Хонкаку мисутэри (本格ミステリ) — это жанр мистических детективных историй, в которых значительное внимание уделяется логическим рассуждениям «высокого уровня». Акцент, как правило, делается на раскрытии преступления, из-за чего роман превращается в настоящий интеллектуальный квест для читателя.
Впервые термин хонкаку был использован в 1925 году японским писателем Кога Сабуро (甲賀三郎, 1893—1945). В переводе хонкаку означает «подлинный», то есть «хонкаку-детектив» — это «традиционный, ортодоксальный детектив».
Особенности
Основная отличительная черта хонкаку в том, что читатель становится непосредственным участником расследования, он как бы примеряет шляпу детектива на себя. Задача истории — напрямую вовлечь его в действо. Автор же на протяжении всего произведения любезно подбрасывает замысловатые подсказки-ключи, и в итоге создаётся впечатление, будто главную роль в решении головоломки сыграли ваши собственные умозаключения.
Для того чтобы достичь подобного эффекта, авторы хонкаку избавляются от многих элементов: к примеру, здесь вы не найдёте характерного для социального детектива упора на общественные настроения и психологию или же яркой личности частного сыщика, вокруг которого и закручивается весь сюжет. Когда снимаются подобные наслоения, остаётся только игра между писателем и читателем: первый стремится запутать последнего различными повествовательными трюками, последний — разгадать тайну и, конечно же, насладиться процессом.
Также хонкаку присуща театральность. Действие в основном ограничивается узким кругом людей.
Однако же свой нынешний облик жанр приобрёл сравнительно недавно: изначально хонкаку обозначал классические детективные романы с сюжетом-головоломкой наподобие произведений Агаты Кристи.
История хонкаку: до и после
Пережив застой, после Второй мировой войны японский мистический детектив стал активно развиваться, и уже к 50-м годам благодаря таким писателям, как Ёкомидзо Сэйси (横溝正史, 1902—1981), Такаги Акимицу (高木 彬光, 1920—1995) и Аюкава Тэцуя (鮎川哲也, 1919—2002), жанр хонкаку, наконец-то, начал формироваться более чётко.
Особую популярность хонкаку-детектив приобрёл в 80-е годы. В 1987 году Аяцудзи Юкито (綾 辻 行人, род. в 1960) при поддержке другого автора мистических детективов, Симада Содзи (島田荘司, род. в 1948), дебютировал с романом «Убийства в Десятиугольном доме». Серия его детективов «Дом» стала бестселлером и позже привлекла к жанру новых фанатов.
После этого многие писатели детективов пошли по стопам Аяцудзи. Назвали они себя движением нового мистического традиционного детектива (新本格ミステリ, син хонкаку мисутэри). Новые авторы очень быстро поладили с молодёжью 90-х: их романы пришлись по вкусу молодой публике Японии.
Хонкаку пробовали скрещивать со многими жанрами: хоррором, фэнтези, научной фантастикой и т.д. В итоге, появилось множество форм мистического детектива-головоломки на любой вкус и цвет.
До сих пор жанр хонкаку продолжает развиваться, изменяться и, по-видимому, останавливаться не намерен. Концепция хонкаку-детектива, ставшего популярным развлечением в Японии, также повлияла на многие фильмы, ТВ сериалы, комиксы, анимэ и видеоигры.