Уличные танцы в Японии

Уличные танцы родились в не самых благополучных районах Нью-Йорка в 1970-е года и стали более законным способом для молодёжи выплеснуть свои эмоции и активность, не прибегая к насилию. В дальнейшем танцы начали делиться на стили, обрастать базовыми движениями, а позже и спонсорами, вниманием и зрителями.

Хип-хоп и брейкинг (брейк-данс)

В 1980-х хип-хоп культура пересекла Тихий океан и попала в Японию, танцы, музыка и сама эстетика приглянулись японской молодёжи, поэтому брейкинг японцы освоили достаточно быстро. Брейкинг, являясь танцем, повествующем скорее о форме тела, нежели о внутреннем содержании, быстро прижился и стал понятен местным танцорам. В 1983 году фильм Wild Style (первый фильм о хип-хоп-культуре) показали в пустом кинотеатре на Синдзюку. Так, для продвижения фильма в Японию приехало около 30 танцоров, снимавшихся в фильме, и выступили в клубах и на телевидении. В это же время на улицах Харадзюку начали появляться первые брейк-команды: Tokyo B-boys, B-5 Crew и Mystic Movers. Первое время японцы танцевали под американскую музыку, но по мере роста популярности танцев японские музыканты пробовали себя на новом поприще.

Сначала создавались чисто инструментальные треки и сэмплы, а когда японцы попытались добавить голос и лирику в песни, то появилась проблема: японский язык был не приспособлен к ритмам и рифмам, типичным для американского хип-хопа. Японская хип-хоп-музыка не развивалась вплоть до 1994 года, пока группа スチャダラパー (Scha Dara Parr) не произвела фурор со своим треком 「今夜はブギーバック」(Kon’ya wa bugī bakku). С тех пор японские артисты активно начали выпускать пластинки с хип-хоп музыкой и рэпом.

С 90-х годов, хип-хоп-музыка, созданная отечественными артистами, начала распространяться за пределы танцевального сообщества, популяризируя культуру. В 1996 году на японском радио начали транслировать программу Hip Hop Night Flight, а танцоры появились на страницах манги Тюсондзи Юцуко Wild Q (хотя хип-хоп сообщество и критиковало эту мангу, она внесла свой вклад в культуру).

Сейчас брейкинг и хип-хоп являются уже совершенно обособленными друг от друга танцевальными направлениями. Хип-хоп, возможно, опережает остальные стили в количестве желающих ему обучиться (такая ситуация не только в Японии), брейкинг же пока что пугает многих сложными трюками и возможными травмами. Однако японский брейкинг является одним из сильнейших в мире, японские би-бои (танцоры брейкинга) часто выходят победителями в различных мировых чемпионатах: Battle Of the YearChelles Battle Pro, Red Bull BC OneR-16 Korea и другие. Также в Японии очень много талантливых би-гёрл и, возможно, именно японских девушек в брейке больше, чем девушек из других стран.

Локинг

Если с хип-хопом и брейкингом вы уже знакомы, то про локинг, возможно, и не слышали, ведь данный фанковый стиль танца не популярен в России настолько, насколько он популярен в Японии, поэтому немножко углубимся в историю самого стиля.

В конце 60-х–начале 70-х годов, пока в Нью-Йорке был брейкинг и зарождался хип-хоп, в Лос-Анджелесе уже вовсю танцевали локинг. Изначально локинг был комичным, но при этом физически сложным и энергозатратным танцем с элементами пантомимы. Сейчас комичность отошла на второй план, но танцоры всё равно часто держат улыбку. Придумал локинг танцор и хореограф Дон Кэмпбелл, когда смешивал разные танцевальные стили. Локинг чаще всего танцуют под фанковую музыку (Джеймс Браун, Джордж Клинтон, Литл Ричардс и др.).

В 1971 году Дон Кэмпбелл вместе с другими танцорами основал команду The Lockers. В этой команде состоял танцор Тони Gogo, который вместе с двоюродным братом Бадди основал дуэт Gogo Brothers. Именно они привезли локинг в Японию, открыв свою танцевальную школу в Фукуоке. Позже Тони Gogo женился на японке, и в их семье родились два сына, Рэй и Ю, которые продолжили дело отца и стали вторым поколением Gogo Brothers.

Пока в Фукуоке развивались Gogo Brothers, в Осаке набирал популярность другой локинг-дуэт Hilty & Bosch. Оба дуэта активно продвигали локинг в Японии и являются успешными танцорами своего стиля по сей день.

Вакинг

В России вакинг почему-то ещё менее популярен, чем локинг. Он появился в ЛГБТ-клубах Америки в 1970-х годах. Чаще всего он танцуется под диско-музыку и отличается активными движениями рук, позированием и выразительностью. Сейчас его часто танцуют и под обычную поп-музыку и даже под к-поп.

В Японию, как и в целом Азию, вакинг привёз один из отцов-основателей стиля Тайрон Проктор и его ученица Princess Lockerooo, когда они ездили по миру с мастер-классами и судили соревнования. Вакинг был редкой возможностью для членов ЛГБТ-сообщества показать себя так, как они хотели. Изначально это был танец ЛГБТ, но потом он стал популярным за пределами сообщества, и особенно среди девушек (как и вог).

Главными представителями вакинга в Японии являются две успешные танцовщицы: Имата Ибуки и Юмэки. Обе девушки являются не только профессиональными танцорами, но и инфлюенсерами, моделями, а у Ибуки есть свой бренд одежды. Они часто посещают международные танцевальные чемпионаты (иногда вместе, а иногда раздельно), а недавно Ибуки участвовала в китайском тв-шоу Street Dance of China 4, куда пригласили множество всемирно известных танцоров уличных стилей.

Крамп

Крамп – достаточно молодой и пока малоизвестный стиль танца. Он отличается энергичными движениями, в которые вкладывается много силы и эмоций. K.R.U.M.P. расшифровывается как Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise (Империя абсолютной силы духовной похвалы), стиль появился в 90-х годах и пока потихоньку выползает из тотального андерграунда.

Отцом-основателем является американский танцор Tight Eyez, и под его началом образовалась команда (в крампе команды называются family или сокращённо fam), состоящая из лучших представителей крампа в мире – Styleripper fam. В эту команду вошёл японский танцор Twiggz (также в этой команде есть два русских танцора). Крамп пока что представлен далеко не во всех странах, и Япония, наряду с США, Францией, Канадой, Россией и Южной Кореей, является страной с сильной крамп-сценой.

Уличные танцы в Японии становятся всё более и более популярными, как среди молодёжи, так и среди старшего поколения. Сейчас лучшие танцоры разных стилей соревнуются на крупных мировых площадках, работают с музыкантами, рекламируют мировые бренды, участвуют в телешоу, а брейкинг войдёт в программу Олимпийских игр в 2024 году, хотя на юношеской олимпиаде он появился ещё в 2018 году. Любовь к танцам объединяет множество людей разных культур и стран, и никакие государственные границы не могут этому помешать.

Источники:

The Meteoric Rise of Street Dance

The Birth of Hip Hop in Japan

«Hip-hop 4» Dancer Awards: Locking Half of the Country Hilty&Bosch

Explore the crews and moments that made locking history

GLOBAL DANCE LABORATORY: HIP-HOP CULTURE IN JAPAN

«Hip-hop 4» GOGO BROTHERS, the hip-hop brothers who don’t «fight father»

Waacking forever! Why has the martial arts craze for disco dance resurfaced in Asia?

10 THINGS YOU NEED TO KNOW ABOUT IBUKI

Полина Кисленко
Необычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту