя как самый нормальный мальчишка. И я начинал играть роль «нормального мальчишки», к которой мое сердце вовсе не лежало. Примерно тогда я понял одну вещь: когда я являю окружающим свою подлинную суть, они почитают это лицедейством, когда же я разыгрываю перед ними спектакль, люди считают, что я веду себя естественно.
Таким образом, эти события сыграли ключевую роль в популяризации жанра. Кроме того, поскольку ватакуси сёсэцу является своего рода откровением перед читателями, это помогало людям проникнуться и лучше понять писателя, который является таким же человеком, живущим в то же время и в той же стране. Через книги люди могли получить психологическую поддержку и понять, что они не одиноки в своих мыслях. Именно подобная связь автора и читателя очень ценилась в тяжёлые времена.
Источники:
Tayama Katai’s “The Quilt” as an I-Novel Example — GraduateWay
Japanese literature — Revitalization of the tanka and haiku — Britannica