Модельер родился в Токио, в разгар Второй мировой войны, 3 октября 1943 года. Его родители были обычными людьми: мать была портнихой, а отец управлял рестораном. Однако Ямамото Ёдзи не было суждено увидеть папу. Война внесла первые тёмные штрихи в его биографию: против своей воли отец вступил в Императорскую армию, а спустя два года погиб на фронте. В документальном фильме Вима Вендерса «Зарисовки об одеждах и городах» 1989 года Ямамото сказал: «Когда я думаю о своём отце, я понимаю, что война все ещё бушует во мне».
После смерти мужа мать Ёдзи носила траурные чёрные одежды до конца своей жизни. Именно она стала главным вдохновителем для будущего великого модельера. Без какой-либо поддержки она поступила в престижный Bunka Fashion College (туда, где впоследствии будет учиться Такада Кэндзо и сам Ямамото), получила образование швеи и затем открыла собственное ателье в квартале Кабуки-тё токийского района Синдзюку. Она работала по 16 часов, мастерила из обрезков, привлекала к работе и сына. Он с малых лет видел тяжёлый труд за копейки. Именно от мамы Ямамото получил первые уроки шитья.

Ямамото Ёдзи с мамой
Война нанесла ещё один неизгладимый удар по психике Ёдзи — он видел последствия ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Свою автобиографию дизайнер так и назвал: «Моя дорогая бомба». Разруха, голод, безотцовщина и траур — то, что навсегда осталось в творчестве Ямамото Ёдзи.
Его мама хотела, чтобы сын выбрал успешную и хорошо оплачиваемую профессию. По её настоянию Ёдзи поступил в университет Кэйо на факультет юриспруденции. Он успешно заканчил его в 1966 году, однако Ямамото всегда хотел помогать маме в её ателье. Для этого ему требовалось профильное образование. Так он поступил в Bunka Fashion College. В 1972 году Ямамото Ёдзи открыл свою торговую марку Y’s. Мать, видящая в своём сыне большой потенциал, продала ателье и вложила в дело сына все деньги. Уже тогда его идеи привлекали внимание: они были отличными от мании на лоск и шик Запада, выражали совершенно противоположные эмоции. «В самом начале мне просто хотелось одевать женщин в мужском стиле, — говорил Ямамото в интервью The New York Times. — Обычно японки носили импортную и очень женственную одежду, и мне это не нравилось».
К концу 70-х дизайнер обрёл локальную популярность и начал задумываться о Париже. В то время этот город был центром моды, куда стекались все самые влиятельные деятели индустрии, а молодые талантливые дизайнеры создавали свои первые шедевры. В 1981 году Ямамото представил свою коллекцию на Парижской неделе моды. Критики были в шоке: модели дефилировали в асимметричных лохмотьях, без макияжа, а главное — ничего, кроме всепоглощающего чёрного цвета. «Чёрный – это квинтэссенция всех цветов, результат их смешения, – говорил модельер. – Это как взять все цвета и бросить их в один котёл, в чёрное море, и забыть там». Более того, он положил начало деконструкции в моде. Модельер не стремился показать женское тело, а наоборот хотел защитить его от чужих глаз, как он хотел защитить свою маму в детстве.
В 1982 году Ямамото открыл бутик в Париже. В столице Франции Ямамото Ёдзи находит любовь. В то же время дебютировала Кавакубо Рэй, ещё одна ключевая фигура японской моды. С ней Ямамото прожил почти 10 лет. Кавакубо создавала неопрятные, будто незаконченные наряды и тоже тяготела к мрачным оттенкам. Вместе они создали новую эстетику под названием «Хиросима-шик». «Я думаю, что совершенство уродливо. Я хочу видеть шрамы, неудачи, беспорядок, искажение», — говорил Ямамото.

Ямамото и Кавакубо
Постепенно «новая мода» захватывает весь мир. Ямамото не стремится украшать, он рассказывает историю своей жизни, которую разделили с ним миллионы детей, выросших после войны. С выходом мужской коллекцией 1984 года критики начинают называть Ямамото «первым философом в мире моды».
Я твёрдо верю в дух авангарда — стремление высказаться против традиционных ценностей
Дизайнер предугадал появление гранжа, уход от роскоши, перевернул представления о форме и цвете в одежде, а также одним из первых начал одевать женщин в мужскую одежду.
В 1990-х дизайнер вышел за привычные рамки кутюрье и начал работать с группой Placebo, создавая им концертные наряды, а также шил костюмы для фильмов Такеши Китано, опер «Мадам Баттерфляй» и «Тристан и Изольда». За кулисами модных показов Ямамото сам исполнял музыку. Не заставил себя ждать и первый аромат модельера — YOHJI.

«Куклы» реж. Такеши Китано, дизайн костюмов придуман Ямамото Ёдзи
В высокой моде до Ямамото не было места спортивной одежде. Он удивляется убогости дизайна кроссовок и спортивных костюмов, поэтому в 2002 году предлагает сотрудничество Adidas. Вместе они создают линию одежды и обуви Y-3. На этом сотрудничество не закончилось: Ямамото курирует дизайн спортивных аксессуаров, шапок, мячей и даже велосипедов. Их совместная работа продолжается уже более 20 лет. Скорее всего, это стало самой главной коллаборацией в жизни дизайнера. Возможность изменить спортивный стиль, который заполонил улицы, вывела Ямамото из творческого кризиса, а также сделала уличную моду эстетичной.
Последние коллекции Ямамото Ёдзи не такие однотонные — он добавляет яркие акценты. Однако простота, асимметрия, некая скромность и закрытый крой навсегда остались его отличительными чертами. И каждая вещь рассказывает историю. Ямамото продолжает экспериментировать. Например, во время показа на сцене одного из самых известных кабаре «Мулен Руж» модели снимали с себя наряды и оставались в строгих прямых юбках и бюстье. А затем делали тоже самое, но в обратном порядке. Под мишурой остаётся только классика — такую идею заложил модельер в своё представление.
В каждом уходе манекенщицы я мысленно проигрываю своё расставание с мамой. Я плачу, кричу ей что-то вслед, умоляю вернуться. А она всё равно уходит
Он нашел новый, философский концепт в одежде. И показал его всему миру. Его одежда — его детство. Это история, полная горечи, страха за мать и чёрного цвета.
Источники:
«Зарисовки об одеждах и городах» реж. Вим Вендерс
The cult Japanese movies outfitted by Yohji Yamamoto
YOHJI YAMAMOTO — ИСТОРИЯ БРЕНДА