Японское искусство для всех: современные звёзды

Японское искусство в сознании многих обычно кажется более непонятным, чем любое другое. Но всё же кое-что в работах современных художников из Японии привлекает внимание иностранной публики без культурных барьеров. Вопросу взаимодействия культур в области современного искусства как раз посвящена новая выставка в Художественном Музее Мори.

Экспозиция с названием Stars 展: 現代美術のスターたち—日本から世界へ (что означает: «Выставка Звёзд: Звёзды современного искусства из Японии в остальном мире») с 31 июля 2020 года по 1 марта 2021.

Художники, которые здесь представлены, уже успели завоевать авторитет и известность у западной публики. Почти всем из них случалось подолгу учиться или работать в Европе и США. Их успех, работы и идеи — не новы для японцев и тем более иностранцев. Выставка не носит характер знакомства с новым, она скорее подытоживает творчество уже давно известных деятелей искусства. Многие экспонаты были созданы ещё в прошлом веке. О них не раз писали в известных журналах и книгах, они стали знаменитыми гораздо раньше, чем попали на эту экспозицию.

Выставка планировалась ещё до возникновения опасности коронавируса, поэтому то, как мир изменился за последнее время, не повлияло на идеи и набор экспонатов. Здесь не будут подниматься темы, беспокоящие людей в период самоизоляции.

Поп-арт по-японски: Мураками Такаси

Первым, с чем ознакомится публика, будут работы Мураками Такаси. В нашей статье про интерпретацию гендерных проблем глазами художников мы уже упоминали о его необычных аниме-фигурках. На этой выставке как раз и будет представлена их серия. Экспонаты стилизованы под героев аниме с преувеличенными до абсурда пропорциями тех частей тела, которые гиперболизирует фансервис в аниме и манге.

Мураками Такаси считает «высокое» искусство таким же значимым, как и популярную культуру. Серия этих скульптур критикует культуру фетишизма в аниме и манге, но в то же время говорит, что яркие краски, простые формы, привычные и понятные образы — тоже искусство. Эти метровые фигурки, похожие на объект коллекционирования отаку извращенца, по задумке соединяют популярную культуру и искусство.

Долгое время Мураками Такаси учился и работал в Нью-Йорке, считая, что творит не для японской публики, но при этом используя основные сюжеты и проблемы популярной культуры своей родины. Он уверен, что то, за что его критиковали раньше — за концентрацию внимания на «низком» и «массовом» с его пороками — и есть символ нынешней японской культуры.

Сам художник отдельно выделяет свою недавнюю работу «Цветение вишни на горе Фудзи в Японии», где знаменитая гора похожа на оживлённого персонажа из мультиков. Он загадочно говорит, что это — «месседж» именно для японцев.

Эта картина будет размещена на полотне длиной в 20 метров, а параллельно ей будет расположена работа со знаменитыми цветами художника, которые уже давно печатают и размещают повсюду, вплоть до футболок Uniqlo.

Абстракция против абстракции: Ли Уфан

Минималистичные картины и скульптуры Ли Уфана помещены в пространство сада камней, сквозь который предстоит продвигаться посетителям.

Художник родился в Корее и учился живописи в Сеуле в колледже изящных искусств. Затем, в 1956 году, он уехал в Японию изучать философию в 日本大学 нихон дайгаку в Токио. Сейчас он является ведущим теоретиком философской школы 物派 моно-ха, школы вещей.

Ожидаемо, что творчество Ли всегда сопровождает подтекст из выводов и идей, к которым он пришёл. Так, экспрессивную и яркую абстракцию, особенно набравшую популярность в 60-е, Ли Уфан критикует. Он считает её отголоском потребительской культуры избыточности. Ему не нравится эстетика излишеств и яркости, пришедшая с конвейерным производством.

Его скульптуры на этой выставке подражают природному, естественному. Среди ранних работ художника — скульптура Relatum. Это красный камень на металлическом блюде.

Из его новых работ можно увидеть две картины под названием «Диалог», выполненные акриловыми красками на холсте.

Неожиданная повторяемость принтов: Кусама Яёи

На выставке будут представлены ранние и современные работы Кусама Яёи.

Посетители смогут увидеть инсталляцию «Жизнь в Путешествии» 1964-го года. Она относится к периоду, когда художница жила в Нью-Йорке и активно участвовала в политических протестах. Тогда Яёи сильно повлияла на художников-авангардистов. Работа представляет собой стремянку и туфли на высоком каблуке, выполненные так, что кажется, будто они покрыты маленькими ресничками. Туфли потрёпаны как раз из-за того, что спотыкались на «многочисленных» ступеньках лестницы.

Также можно будет познакомиться со знаменитой «Розовой Лодкой» Яёи. Эта мягкая скульптура представляла Японию на 45 Венецианском Биеннале в 1993 году.

Что касается новых работ, то в музее можно будет увидеть серию «Великолепие многочисленной любви». В них можно усмотреть кое-что новое для стиля Кусамы Яёи, которая обычно создаёт паттерны своих произведений, навеянных галлюцинациями, симметричными и единообразными. Узоры в новых работах выглядят более разнообразными.

Память о жертвах землетрясения через идеи буддизма и свет: Миядзима Тэцуо

В секции «Море времени — проект Тохоку» художника Миядзима Тэцуо тихонько звучит запись журчания воды. Экспонат состоит из светящихся цифр от 1 до 9, расположенных в разном порядке. Название отсылает к землетрясению 2011 года.

Идея проекта — сохранить память о жертвах трагедии. В создании объекта приняло участие три тысячи человек, проживающих в регионе Тохоку. Каждый установил по одной лампочке-цифре. Экспонат отсылает к буддийскому пониманию реальности, согласно которому одновременно их существует три тысячи.

Уютный мир интроверта напоказ: Ёситомо Нара

На входе в секцию Ёситомо Нара первым экспонатом, который посетители увидят, будет стена с дисками музыкальных альбомов 70-х и 90-х, которые художник слушал, пока создавал другие свои работы. Это музыка Rancid, Bikini Kill, Social Distortion, The Pixies, но также и Лу Рид, The Rolling Stones и Дэвида Боуи.

Другой его экспонат, погружающий в специфику стиля Нара, на этой выставке — альбомы, которым художник делал обложки, например Shonen Knife и R.E.M.

Основной экспонат — инсталляция «Путешествие Луны» 2006 года создания. Это голубая хижина сказочной стилистики в натуральную величину с большой антропоморфной головой сверху. Она вся в лёгком желтоватом свечении и похожа на голову куклы-пупса.

Интерьер хижины с ненавязчивым освещением забит мягкими игрушками и ностальгическим настроением. Из небольшого динамика играет песня Hello Delilah от Plain White T’s. Здесь можно найти и милые скетчи художника. А ещё распятие.

По словам художника, он хотел показать, что у него в голове. Книги и музыка сильно влияют на него, перемешиваются с его искусством и сосуществуют. Здесь, рассматривая скетчи и мягкие игрушки, любимую музыку и музыку, для которой художник рисовал обложки, посетитель может почувствовать, как у него в голове вдохновение и результат смешиваются также, как и в голове самого Ёситомо.

Кукольная голова на верхушке хижины — это воплощение луны, чьё спокойствие в свечении Нара сравнивает с собой. Пока свет яркий и сильный, он позволяет людям видеть, но в то же время затмевает звёзды.

Из новых работ в инсталляции — картина, написанная акрилом, с изображением меланхоличной и невинной девушки с закрытыми глазами.

Поэтический текст вместо звука: Сугимото Хироси

Последний художник, представленный на выставке, — фотограф Сугимото Хироси. Его работы активно покупают в свои коллекции музеи и частные лица. В Японии он знаменит ещё и тем, что основал Фонд Искусства Одавары, а позднее открыл на его базе выставочное пространство под названием Обсерватория Эноура, расположенное на природе. В Обсерваторию входит галерея, сцена для театра Но и многое другое.

Из его экспонатов на выставке будет представлен новый фильм «Сад времени» — это лента, детально захватывающая времена года как раз в Обсерватории Эноура.

Сам художник сомневается, можно ли ролик в 33 минуты без звуков и музыки назвать фильмом. Здесь есть только субтитры.

Под конец видео с восхитительными снимками моря, на которое открывается вид из Обсерватории, появляется сам Хироси, заглядывая в камеру, словно в колодец, и произносит слова прощания: «Прощай, сад времени. Приходи снова, сад времени».

Стихотворение появляется следом и гласит: «Время движется односторонне. Лишь в этом саду оно может двигаться в обоих направлениях».

В 1970 году Сугимото без денег и с тяжёлым культурным шоком приехал в Лос-Анджелес заниматься фотографией. Поначалу ему пришлось тяжело, но уже в 1974 году внимание публики привлекли его работы из серии «Диорама». Фотографию «Полярный медведь» вскоре даже приобрёл Метрополитен-музей. Этот снимок делали в другом музее, в Американском музее естественной истории. Это обычная диорама, то есть объёмная картина, снятая с умелым применением возможностей камеры.

Кстати, у фотографа есть небольшая коллекция метеоритных камней. Её тоже покажут на выставке.

На этих шести известных и популярных художниках выставка завершается. Однако стоит отметить, что сейчас, когда наконец-то сняты строгие ограничения на проведение различных мероприятий, Художественный Музей Мори активно восстанавливает свою деятельность и представляет несколько отдельных экспозиций одновременно. Даже если эти художники покажутся кому-то слишком известными и банальными, зритель точно найдёт себе мероприятие по душе.

Источники

Tokyo Weekender

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту