Многоярусные экзотические храмы, которые называются пагодами, часто встречаются в странах Восточной Азии, в том числе, и в Японии. Их объединяет общий предок родом из индийской культуры, а уникальными их делает история и культура каждой отдельной страны. Здесь поговорим об особенностях этих храмов в Японии.
Пагоды пришли в азиатские страны из Индии, пройдя долгий путь трансформаций. Их форма-прародитель — ступы, погребальные сооружения, где хранился прах после кремации, а затем подношения для поминовений в индийских храмах. Спустя какое-то время пагоды стали сооружать при храмах для подношений усопшим.
Согласно легендам буддизма, пагоды впервые начали использовать тогда, когда хоронили останки будды Шакьямуни после кремации.
По-японски пагоды называются 仏塔 бутто: или же 塔婆 то:ба. А их каменные прародители-ступы называются 多層塔 тасо:то: (ярусные башни).
Когда индийские ступы достигли Китая, местные архитекторы соединили их с китайскими наблюдательными башнями. В этом виде их архитектура проникла в Корею, а затем в Японию вместе с буддизмом.
Поначалу пагоды занимали важное место в комплексах буддистских храмов. Со временем их расположение и размеры становились менее значимыми, а на первое место по важности стали выходить 金堂 «золотые залы», кондо: (позднее из стали называть 本堂 хондо:, то есть «главный зал». Дзенские школы и вовсе не возводили пагод.
Так, в храмовом комплексе Асука-дэра 588 года, согласно реконструкциям его первоначального состояния, центральное место занимает пагода, а вокруг расположены три «золотых зала».
В комплексах Ситэннодзи и Хорюдзи главные залы и пагоды расположены друг напротив друга и рядом. А в комплексе Якусидзи, построенном в 680 году, центральное место занимает главный зал, а по обе его стороны расположены пагоды.
Есть теории, согласно которым формы этих ступ являются репрезентацией тела Будды. Они встречаются в трактовках буддистских школ разных стран.
В каждой стране пагоды приобрели свои каноны строительства.
Так, в Японии это обычно либо трёх-, либо пятиярусные храмы. Основной материал — дерево. Размер ярусов обычно уменьшается по мере возвышения. Интерьер в основном очень простой и просторный. Последние три особенности сложились как меры, необходимые в условиях частых землетрясений.
На первом этаже часто располагаются изображения Будды и различные реликвии. А остальные ярусы обычно декоративные. Через всю конструкцию по центру проходит колонна. В ранних храмах она брала начало на первом этаже, но в более поздних её стали возводить начиная со второго этажа, где её поддерживали опорные балки. Крышу пагоды венчает длинный шпиль, со:рин по-японски, который поддерживает символ драгоценного камня хо:дзю, исполняющего желания. Обычно ярусы квадратные.
Интересным исключением является храм Тахото в городе Хацукаити префектуры Хиросима. Он состоит только из двух ярусов, и у второго круглое основание.
Считается, что пятиярусные храмы отвечают индийской космологической концепции, представляя её основные элементы: земля, вода, огонь, воздух и сама вселенная. Теории о том, что означают трёхъярусные храмы, не такие понятные. Есть версия, что три яруса отвечают сокращённому пониманию той же космологии — земле, огню и воде.
Ещё одно объяснение количества ярусов в храмах сводится к тому, что две самые влиятельные ранее буддистские секты — Тэндай и Сингон (основаны в начале IX века), — стремясь выделиться, возводили трёхъярусные и пятиярусные храмы соответственно. В XVII веке оба типа храмов появились и в столице, в городе Эдо.
Формы-прародители многоярусных храмов часто можно встретить либо в них самих, либо в японских садах и на кладбищах. Там встречаются фонари-торо или же статуи, напоминающие ступы. Сами по себе фонари имеют мистико-религиозное значение для японцев. Например, во время Обона фонари выполняют функцию путеводителя для духов. Фонарями торо так же часто освещается путь к религиозным святыням в храмах.
Близкие к прародителям пагод памятники использовались как надгробия с эпохи Хэйан (794—1185 годы), а также как мистические объекты для эзотерических учений Сингон и Тэндай.
Так, памятники из пяти элементов по типу 五輪塔 горинто: стали важным религиозным предметом секты Сингон. Ярусы здесь отсылают к устройству вселенной, о чём уже говорилось выше.
А памятники по типу 宝篋印塔 хо:кё:инто:, не такие геометричные и обычно сводящиеся к трём элементам, по некоторым предположениям, стали религиозным символом для учения Тэндай.
Само же строительство храмов тоже в какой-то степени является религиозным обрядом, как перепись сутр, которой занимались монахи. Храмы воплощают веру в буддистское устройство вселенной, такие выверенные и каноничные.