«Хонкаку» — квест прямо из книги

Хонкаку мисутэри (本格ミステリ) — это жанр мистических детективных историй, в которых значительное внимание уделяется логическим рассуждениям «высокого уровня». Акцент, как правило, делается на раскрытии преступления, из-за чего роман превращается в настоящий интеллектуальный квест для читателя.

Впервые термин хонкаку был использован в 1925 году японским писателем Кога Сабуро (甲賀三郎, 1893—1945). В переводе хонкаку означает «подлинный», то есть «хонкаку-детектив» — это «традиционный, ортодоксальный детектив».

Кога Сабуро (甲賀三郎) — ввёл термин хонкаку в обиход.

Особенности

Основная отличительная черта хонкаку в том, что читатель становится непосредственным участником расследования, он как бы примеряет шляпу детектива на себя. Задача истории — напрямую вовлечь его в действо. Автор же на протяжении всего произведения любезно подбрасывает замысловатые подсказки-ключи, и в итоге создаётся впечатление, будто главную роль в решении головоломки сыграли ваши собственные умозаключения.

Для того чтобы достичь подобного эффекта, авторы хонкаку избавляются от многих элементов: к примеру, здесь вы не найдёте характерного для социального детектива упора на общественные настроения и психологию или же яркой личности частного сыщика, вокруг которого и закручивается весь сюжет. Когда снимаются подобные наслоения, остаётся только игра между писателем и читателем: первый стремится запутать последнего различными повествовательными трюками, последний — разгадать тайну и, конечно же, насладиться процессом.

Также хонкаку присуща театральность. Действие в основном ограничивается узким кругом людей.

Однако же свой нынешний облик жанр приобрёл сравнительно недавно: изначально хонкаку обозначал классические детективные романы с сюжетом-головоломкой наподобие произведений Агаты Кристи.

История хонкаку: до и после

Пережив застой, после Второй мировой войны японский мистический детектив стал активно развиваться, и уже к 50-м годам благодаря таким писателям, как Ёкомидзо Сэйси (横溝正史, 1902—1981), Такаги Акимицу (高木 彬光, 1920—1995) и Аюкава Тэцуя (鮎川哲也, 1919—2002), жанр хонкаку, наконец-то, начал формироваться более чётко.

Роман Ёкомидзо Сэйси в жанре хонкаку: «Деревня восьми могил» 「八つ墓村
Роман Ёкомидзо Сэйси в жанре хонкаку: «Клан Инугами»「犬神家の一族」

Особую популярность хонкаку-детектив приобрёл в 80-е годы. В 1987 году Аяцудзи Юкито (綾 辻 行人, род. в 1960) при поддержке другого автора мистических детективов, Симада Содзи (島田荘司, род. в 1948), дебютировал с романом «Убийства в Десятиугольном доме». Серия его детективов «Дом» стала бестселлером и позже привлекла к жанру новых фанатов.

Роман Аяцудзи Юкито «Убийства в Десятиугольном доме»「十角館の殺人」
Роман Симада Содзи «Токийский зодиак» 「占星術殺人事件」

После этого многие писатели детективов пошли по стопам Аяцудзи. Назвали они себя движением нового мистического традиционного детектива (新本格ミステリ, син хонкаку мисутэри). Новые авторы очень быстро поладили с молодёжью 90-х: их романы пришлись по вкусу молодой публике Японии.

Хонкаку пробовали скрещивать со многими жанрами: хоррором, фэнтези, научной фантастикой и т.д. В итоге, появилось множество форм мистического детектива-головоломки на любой вкус и цвет.

До сих пор жанр хонкаку продолжает развиваться, изменяться и, по-видимому, останавливаться не намерен. Концепция хонкаку-детектива, ставшего популярным развлечением в Японии, также повлияла на многие фильмы, ТВ сериалы, комиксы, анимэ и видеоигры.

Например, в RPG игре «Sigma Harmonics» (シグマ・ハーモニクス) тоже можно заметить влияние хонкаку-детектива.
А аниме «Another» это не что иное, как адаптация одноимённого романа Аяцудзи Юкито.
Саша Ерёмина
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту