Королевская битва как жанр современного кино

Battle Royale

Недалёкое будущее. Япония является частью государства Великая Восточная Азия. Правительство отправляет сорока двух учеников на необитаемый остров, где они должны убивать друг друга. Выжить должен только один.

Это краткий сюжет бестселлера «Королевская битва», снятого по одноимённому роману Таками Косюна. Книга продалась миллионами копий, после чего вышла манга, а после и фильм.

В романе говорится о тоталитарном правительственном аппарате, который выбирает класс учеников средней школы для участия в «Программе» – безжалостной кровавой битве на острове, где будет только один победитель. Каждому ученику даётся случайное оружие, а на шею надевается GPS-ошейник, готовый взорваться в любое время в случае нарушения правил игры. Девочки и мальчики с совершенно разными характерами и социальным положением должны быть жестокими со своими друзьями и одноклассниками, чтобы выжить.

«Королевская битва» посвящена проблемам современной японской системы образования. А сюжет сильно перекликается с пессимистическими настроениями среди японской молодёжи нулевых и быстрорастущим уровнем насилия среди школьников, у которых будущее сыпалось буквально на глазах. Дух соперничества, присущий японской образовательной структуре, в фильме искажён до конкуренции за право жить дальше и «выиграть билет во взрослую жизнь».

Режиссёр Фукасаку Киндзи изображает персонажей, которые по-разному реагируют на сложившуюся ситуацию. Главные герои Сюя и Норико пытаются выжить, никого не убивая, Мицуко убивает своих одноклассниц из-за мести, а Кадзуо вообще является единственным участником, который добровольно ввязался в эту игру. Некоторые ученики совершают самоубийство, чтобы избежать игры, а другие наоборот используют этот шанс, чтобы утолить свою жажду крови.

Жанр королевской битвы

Безусловно, «Королевская битва» была далеко не первым произведением, в основу сюжета которого легла битва на выживание, однако именно она стала ключевой работой для появления и развития этого жанра.

Жёсткая тоталитарная организация, которая может всё; ограниченное количество «игроков»; оружие; остров или другая отрезанная от мира территория – основные атрибуты любой игры на выживание. Это идеальное сочетание, которое заставляет зрителей задуматься о человеческой природе в таких экстремальных условиях.

Благодаря таким ярким эмоциям и чувствам игра на выживание быстро стала темой многих видеоигр, фильмов, книг, манги и аниме, достигнув больших успехов в каждой из направлений творчества.

С течением времени этот сюжет менялся и переосмыслялся многими авторами. У Сьюзен Коллинз в романе «Голодные игры» правительство выбрало не школьников, а молодых людей для участия в смертельной игре, к тому же чисто в показательных целях, что наглядно демонстрирует жестокость нашего общества. Сама Сьюзен Коллинз говорила, что вдохновлялась фильмом 1932 года «Самая опасная игра», а от «Королевской битвы» взяла то, что участниками игры становятся молодые, не познавшие вкус жизни ребята.

«Голодные игры» получили широкое признание среди публики, когда по мотивам романов сняли серию фильмов. Кассовые сборы достигли уровня сиквелов Гарри Поттера и Бэтмена.

Помимо «Голодных игр» есть ещё великое множество фильмов и сериалов в жанре королевской битвы: «Эксперимент “Офис”», «Круг», «Турнир на выживание», «Приговорённые» и т.д. Особенно много работ на эту тему экранизируется в Азии: «Страшная воля богов», «Алиса в Пограничье», «Смертельная игра», «Игра лжецов», «Ганц», «Семеро в западне» и недавно нашумевшая корейская «Игра в кальмара».

Современные тренды

Осенью 2021 году корейский сериал «Игра в кальмара» был на первом месте стримингового сервиса Netflix, и о нём говорили абсолютно все, а значит тема игр на выживание до сих пор актуальна. После успеха «Игры в кальмара» возросли и просмотры японского сериала от Netflix «Алиса в Пограничье», который вышел годом ранее. Однако пока что японские сериалы немного проигрывают корейским коллегам.

В японских сериалах, где люди борются за жизнь или иногда за деньги, главные герои обычно обладают каким-нибудь особым талантом, который помогает им выжить. Арису Рёхэй, главный герой сериала «Алиса в Пограничье», большую часть жизни провёл, играя в компьютерные игры. И навыки решения головоломок, приобретённые таким образом, помогают ему в смертельных играх. Ито Кайдзи из аниме-сериала «Кайдзи» – игрок и неудачник, который внезапно обнаруживает в себе талант читать людей и творческое мышление. Кандзаки Нао из «Игры лжецов» умудряется быть очень наивной, и пускай в обычной жизни это скорее недостаток, в игре её искренность помогает ей собирать вокруг себя хороших союзников. Мимура Синдзи из «Королевской битвы», хоть и не главный персонаж, но смог положить конец кровавой игре, используя навыки, которым его научил дядя-шпион: взлом компьютеров и изготовление самодельных бомб. И это явно не те таланты, которыми в простой жизни может обладать обычный школьник.

В свою очередь Сон КиХун – главный герой «Игры в кальмара» – совершенно заурядный неудачник, который в течение игры не демонстрирует выдающихся навыков выживания и иногда выглядит довольно блекло на фоне более умных персонажей или игроков с более трагичной историей (как, например, северокорейская беженка или пакистанский рабочий). К тому же КиХун не обладает каким-то невинным характером и вообще далеко не ангел, но почему-то именно он, самый обычный работяга за сорок, находится в центре повествования. К тому же аудитория королевской битвы с течением времени растёт, и если в 2000-х зрителей интересовали судьбы школьников, стреляющих друг в друга, то сейчас эти же зрители выросли и на школьников им смотреть уже не так интересно, а в «Игре в кальмара» довольно большой разброс в возрасте персонажей.

Сейчас тренды меняются очень быстро, и хоть 2-3 месяца назад жуткая песенка из «Игры в кальмара» была в каждом ремиксе, а в ТикТоке люди делали сахарные соты (дальгона) в домашних условиях, на данный момент уже другие сериалы занимают эту нишу. И кто знает, может быть, скоро японцы подарят миру очередной увлекательный шедевр со сложными головоломками и интересными героями, сражающимися за жизнь.

Источники:

Meritocracy and Battle Royale

THE CULTURAL IMPACT OF BATTLE ROYALE

How ‘Battle Royale’ Became a Cult Hit and Capitalized on ‘The Hunger Games’

The Influence Behind the Inspiring ‘Battle Royale’

What Does Squid Game Have That Japanese Survivor Game Shows Don’t?

‘Squid Game’ is a huge hit. ‘Battle Royale’ should be, too.

List of 7: Japanese Survivor Game-Based Shows and Films Like Squid Game

Полина Кисленко
Необычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту