Противостояние Наруто и Саскэ — это история о буддизме и синтоизме

О том, что в «Наруто» много религиозных и культурных отсылок, говорят чуть ли не с самого появления аниме и манги. Из всех возможных теорий мы в этой статье рассмотрим одновременно очевидную и не очень концепцию о том, что вся история о противостоянии Наруто и Саскэ на самом деле символизирует борьбу между двумя основными религиями Японии — синтоизмом и буддизмом.

Идея о том, что «Наруто» нам рассказывает о противостоянии буддизма и синтоизма лежит на поверхности, поскольку одна из официальных страниц манги нам очень толсто на это намекает:

Слева очевидно про буддизм, справа очевидно про синтоизм

Чтобы разобраться как следует с принадлежностью Наруто и Саскэ к буддизму и синтоизму, для начала посмотрим на их родословную. Если вы читаете эту статью, значит не боитесь спойлеров. Не боитесь ведь? Нет? Хорошо.

Давным-давно прилетела инопланетная Кагуя в местную Японию, приземлилась она в бамбуковую рощу подобно Кагуе из традиционной сказки «Повесть о старике Такэтори», познакомилась с местным японским владыкой по имени Тэндзи и родила ему, спустя много спойлерных событий, двух сыновей по имени Хагоромо и Харума.

Родословная Наруто и Саскэ, начиная от Кагуи

Нас интересует Хагоромо по прозвищу «Мудрец Шести Путей», поскольку именно он положил начало ниншу во вселенной «Наруто» и был пра-пра-пра…. пра-дедом Наруто и Саскэ. Уже его прозвище отсылает нас к буддийским Шести мирам, которые записываются иероглифами как «шесть путей» (六道), но на его детях происходит важный для нас раскол.

Молодые Асура (справа) и Индра (слева)

Кисимото на этапе семейки Кагуи намешал очень много религий, а противостояние двух сыновей Мудреца Шести Путей по имени Индра и Асура отсылают нас напрямую к индуизму, о чём говорят их имена.

Взрослые Асура (слева) и Индра (справа) с Хагоромо (по центру)

Индра в индуизме — царь богов в небесном царстве и предводитель воинства богов в противостоянии с асурами — демонами или полубогами, которые завидуют богам и желают получить как можно больше власти.

Но уже тут что-то не сходится. В аниме и манге «Наруто» Асура — положительный персонаж, мотивом которого является любовь, а Индра как раз-таки завистливый брат, считающий власть и силу единственно необходимым ресурсом для создания порядка на земле и искоренения войн среди людей. Если исключить возможность того, что Кисимото ошибся, то есть вероятность, что вдохновлялся он скорее Зороастризмом, где, наоборот, асуры называются богами, а дэвы (Индра) — демонами. Но это уже совсем тонкие материи, давайте вернёмся к нашему синтоизму и буддизму.

Детям Хагоромо не очень повезло в том плане, что одному из них достался шаринган, а второму… не достался. Собственно, уже здесь случился их раскол на синтоизм и буддизм. Интересный факт, о котором будет сказано несколько раз дальше: синтоизм прослеживается в аниме и манге через более эксплицитные показатели, такие как техники. Буддизм же проявляет себя более имплицитно, хотя техники тоже местами отсылают нас к нему.

Итак, возвращаемся к нашему генеалогическому древу. Индра — прародитель клана Учиха, Асура — прародитель клана Удзумаки. Говоря про особенности прародителя, мы подразумеваем и особенности потомка, если иное не описано в статье.

Индра, клан Учиха и синтоизм

Итак, как уже было сказано ранее, принадлежность Индры и клана Учиха к синтоизму весьма и весьма эксплицитна и выражается преимущественно в техниках шарингана, которые названы в честь небесных богов синтоизма. В статье мы поговорим о пяти техниках: трёх «дочерних» (цукиёми, аматэрасу, сусаноо) и двух «родительских» (идзанами и идзанаги).

Цукиёми

Цукиёми Учиха Итачи

Цукиёми — синтоистское божество луны, управляющее ночью. Интересными являются споры по поводу «правильной» записи имени бога Цукиёми. В «Сказаниях о деяниях древности» (古事記), в которых Цукиёми появляется впервые, его записывают иероглифами 月讀命 (досл. «читающий луну»). В «Японской летописи» (日本書紀) можно увидеть ещё несколько вариантов записи: 月弓尊 (цуки юми досл. «лунный лук») и 月夜見尊 (цукиё ми досл. «смотрящий в лунной ночи»).

В «Наруто» техника цукиёми накладывает на противника иллюзию, из которой невозможно выбраться. Более того, внешний вид этой иллюзии отличается от простых гэн-дзюцу вселенной. Если обыкновенные иллюзии призваны запутать оппонента, то в случае с цукиёми противник попадает в своеобразный «мир ночи», где наложивший эту технику представитель клана Учиха может делать с ним всё что пожелает.

Это может быть связано не только непосредственно с ночью как с обителью Цукиёми, но и с ещё одной теорией о его происхождении. Слово «ёми» может также обозначать страну мёртвых. Один из вариантов записи страны мёртвых — 夜見 («смотрящий в ночь»), что сходится с одним из вариантов написания имени Цукиёми в «Японской летописи», о котором было написано выше. Об этом также может говорить и то, что в самом произведении техника называется отражением «Духовного мира и Тьмы» (精神界と闇). Здесь важно упомянуть ещё то, что Цукиёми родился из правого глаза бога Идзанаги, когда тот смывал с себя скверну после путешествия в страну мёртвых Ёми, поэтому представителями клана Учиха данная техника используется тоже правым глазом.

Аматэрасу

Чёрное пламя техники аматэрасу против обычного пламени

Аматэрасу — богиня солнца, считается прародительницей императорской династии и прабабушкой первого императора Японии Дзимму. Является главой японского пантеона божеств, поэтому с точки зрения значимости её следовало бы поставить самой первой в этом списке, но по каноничности техник она является второй. Аматэрасу была рождена из левого глаза бога Идзанаги, когда тот смывал с себя скверну после путешествия в страну мёртвых «Ёми», поэтому представителями клана Учиха данная техника призывается тоже левым глазом.

Саскэ призывает аматэрасу своим левым глазом

В некотором смысле в произведении техника аматэрасу не очень сходится со своим изначальным прототипом, поскольку чёрное пламя, которое горит семь дней и семь ночей, не очень ассоциируется с солнцем.

Сусаноо

Сусаноо в отличие от своих предыдущих двух родственников был рождён из капель воды, которыми Идзанаги омыл свой нос. Отчасти поэтому его изображают как мужчину с достаточно выпирающим вперёд носом, в том числе и в «Наруто» в своей завершённой форме.

Интересно здесь то, что иероглифическая запись техники отличается от записи божества, в то время как Цукиёми и Аматэрасу записываются так же, как и божества. Слова в подобной иероглифической записи, когда иероглифы подбираются под чтение какого-то слова, называются атэдзи. Например, «суши» записываются иероглифами 寿 (долголетие) и 司 (управление), что не очень связано с самим блюдом. Однако здесь семантика отдельных иероглифов всё-таки имеет значение в общем смысле техники. Техника записывается как 須佐能乎 (досл. «Господин с возможностью помочь во что бы то ни стало»).

Отдельного внимания заслуживает обмундирование Сусаноо.

Ясака Магатама — бусины в виде запятой, которые используются в качестве сюрикена. Магатама часто появляется в «Наруто», но «Ясака-но Магатама» (八坂瓊曲玉) — название одной из трёх регалий императорской династии, которые Аматэрасу по легенде отдала своему внуку, а тот — первому императору Японии Дзимму. История появления бусин-магатама до сих пор остаётся загадкой.

Ясака Магатама в руках Сусаноо

Ята-но Кагами (八咫鏡) — щит Сусаноо, тоже является отсылкой к одной из трёх регалий императорской династии — зеркалу. Необычно здесь то, что оригинальное зеркало считается регалией богини Аматэрасу, т.к. оно было выковано для того, чтобы выманить Аматэрасу из грота. Но в «Наруто» зеркало досталось её брату Сусаноо.

Итати Учиха под защитой Яата-но Кагами

Можно предположить, что третья значимая часть обмундирования Сусаноо, а именно меч, будет являться последней регалией императорской династии, но нет. Меч Сусаноо — Тоцука-но цуруги (十拳剣) — это «реальный» меч Сусаноо из легенд. Было бы некрасиво отнимать у Сусаноо каноничное оружие, поэтому его решили оставить.

Меч Тоцука-но цуруги в руке Сусаноо

А вот императорскую регалию, меч Кусанаги, отдали Орочимару. По легенде Сусаноо нашёл этот меч, убив восьмиглавого дракона Ямато-но Ороти (ну вы поняли).

Меч Кусанаги

А в «Наруто» Орочимару стал жертвой Саскэ (владельца сусаноо, хотя на тот момент сусаноо у Саскэ не было, но кого это волнует в нашей статье!), который свою катану также называет «кусанаги», хоть она и отличается от «настоящего» меча Орочимару.

Саскэ побеждает Орочимару

Так что ещё идут параллели с мифами.

Идзанами и Идзанаги

Обе эти техники надо будет описать в одном параграфе, потому что они связаны как с точки зрения своих механик в «Наруто», так и в легендах. Поскольку Идзанами и Идзанаги были братом и сестрой, обе техники, с одной стороны, похожи и представляют собой накладывание иллюзии либо на себя (идзанаги) либо на противника (идзанами), с другой стороны диаметрально противоположны.

Существует предположение, что техники связаны с наиболее известной историей про то, как Идзанаги отправился в уже известное нам царство мёртвых Ёми в поисках своей возлюбленной сестры. Когда он её нашёл и предложил вернуться из мира мёртвых, Идзанами сказала, что уже слишком поздно, и попросила не смотреть на неё. Идзанаги ослушался и зажёг огонь, увидев, что его возлюбленная превратилась в гниющее создание. Идзанами отправила восемь своих прислужниц в погоню за Идзанаги, когда тот ринулся обратно к выходу из царства мёртвых. Тот отвлёк их, превратив свою головную повязку в горсть винограда и кинув её им (да, так это и работает, они набросились на неё и начали есть), Идзанами сама кинулась в погоню за ним, но не успела: Идзанаги загородил вход в царство мёртвых валуном. Тогда Идзанами сказала, что проклинает его и что теперь каждый день будет убивать по 1000 людей в день. На это Идзанаги ответил, что со своей стороны он сделает так, что в день будет рождаться по 1500 людей. Так в «Сказаниях о деяниях древности» объясняется круговорот рождения и смерти людей.

Подобно тому, как Идзанаги убегает от своей возлюбленной, готовой обречь его на смерть (вечное существование в царстве мёртвых), пользователь техники идзанаги убегает от своей смерти, жертвуя одним глазом. Идзанами же, наоборот, попала в бесконечную петлю «жизни» в мире мёртвых, что в свою очередь отражается и на технике, создающей эту самую петлю.

По мелочам

В японских источниках, утверждающих, что «Наруто» — это в том числе про борьбу синтоизма с буддизмом с последующим их единением в синто-буддийский синкретизм, также упоминаются и менее очевидные особенности клана Учиха, роднящие их с японцами.

Во-первых, закрытость клана подобна закрытости японцев. На протяжении «Наруто» нам не раз говорят о том, что клан Учих жил обособленно от остальных жителей деревни.

Во-вторых, само поведение отдельных представителей клана можно описать как поведение настоящего самурая: Итачи устроил геноцид всего клана, потому что так приказал «сюзерен» для защиты родной деревни и спасения младшего брата. Вполне себе обычная ситуация, когда ты должен убить ради сёгуна предателей из своей семьи.

Возможность контролировать хвостатых зверей, за основу которых во многом взяли японских мифических существ, при помощи шарингана тоже является одним из возможных намёков на синтоизм, но это уже догадки сторонних наблюдателей.

Асура, кланы Сэндзю и Удзумаки и буддизм

С буддийской стороной вопроса всё немного сложнее, поскольку настолько очевидных намёков не так много. Но оно и понятно: божественность в синтоизме — это данность, все японцы по определению являются синтоистами, потому что синтоизм передаётся по крови. Становление Будды — это путь к просветлению через страдания, любовь и сострадание. И проще всего этот путь описать историей персонажей, что Кисимото и делает.

Мы уже говорили, что Индра получил свои силы от рождения, а Асура изначально был намного слабее своего старшего брата и без особых способностей и в итоге унаследовал силу от своего отца. Со слов Хагоромо, свою силу он решил отдать Асуре благодаря любви и состраданию сына к другим. А любовь и сострадание являются основами буддийской добродетели. То есть Асура на протяжении своего жизненного пути направлялся к просветлению.

Во время сражения между двумя братьями Асура призвал тысячерукую деревянную статую бодхисаттвы Авалокитешвары, известную в Японии как богиня Каннон. Это первый жирный намёк на буддизм.

Тысячерукая Каннон против Сусанноо

Вторым жирным намёком является режим мудреца шести путей Асуры (и впоследствии Наруто): обличие с шестью руками и тремя лицами, напоминающее индийскую богиню Парнашавари, которая пришла в буддизм (или богиню Ушнишавиджая).

Режим мудреца Асуры

Название клана Сэндзю, одних потомков Асуры, записывается как 千手, что дословно переводится как «тысяча рук», что является прямой отсылкой к статуе Асуры, не говоря о том, что эта же статуя является и техникой Хасирамы Сэндзю.

Тысячерукая статуя Хасирамы Сэндзю

Клан Удзумаки — вторая ветка потомков Асуры. Гены немного подкачали, поэтому у Наруто нет возможности пользоваться древесными техниками и вызывать тысячерукую Каннон. До некоторого времени Наруто в принципе не особо был похож на аллюзию буддизма, хотя те же страдания, любовь и сострадание даже к врагам всё же присутствовали в Наруто изначально. Всё изменилось, когда в дело пошла сила природы.

Теневые клоны Наруто медитируют на горе Мьёбоку, собирая природную чакру

Именно взаимодействие с природой, помимо уже упомянутых любви и сострадания, определяет буддийскую природу стороны Асуры. Для этого в «Наруто» существует «режим отшельника» — упрощённая версия «режима мудреца шести путей», о которой на момент упоминания режима отшельника мы не знаем. Важно упомянуть, что слова «отшельник» и «мудрец» в русском переводе по-японски будут одним словом — 仙人 (сэннин), поэтому логичнее было бы сразу говорить о «режиме мудреца», но такова судьба названий в онгоингах, когда не все карты раскрыты. Режим отшельника позволяет получать чакру «из воздуха» путём умиротворения и долгих медитаций.

Наруто в режиме отшельника

Ещё одним любопытным моментом является «бой» Наруто со своим внутренним злым я и их примирение, а также примирение с Курамой. На протяжении всей истории Наруто идёт по тому самому пути «просветления», сея любовь и сострадание даже по отношению к своим противникам и пытаясь примириться со своим тёмным «я».

Наруто примирился со своим тёмным «я»

Что касается техник, то Наруто достался «режим мудреца шести путей», в его форме у покрова появляется шесть рук, а голова Курамы превращается в три лица.

Режим мудреца шести путей Наруто: у Курамы шесть рук и три лица

Единение синтоизма и буддизма

Тут всё совсем коротко: Наруто и Саскэ в борьбе со своей «воскресшей» пра-пра-пра… пра-бабушкой смогли победить лишь объединив свои силы.

Объединение сил Наруто и Саскэ

Но примирение не может пройти безболезненно, каждому в итоге пришлось пожертвовать частичку себя, чтобы наконец успокоиться и забыть о вражде.

Мир, дружба, синкретизм!

Единого мнения касательно религиозного подтекста в «Наруто» не существует: в англоязычных источниках говорится в основном об отсылках к японской культуре, фольклору и литературе, а в японских источниках не все могут определиться, является ли история «Наруто» показательным рассказом о религиозной борьбе внутри Японии, о становлении в Японии синто-буддийского синкретизма или об оммёдо. Точный ответ мы получим лишь тогда, когда сам автор «Наруто» скажет нам об этом. С другой стороны, бросаться намёками куда интереснее, да и не будем ли мы чувствовать лёгкий вкус разочарования, когда нам всё расскажут и когда не останется тем для рассуждений?

Если вдруг вам есть что добавить по этой статье — не стесняйтесь писать нам в личные сообщения сообщества. Мы будем только рады новой информации, которую могли упустить!

Роман Буландо
Главный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту