«Нихонга»: как сохранить вековые традиции живописи и не утратить национальную идентичность

Как появилась «нихонга»

В эпоху Эдо (1603–1868 гг.) знания об иностранном искусстве в Японии были ограничены. В 1853 году, когда страна впервые за последние двести лет открыла свои границы для иностранных торговцев, во всех сферах общества страны произошёл толчок к модернизации. Именно в то время перед японскими художниками неожиданно открылся мир новых идей. Так появилось одно из основных течений японского изобразительного искусства – живопись в западном стиле «ёга» 洋画, которая быстро стала источником восхищения как для деятелей искусства, так и для его ценителей.

Однако не все мастера приняли столь кардинальные изменения в национальном искусстве и сознании людей. Такие художники чувствовали необходимость сохранить наследие классического японского искусства и художественных техник, что привело к образованию более современного, но всё ещё японского стиля. Таким образом «нихонга» стала направлением, противопоставленным масляной живописи западного стиля.

Ёкояма Тайкан, «Весенний рассвет над священной горой Титибу» (1928 г.)

Термин «нихонга» стал широко использоваться в 1880-х годах. До этого, с начала эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг.), живопись классифицировалась по школам: например, школа Кано, школа Маруяма-Сидзё, школа Тоса и другие. В 1887 году была основана Токийская школа изящных искусств, которая стала первой школой, которая официально разделила направления «нихонга» и «ёга» и разработала некоторые принципы для «нихонга». Примерно в то же время начали активно формироваться и проводить свои выставки первые художественные организации «нихонга». Через эти выставки художники влияли друг на друга, более ранние школы сливались и смешивались между собой. Благодаря дополнительному влиянию западной живописи возникла и развивалась современная живопись «нихонга».

Тем не менее художественные приёмы, эстетика, стили, основанные на традициях, со временем меняются. Более того, до сих пор продолжает подниматься вопрос о том, что такое «нихонга», имеют ли различие живопись в японском и западном стиле, есть ли у «нихонга» важное значение с точки зрения живописного выражения. Некоторые утверждают, что всё, что рисует японский художник, является «нихонга», однако многие художники и искусствоведы считают, что главное отличие «нихонга» от «ёга» основывается на разнице в используемых материалов.

Такэути Сэйхо, «Полосатый кот» (1924 г.)
Хисида Сунсё, «Осенний вечер» (1902 г.)

Материалы «нихонга»

Так как «нихонга» основана на традиционных стилях живописи, используемые в работе материалы также являются традиционными для японской живописи элементами. Как правило, в качестве холста используется бумага васи, шёлк, дерево или гипс. Картины на шёлке называются кину-э 絹絵 или кэмпон 絹本. Шёлк – один из важнейших материалов, используемых в «нихонга». Текстура шёлка отлично подходит для живописи и создания различные эффектов, например, путём нанесения краски на обратную сторону шёлкового полотна.

Картины на бумаге васи 和紙 известны как сихон 紙本. Оба эти материала впитывают пигмент особенным образом, что помогает создать более мягкое смешение цветов, характерное для «нихонга».

Набор художественных материалов для «нихонга»

Краски, используемые в «нихонга», изготавливаются из натуральных материалов. Поскольку пигменты, получаемые их этих материалов, не обладают адгезией, необходимо использовать специальный клей никава 膠, который помогает закрепить пигмент на поверхности картины. Никава представляет собой желатин, получаемый путём кипячения и извлечения белка из шкур и костей животных и рыб. При слишком большом количестве никава в краске пигмент может легко растрескаться, а если клея будет наоборот слишком мало, пигмент будет отслаиваться.

Никава добавляют в минеральные пигменты иваэногу 岩絵具, которые получают путём тонкого измельчения природных минералов. Размер частиц определяет оттенок получаемого цвета: чем мельче частицы этого минерального пигмента, тем светлее цвет.

Минералы, используемые в изготовлении иваэногу

Пигменты, изготавливаемые из почвы или глины, называются суйхиэногу 水干絵具. Эти пигменты имеют жёлтый или красный оттенок. Белый пигмент гофун 胡粉 изготавливается из раковин устриц. Для сцепки с полотном в эти краски также добавляют никава.

Пигменты суйхиэногу
Белый пигмент гофун

Красящие вещества животного и растительного происхождения называются сэнрё: 染料. Некоторые из них не получится использовать в качестве пигментов без добавления других веществ, как, например гофун или известняка – они используются для того, чтобы краска сэнрё: смогла дать пигмент и впитаться в полотно.

В «нихонга» также используются традиционные японские чернила суми 墨: смесь ламповой сажи и клея никава, которая затем помещается в деревянную форму и высыхает. Для того, чтобы использовать чернила, в тушечницу судзури 硯 наливают воду и растирают в ней полученные сухие чернила.

Кроме того, важным материалом «нихонга» являются золото и серебро: из металлов изготавливают листы очень тонкой толщины, которые с помощью никава прикрепляются к картине в виде нарезанных тонких полос или мелкого порошка.

Симомура Кандзан, «Нищий монах» (1915 г.)

Использовать эти материалы довольно непросто, овладение необходимых техник требует значительного количества времени. Но, несмотря на это, художники продолжают использовать натуральные пигменты, так как они соответствуют японским эстетическим и духовным качествам.

Другие отличительные черты «нихонга»

Нередко в картинах «нихонга» можно заметить участок пустого пространства. Например, в работе художницы Уэмура Сёэн «Выпал снег» пустота передаёт ощущение ненастной погоды, когда горизонт сужается до края зонта девушек, пытающихся укрыться от холода.

Уэмура Сёэн, «Выпал снег» (1944 г.)

В отличие от «ёга», которая избегает резких очертаний, «нихонга» не стремится к натуралистическому изображению, поэтому контурам и чётким линиям уделяется большое внимание. Искусство в японской традиции понимается как творческое отображение действительности, а не попытка воссоздать мир на бумаге. В «Лунном пейзаже» Хасимото Гахо скалы чётко очерчены даже сквозь туман.

Хасимото Гахо, «Лунный пейзаж» (1889 г.)

Художники «нихонга» не просто превратили старые японские традиции живописи в современное направление, они также расширили диапазон изображаемых предметов и использовали стилистические и технические элементы из широкого спектра традиционных школ. Однако несмотря на первоначальное сопротивление, художники «нихонга» в конечном итоге включили в свои работы элементы западного влияния, такие как натурализм и перспектива, но остались при этом верными идеалам исконного японского искусства.

Уэмура Ацуси, «Лунный свет на берегу» (2002 г.)
Ёкояма Тайкан, «Гора Пэнлай» (1948 г.)
Гёсю Хаями, «Танец пламени» (1925 г.)

На протяжении всей своей истории японское искусство было отмечено художественными периодами, в которых преобладало иностранное влияние, за которыми следовали периоды, в которых подчёркивался только японский стиль живописи. Этот маятник художественных влияний отражает подход японского общества к внешнему миру, но «нихонга» остаётся доминирующим и высоко ценимым движением в искусстве, которое продолжается и по сей день.

Источники: Japan ObjectsMAU Art & Design GlossaryThe Art HistoryThis is MediaYamatane Museum of Art

Поля Мелешко
Милый редактор ( ´ ▽ ` ).。o♡
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту