Для начала стоит разобрать сам термин «додзин»:
- 同人 /どうじん/ до:дзин — буквально «такой же человек», обозначает людей, объединённых определёнными интересами.
Относится он исключительно к самиздат творчеству. В настоящее время термин обозначает специфическую направленность продукта, который создается для определённой части аудитории. Кроме того, додзин отсылает к тому, что часто самиздат работы создаются в специальных кружках, в которые добровольно объединяются люди со схожими интересами и хобби.
А если приставить к этому слову «си»:
- 誌/し/си — сокращение от слова «雑誌» дзасси, что переводится как «журнал».
То получается додзинси — независимые журналы, издающиеся одним или несколькими авторами. Самое интересное, что этот термин относится не только к манге, но и к литературе.
Виды додзин-творчества
Додзинси-литература: начало всего
Зародился додзин в конце XIX-го века в виде литературных кружков, выпускавших свои произведения, статьи и переводы с других языков. Например, одним из самых влиятельных был додзин-кружок «Белая берёза» или «Сиракаба» — группа писателей и критиков, на чьё творчество очень повлияла русская литература, в частности произведения Л.Н. Толстого.
Популярность таких объединений была велика как в предвоенное время, так и после, однако к началу двадцать первого века они стали менее актуальны.
Додзинси-манга
Однако уже в 60-е годы начинает расти второе ответвление додзинси — любительская манга. Обычно она создаётся художниками-любителями и новичками, которые затем продают её на различных отаку-фестивалях, таких как Комикет и Рэйтайсай.
Несмотря на то, что созданная манга может иметь полностью самостоятельную историю, очень часто авторы базируют своё творчество на уже созданных произведениях, используя чужих персонажей, мир и идеи.
Додзинси-манга публикуется в самых различных жанрах и видах. Однако, в связи с целевой аудиторией, некоторые темы куда более распространены. Так можно выделить несколько направлений:
—Шиппинг (часто это неканоничные нетрадиционные отношения между героями)
—Истории-ответвления от канона
—Хентай-контент
Благодаря такому каналу творчества на рынке манги вскоре появились новые авторы. Многие известные мангаки начинали с подобных работ.
Например, Clamp, группа художниц, создавшая известную мангу «Card-captor Sakura», начинали свою карьеру как додзин-кружок из 11 человек под названием Clamp Cluster. Под их авторством вышло множество яой-додзинси, среди которых есть и уже ставшая мемом фанатская работа по пейрингу Какёин/Джотаро, где первый «откладывает» яйцо и даёт жизнь их совместному сыну.
Додзин-музыка
Отдельно стоит упомянуть 同人音楽 до:дзин онгаку, или же додзин-музыку.
Это такие же творческие кружки, создающие фанатскую музыку, чтобы затем продавать её на различных фестивалях. Как и в случае с мангой, её можно разделить на оригинальную и кавер-версии уже существующих произведений.
Одним из самых известных источников для додзин-музыки является скролл-шутер Touhou Project, завоевавший большую популярность среди отаку и создавший целый феномен тохо-каверов. Среди таких музыкальных групп можно назвать Kishida Kyoudan, IOSYS, COOL&CREATE, BUTAOTOME, ставших широко известными за пределами обычных комик конов благодаря своему творчеству.
Есть, конечно, и додзин-игры
В целом их можно сравнить с западным аналогом, инди-играми, однако японцы считают их разными явлениями.
Инди-разработчик Макото Гото комментирует это так:
«Это трудно объяснить, потому что взгляды на такое творчество у культур разные. Создатель додзин-игр почти всегда имеет другую дневную работу, а делать игры — лишь его хобби. Инди-разработчики же зарабатывают этим себе на жизнь».
Кроме того, большинство додзин берут своё вдохновение от аниме и манги, тогда как серьёзные инди-игры отражают нечто большее, оригинальные идеи автора.
Поэтому справедливее сказать, что додзин-игры схожи лишь с подразделением инди-игр, фанатскими.
Однако почему же додзин-работы так легко обходят строгие японские законы о плагиате?
В Америке вы бы не смогли открыто получать доход с произведений, основанных на продукте с копирайтом.
Однако в Японии это совершенно другая история: большая часть обладателей авторскими правами даже и не думают подавать в суд на додзин-группы. Связано это с несколькими причинами.
Многие додзин-работы, может, и нарушают в какой-то степени законы об авторском праве в традиционном понимании, но это не воровство. Они больше символизируют фанатскую любовь и признание таланта оригинального автора.
Явление додзин само по себе одно из самых уникальных: сочетая в себе различные виды творчества, оно имеет как схожие черты с фанатскими работами Запада, так и некоторые культурные различия. Однако, как ни посмотри, они схожи в одном— желании творить что-то своё или же на основе чего-то уже любимого и дорогого.
Источники:
«Indie and Dōjin Games: A Multilayered Cross-Cultural Comparison» by M.Fiadotau