Несмотря на то, что игра Го появилась в Китае, у неё нет привязки к какой-то определённой культуре. Правила этой игры максимально просты, а мастерство измеряется не только накопленным опытом и знанием различных тактик, но и умением использовать все возможности и видеть опасность там, где, казалось бы, ничего ещё не предвещает беды. Именно поэтому по сей день (хотя уже не так успешно), человек может победить компьютер с вычислительными мощностями, находящимися за границей наших возможностей.
Игра Го широко известна в Восточной Азии, особенно в Китае, Корее и Японии. В этих странах есть крупные организации, в каждой из которых работают сотни профессиональных игроков. Некоторые из таких организаций публикуют собственные газеты, посвящённые игре, на телевидении можно часто встретить трансляции матчей, где комментаторы объясняют, что конкретно происходит на поле. В Азии Го уделено такое внимание и уважение, какое на западе могут получить только физические виды спорта.
В Го ключевые элементы обрисовались ещё в далёкой древности: линии и круги, чёрный и белый цвет, камень и дерево, простые правила — всё это создаёт особую метафизическую элегантность, проявляющуюся в практичности элементов дизайна. Крайняя редкость ничьих, подвижность и динамика партий, возможность исправлять свои ранние ошибки и превращать их в преимущества, отсутствие заранее продуманных решений для получения превосходства и победы, а также множество других факторов привлекают более 27 млн игроков со всего мира, большая часть которых, конечно, сосредоточена в Восточной Азии.
По этой игре постоянно проходят соревнования, существует разделение на профессиональные и любительские турниры. Система рангов и титулов хоть и есть повсеместно, но в зависимости от страны может различаться.
Вот, например, японская система: новички получают ранг 30 級 кю, а затем, повышая свой уровень игры, постепенно уменьшают свой ранг до 1 кю. Превосходящие 1 кю по уровню игры получают ранг 1 段 дан и теперь уже стремятся увеличить его до предела — 9 дан. Помимо рангов есть титулы, для получения которых нужно соответствовать различным требованиям и выполнять особые условия.
Условия игры
Итак, что же Го представляет из себя? Если вкратце: необходимо с помощью камней своего цвета отгородить на поле бо́льшую территорию, чем противник. В Го играют на прямоугольном поле 碁盤 гобан размером 19х19 линий, хотя иногда используют поля 13х13 или 9х9 (чаще всего для обучения или коротких игр, но в теории поле может быть любого размера). Игра ведётся с помощью камней (碁石 гоиси) — линзообразных фишек чёрного и белого цвета, сделанных чаще всего из пластмассы или керамики. Камни хранятся в специальных чашах, крышки которых используются для складирования захваченных во время игры камней противника.
Ход игры
Игроки ходят по очереди, по одному камню за раз, а первый ход у чёрных. Камни нужно располагать на пересечениях линий (пунктах) в любом произвольном месте на поле.
Каждый камень должен иметь хотя бы одно «дыхание» (駄目дамэ) — соседние по вертикали или горизонтали незанятые пункты. На фото ниже у белого камня четыре дыхания (обозначено буквами а).
Стоящие в одной цепочке камни образуют группу и делят дыхания между собой. Так, у группы чёрных камней на фото ниже в сумме 5 дыханий (помечены чёрными точками).
Если камень или группу камней окружают камни противника и у них не остаётся дыханий, то они снимаются с доски и отправляются в плен. Так, после хода чёрных в пункт, помеченный кругом на фото ниже, у группы белых камней заканчиваются все дыхания, они снимаются с доски и попадают в плен.
В конце игры пленные камни уменьшают итоговый счёт их первоначального владельца. Но в Го вам не нужно ставить своей целью полное уничтожение противника: победа в одно очко тоже победа. Партия завершается, если два игрока пасуют подряд. Обычно это происходит, когда на доске не осталось мест, ходы в которые могли бы принести выгоду игрокам. Если к концу игры камень или группа камней одного игрока находится на территории другого, то они снимаются и попадают в плен. Так, камень белых, обозначенный буквой П на изображении ниже в конце партии снимется с доски и станет пленным чёрных.
В Го существует несколько запрещённых действий. Например, нельзя делать «самоубийственный ход» — ход, в результате которого устанавливаемый камень или камни, уже расположенные на доске, утратят последнее дыхание. На изображении ниже белые не могут сходить в пункт А, ведь тогда у группы белых камней в углу пропадёт последнее дыхание и они будут захвачены.
Исключением является ход, перекрывающий последнее дыхание камня или камней противника: в этом случае группа камней противника снимается с доски и союзная группа камней получает дыхания с пунктов, которые ранее занимал противник. Если белые сходят в пункт J на фото ниже, то у группы чёрных закончатся дыхания, и они будут убраны с доски, открывая свободные пункты под собой, которые будут выступать дыханиями для двух белых камней.
Также есть особое правило ко: запрещается делать ход, приводящий к повторению позиций камней на доске. После того, как один из игроков совершил ход, у которого есть абсолютно идентичный аналог у другого игрока, возвращающий положение камней обратно, второй игрок сможет так походить лишь через ход. Сделано это для исключения бесконечных партий.
Пример:
Чёрные походили в пункт 1, взяв в плен камень белых в пункте 2. Белые смогут походить в пункт 2 и взять в плен чёрный камень в пункте 1 только через ход, иначе последовательность зациклится.
Итог игры
Количество итоговых очков игроков зависит от размера огороженной ими территории — каждый пункт внутри неё даёт одно очко.
Существует понятие коми — компенсация, фора, выдаваемая белым за право первого хода чёрных. Сейчас коми составляет 6,5 очков, а число является нецелым для исключения ничьих. Однако во время дружеских, тренировочных или даже профессиональных игр коми может меняться или вовсе отсутствовать.
Вот пример подсчёта очков в конце партии: каждый пункт приносит по одному очку, причём пункты под пленными тоже считаются. Оказавшиеся в плену и захваченные в течение партии камни должны быть расположены на территории их первоначальных владельцев. На изображении ниже два белых и один чёрный пленных камня должны встать на территорию своего цвета, уменьшая конечный счёт. (На изображении отражено их влияние на очки.) Пункт в центре не идёт в копилку ни одному из игроков, так как он является нейтральной территорией. В итоге у белых 21 очко, а у чёрных — 16.