Искусство Японии: красота резных окимоно Андо Рокудзана

Всем нам знакомы японские нэцкэ, завоевавшие признание коллекционеров и простых любителей искусства по всему миру. Однако по какой-то причине от широкого внимания ускользнули японские окимоно, более европейское и современное, однако от этого не менее прекрасное японское искусство. В этой статьей мы расскажем вам о том, как оно появилась, а также о самых исключительных работах в этом жанре.

Обычно искусство не меняется радикальным образом, у всех изменений есть свои предпосылки в более ранних работах и жанрах, и Япония в этом плане не исключение. Отцом окимоно считается искусство нэцкэ, впервые появившееся на территории Страны восходящего солнца в XVI веке. По большей части его популярность обусловлена тем, что в традиционном японском кимоно не было карманов, а потому носить с собой столь крупные фигуры было попросту неудобно.

Однако всё изменилось с началом эпохи Мэйдзи (1868-1912): в Японию пришла одежда европейского типа, в которой для подобных целей существовали карманы. Кроме того, европейское искусство начало оказывать сильное влияние на японское понимание прекрасного, в результате чего были созданы многие школы и направления резного искусства, одним из которых и стало окимоно.

Суть окимоно можно понять разобрав само слово на японском (置物), что можно перевести как «вещь, поставленная на обозрение». По сути окимоно представляет собой средних размеров резную фигуру из различных материалов, чаще всего из дерева, слоновой кости, бронзы и серебра. Именно окимоно обычно располагалась в токонома в домах аристократов.

Шедевры существуют во всех областях искусства и окимоно не исключение: хотя все образцы этого жанра обладают достаточно высоким качеством, некоторые из них были сделаны с таким мастерством, что современные мастера и поныне не могут повторить их успех.

Именно к подобным произведениям искусства относится работа мастера окимоно Рокудзана Андо под названием «ветка хурмы». Точность, с которой автор смог воспроизвести внешний вид этой ягоды поражает умы зрителей до сих пор; даже техника, с помощью которой он добился такого естественного цвета до сих пор остаётся неизвестной. Про него известно очень мало: только то, что он жил и работал в Токио, а его настоящим именем было Мандзо.

Бананы (1920-1926), слоновая кость

Однако не только хурма интересовала японских мастеров периода Тайсё, их внимания были удостоены и многие другие предметы: животные, фрукты, овощи, люди и вообще почти всё, что было угодно автору. Напомним, что европейское влияние несколько изменило каноны японского искусства, а потому в нём стали проявляться новые мотивы. Вот ещё несколько примеров:

Инжир (1912-1926), слоновая кость

Грибы (1920), слоновая кость

Все эти окимоно, без сомнения, прекрасны, однако тот факт, что этим видом искусства до сих пор так мало интересуются, заставляет задуматься. Даже те изображения, что вы видите в тексте статьи были взяты с сайтов различных онлайн-аукционов, кроме них едва ли можно найти достойный источник, через который можно хотя бы визуально ознакомиться с окимоно, в то время как о нэцкэ знают почти все. Остаётся только надеяться, что окимоно будут как можно чаще показывать на выставках в России, иначе нам ничего не остаётся, кроме как ехать за ними в Японию.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту