Как Япония повлияла на европейскую живопись?

Что такое «японизм»?

«Японизм» — это художественное направление, где происходит заимствования мотивов, техник и цветов, характерные для японского искусства.

Данное понятие в качестве термина стало употребляться с 1872 года, когда французский художественный критик Филипп Бюрти пытался описать сильное увлечение Японией в западных странах. Ведь после того, как порты в стране спустя 200 лет открылись для торговли и начался процесс налаживания международных отношений с остальным миром, произошёл бум заинтересованности в японской культуре, который сперва возник в странах Европы, а в дальнейшем в США и Российской империи. В период 1860 — 1910-х годов люди особо интересовались одеждой, мебелью и картинами в японском стиле и пытались их адаптировать под свою жизнь. Более всего это удалось реализовать в живописи.

Новый стиль из Востока

Как было сказано ранее, открытие Японии привело к распространению её искусства в западном обществе, что сильно повлияло на местную живопись. Всё, присущее гравюрам укиё-э (необыч­ные «под­смот­рен­ные» ра­кур­сы, пло­ско­ст­ность, пус­той фон, ло­каль­ные цве­та, на­ро­чи­тая бес­сю­жет­ность), послужило вдохновением для представителей различных художественных направлений: от импрессионизма до модерна и эстетизма. Среди художников под особым влиянием японизма были Клод Моне, Винсент Ван Гог, Эдгар Дега, Густав Климт, Георг Хендрик Брейтнер и многие другие.

Винсент Ван Гог, «Цветущий миндаль» (1890 год)
Густав Климт, «Дама с веером» (1917 год)
Георг Хендрик Брейтнер, «Девушка в красном кимоно» (1894 год)

Мода на Японию в XIX веке

Это произошло на всемирной промышленной выставке, которую провели в Париже в 1867 году. Тогда простые люди впервые увидели предметы японского искусства, в частности гравюры укиё-э Кацусика Хокусая и Утагава Садахидэ. Однако к тому моменту веера, кимоно, шёлк и все виды «ориентальных» предметов уже заполонили Европу и остальную часть света, став очень модными. Клод Моне, на которого японское искусство оказало значительное влияние, говорил, что он впервые открыл для себя японские гравюры на обёрточной бумаге в магазине специй в Нидерландах, в то время как американский художник Джеймс Макнил Уистлер, также сильно подверженный влиянию японского искусства, увидел их впервые в китайской чайной возле Лондонского моста.

Японская делегация, принимавшая участие в выставке (1867 год)
Утагава Садахидэ, «Иокогама, квартал развлечений» (1860 год)

Коллекционировать и вдохновляться

Многие художники того времени: Моне, Дега, Ван Гог — были увлечёнными коллекционерами японских произведений искусства, но влияние этого занятия на каждого из них было разным. Некоторые художники, как Джеймс Тиссо, были настолько очарованы Японией, что изображали своих моделей в японской традиционной одежде и очевидно демонстрировали восточные реквизиты в своих работах. Другие, как Эдгар Дега, находились под едва заметном влиянием, перенимая аспекты японского подхода к живописи: необычные ракурсы и мастерское изображения движения.

Джеймс Тиссо, «Девушка, держащая японские изделия» (1865 год)
Слева — Кацусика Хокусай, «В ванной» (1800-е годы); Cправа — Эдгар Дега, «Ванна» (1886 год)

Хокусай и Моне

Многие гравюры Хокусая оказали большое влияние на творчество европейских художников. Так, например, цветы на пустом фоне, изображённые на гравюрах, послужили вдохновением для Клода Моне, в результате чего был создан знаменитый цикл картин «Кувшинки». Также японское влияние можно наблюдать в работе «Японка», где художник старательно пытался изобразить свою супругу в традиционном одеянии на фоне вееров.

«Водяные лилии» (1897–1898 годы)
«Японка» (1876 год)

Источники:

www.sothebys.comwww.tate.org.ukbigenc.ru

Ирина Курносова
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту