Бонсэки – это древнее традиционное японское искусство создания миниатюрных пейзажей на чёрном лакированном подносе с использованием песка, гальки и камней. По-японски название этого искусства записывается двумя иероглифами: 盆 бон «поднос» и 石 сэки «камень». Бон – неглубокий поднос, который используется во многих традиционных видах японского искусства для создания миниатюрных изображений природы, одним из которых является бонсай. Особенность бонсэки заключается в том, что на плоском пространстве создаётся объёмный пейзаж.
История бонсэки
Точное происхождение бонсэки неизвестно, но специалисты считают, что техника была завезена в Японию из Китая в середине VII века. 40-й император Японии Тэмму, правивший с 673 по 686 год, использовал бонсэки для того, чтобы его подданные могли детально описать императору его владения и их ландшафт. Также есть мнение, что некоторые из садов Киото были спроектированы в том числе с помощью бонсэки.
В 1300 году дзэнский монах Кокан Сирэн в своём эссе изложил эстетические принципы бонсэки и садового искусства в целом, что превратило технику описания местности в искусство. Так он пишет о создании миниатюрного сада камней:
«В детстве я любил забавляться тем, что набирал мешки камней и высоко и свободно складывал их на столе у окна. Когда я достиг среднего возраста, мне стало стыдно это делать, и я перестал, став похожим на любого другого обычного человека, тупого, как кирпич. Наконец, я достиг дряхлой старости, и летом меня стал раздражать шум детских игр. Поэтому я заставил детей собирать камни в углу ограды. Я почистил их и промыл, положил на поднос цвета морской волны с белым песком на дне. В результате получилась поэзия, которая могла бы облегчить душу. Этот пейзаж придавал прохладу воздуху и лёгкость на сердце».
В период правления сёгуна Асикаги Ёсимасы (1449–1473 гг.) бонсэки достигло пика своей популярности. В то время этот вид искусства стал крайне популярным среди представителей японской аристократии. Спустя столетие знаменитый мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522–1591 гг.) увлёкся составлением бонсэки и распространил эту практику среди своих учеников. Миниатюрные каменные пейзажи украшали комнаты, где проводились чайные церемонии. Один из его учеников, Хосокава Сансай, впоследствии основал школу обучения искусству бонсэки и установил определённые правила и методы составления композиции.
В период Эдо (1603–1868 гг.) бонсэки снова пережило взлёт популярности. Было создано множество школ бонсэки, а дамы при дворе сёгуната настолько заинтересовались этим искусством, что для них была создана специальная женская школа.
Несмотря на огромную славу и распространение бонсэки, с восстановлением императорской власти в Японии искусство миниатюрного каменного сада пережило упадок, так как большее внимание стало уделяться современным трендам того времени и западной культуре.
Материалы для создания бонсэки
Сцены, которые изображаются в искусстве бонсэки, обычно представляют собой природные пейзажи, такие как горные массивы, морские побережья, сады, водопады, острова и многое другое. Композиция располагается на окрашенном в чёрный цвет лаковом подносе бон овальной или прямоугольной формы. Размер подноса также важен: он должен быть не менее 30 квадратных сантиметров до 200 сантиметров в длину и 150 в ширину, но наиболее распространённый размер – 60х35 сантиметров. Овальные подносы обычно имеют бортик, в то время как прямоугольные подносы плоские.
На поднос выкладываются камни разных размеров и форм – это основа композиции. Большие камни изображают горы, а камни небольшого размера служат для создания береговых линий, скалистых островов и водопадов. Затем сверху насыпают белый песок или гальку, чтобы изобразить воду и облака. Иногда в ход идёт окрашенный песок и даже мох, чтобы придать работе цвета, но чаще всего композиция чёрно-белая.
Для того, чтобы передать течение воды, волны и ручьи, а также структуру облаков, используются небольшие тонкие инструменты: перья, венчики, ложки и палочки, деревянные клинья и ситечки. Инструменты делятся на девять групп в зависимости от размера приспособления. Также на поднос могут быть добавлены окрашенные медью миниатюрные фигурки домов, храмов, мостов и тории.
Как правило, композиции бонсэки создаются не навсегда, а лишь на небольшой промежуток времени: на Новый год, к свадьбе и различным церемониям. Затем, спустя несколько дней демонстрации произведения, работу разбирают, а материалы повторно используют в новых композициях. Но если мастер пожелает сохранить свою работу, он может это сделать с помощью специальных техник. В таком случае композиция будет называться 盆画 бонга «картина на подносе» или 砂絵 суна-э «картина песком».
Но если получившаяся работа недолговечна, то в чём её смысл? В этом и есть особенность бонсэки. Важен не конечный результат, а наслаждение процессом создания миниатюры: умиротворение, которое художник получает от создания пейзажа, погружает в медитацию. Быстротечность этой формы искусства, а также стремление почувствовать красоту в несовершенстве – это эстетический принцип 物の哀れ моно-но аварэ «печальное очарование вещей», который очень характерен для японской культуры.
Можно сказать, что бонсэки, которое в полной мере выражает этот принцип, является искусством, представляющим японскую культуру. И хотя искусство миниатюрного каменного сада веками находилось в упадке, в последнее время наблюдается его возрождение среди творческих объединений и школ. Бонсэки – это действительно замечательный способ познакомиться с уникальной и прекрасной культурой Японии.
Источники: All About Japan, Bonsai Tree Gardener, Traditional Kyoto, 肥後細川庭園, 細川流盆石, Japaaan Magazine, 和州遠山流盆石