Уличные танцы родились в не самых благополучных районах Нью-Йорка в 1970-е года и стали более законным способом для молодёжи выплеснуть свои эмоции и активность, не прибегая к насилию. В дальнейшем танцы начали делиться на стили, обрастать базовыми движениями, а позже и спонсорами, вниманием и зрителями.
Хип-хоп и брейкинг (брейк-данс)
В 1980-х хип-хоп культура пересекла Тихий океан и попала в Японию, танцы, музыка и сама эстетика приглянулись японской молодёжи, поэтому брейкинг японцы освоили достаточно быстро. Брейкинг, являясь танцем, повествующем скорее о форме тела, нежели о внутреннем содержании, быстро прижился и стал понятен местным танцорам. В 1983 году фильм Wild Style (первый фильм о хип-хоп-культуре) показали в пустом кинотеатре на Синдзюку. Так, для продвижения фильма в Японию приехало около 30 танцоров, снимавшихся в фильме, и выступили в клубах и на телевидении. В это же время на улицах Харадзюку начали появляться первые брейк-команды: Tokyo B-boys, B-5 Crew и Mystic Movers. Первое время японцы танцевали под американскую музыку, но по мере роста популярности танцев японские музыканты пробовали себя на новом поприще.
Сначала создавались чисто инструментальные треки и сэмплы, а когда японцы попытались добавить голос и лирику в песни, то появилась проблема: японский язык был не приспособлен к ритмам и рифмам, типичным для американского хип-хопа. Японская хип-хоп-музыка не развивалась вплоть до 1994 года, пока группа スチャダラパー (Scha Dara Parr) не произвела фурор со своим треком 「今夜はブギーバック」(Kon’ya wa bugī bakku). С тех пор японские артисты активно начали выпускать пластинки с хип-хоп музыкой и рэпом.
С 90-х годов, хип-хоп-музыка, созданная отечественными артистами, начала распространяться за пределы танцевального сообщества, популяризируя культуру. В 1996 году на японском радио начали транслировать программу Hip Hop Night Flight, а танцоры появились на страницах манги Тюсондзи Юцуко Wild Q (хотя хип-хоп сообщество и критиковало эту мангу, она внесла свой вклад в культуру).
Сейчас брейкинг и хип-хоп являются уже совершенно обособленными друг от друга танцевальными направлениями. Хип-хоп, возможно, опережает остальные стили в количестве желающих ему обучиться (такая ситуация не только в Японии), брейкинг же пока что пугает многих сложными трюками и возможными травмами. Однако японский брейкинг является одним из сильнейших в мире, японские би-бои (танцоры брейкинга) часто выходят победителями в различных мировых чемпионатах: Battle Of the Year, Chelles Battle Pro, Red Bull BC One, R-16 Korea и другие. Также в Японии очень много талантливых би-гёрл и, возможно, именно японских девушек в брейке больше, чем девушек из других стран.
Локинг
Если с хип-хопом и брейкингом вы уже знакомы, то про локинг, возможно, и не слышали, ведь данный фанковый стиль танца не популярен в России настолько, насколько он популярен в Японии, поэтому немножко углубимся в историю самого стиля.
В конце 60-х–начале 70-х годов, пока в Нью-Йорке был брейкинг и зарождался хип-хоп, в Лос-Анджелесе уже вовсю танцевали локинг. Изначально локинг был комичным, но при этом физически сложным и энергозатратным танцем с элементами пантомимы. Сейчас комичность отошла на второй план, но танцоры всё равно часто держат улыбку. Придумал локинг танцор и хореограф Дон Кэмпбелл, когда смешивал разные танцевальные стили. Локинг чаще всего танцуют под фанковую музыку (Джеймс Браун, Джордж Клинтон, Литл Ричардс и др.).
В 1971 году Дон Кэмпбелл вместе с другими танцорами основал команду The Lockers. В этой команде состоял танцор Тони Gogo, который вместе с двоюродным братом Бадди основал дуэт Gogo Brothers. Именно они привезли локинг в Японию, открыв свою танцевальную школу в Фукуоке. Позже Тони Gogo женился на японке, и в их семье родились два сына, Рэй и Ю, которые продолжили дело отца и стали вторым поколением Gogo Brothers.
Пока в Фукуоке развивались Gogo Brothers, в Осаке набирал популярность другой локинг-дуэт Hilty & Bosch. Оба дуэта активно продвигали локинг в Японии и являются успешными танцорами своего стиля по сей день.
Вакинг
В России вакинг почему-то ещё менее популярен, чем локинг. Он появился в ЛГБТ-клубах Америки в 1970-х годах. Чаще всего он танцуется под диско-музыку и отличается активными движениями рук, позированием и выразительностью. Сейчас его часто танцуют и под обычную поп-музыку и даже под к-поп.
В Японию, как и в целом Азию, вакинг привёз один из отцов-основателей стиля Тайрон Проктор и его ученица Princess Lockerooo, когда они ездили по миру с мастер-классами и судили соревнования. Вакинг был редкой возможностью для членов ЛГБТ-сообщества показать себя так, как они хотели. Изначально это был танец ЛГБТ, но потом он стал популярным за пределами сообщества, и особенно среди девушек (как и вог).
Главными представителями вакинга в Японии являются две успешные танцовщицы: Имата Ибуки и Юмэки. Обе девушки являются не только профессиональными танцорами, но и инфлюенсерами, моделями, а у Ибуки есть свой бренд одежды. Они часто посещают международные танцевальные чемпионаты (иногда вместе, а иногда раздельно), а недавно Ибуки участвовала в китайском тв-шоу Street Dance of China 4, куда пригласили множество всемирно известных танцоров уличных стилей.
Крамп
Крамп – достаточно молодой и пока малоизвестный стиль танца. Он отличается энергичными движениями, в которые вкладывается много силы и эмоций. K.R.U.M.P. расшифровывается как Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise (Империя абсолютной силы духовной похвалы), стиль появился в 90-х годах и пока потихоньку выползает из тотального андерграунда.
Отцом-основателем является американский танцор Tight Eyez, и под его началом образовалась команда (в крампе команды называются family или сокращённо fam), состоящая из лучших представителей крампа в мире – Styleripper fam. В эту команду вошёл японский танцор Twiggz (также в этой команде есть два русских танцора). Крамп пока что представлен далеко не во всех странах, и Япония, наряду с США, Францией, Канадой, Россией и Южной Кореей, является страной с сильной крамп-сценой.
Уличные танцы в Японии становятся всё более и более популярными, как среди молодёжи, так и среди старшего поколения. Сейчас лучшие танцоры разных стилей соревнуются на крупных мировых площадках, работают с музыкантами, рекламируют мировые бренды, участвуют в телешоу, а брейкинг войдёт в программу Олимпийских игр в 2024 году, хотя на юношеской олимпиаде он появился ещё в 2018 году. Любовь к танцам объединяет множество людей разных культур и стран, и никакие государственные границы не могут этому помешать.
Источники:
The Meteoric Rise of Street Dance
«Hip-hop 4» Dancer Awards: Locking Half of the Country Hilty&Bosch
Explore the crews and moments that made locking history
GLOBAL DANCE LABORATORY: HIP-HOP CULTURE IN JAPAN
«Hip-hop 4» GOGO BROTHERS, the hip-hop brothers who don’t «fight father»
Waacking forever! Why has the martial arts craze for disco dance resurfaced in Asia?