История японского гончарного искусства

керамика эпохи Дзёмон. Венера Дзёмон (слева) и божество в маске (справа) были найдены в префектуре Нагано (©Jiji )

Гончарное дело и фарфор

Керамика делается из необработанного сырья, например, глины и минеральных пород камня, в которых содержатся стеклообразные компоненты. Сначала создаётся форма, а затем её обжигают в печи.

Керамику можно грубо разделить на две категории: гончарные изделия фарфор. Гончарные изделия толще и выглядят «теплее», чем фарфор. Фарфор же более изящный и содержит кварц и полевые шпаты, что делает его структуру более «стеклянной», а форму жёсткой.

Что у гончарных изделий, что у фарфора, есть свои уникальные стили: украшения, роспись, глазурь, узоры и многое другое.

Японское наследие: шесть древних печей

Обработка керамики в Японии процветала с поздней эпохи Хэйан (794–1185) по эпоху Муромати (1336–1568). Хотя печи были распространены по всей Японии, шесть регионов особенно преуспели в обжиге: Бидзэн (преф. Окаяма), Тамба (преф. Хёго), Сигараки (преф. Сага), Токонамэ и Сэто (обе в преф. Аити) и Этидзэн (преф. Фукуи).

Вместе они известны как «шесть древних печей». В 2017 они были признаны всемирным наследием ЮНЕСКО в Японии.

Ёмкость для сакэ Бизэн (слева) с эффектом пепельной глазури и маркировкой от обжига древесины. Узкая дорога с мастерской Сэто (преф.Айти). В стену встроены опоры для печей (справа).
Фигурки тануки

Гончарное дело и чайная церемония

В чайной церемонии, проводимой мастером Сэн-но Рикю в конце эпохи Муромати (1336 — 1573), использовалась керамика, уникальная для Японии. Это были специальные принадлежности, вазы для цветов, прочую посуду. Военный и политический деятель Тоётоми Хидэёси, большой любитель чайных церемоний, привёз в Японию корейских гончаров, после того, как вторгся на Корейский полуостров в конце XVI века. Корейцы обосновали свои гончарные мастерские на Кюсю и производили специальную чайную посуду.

Приготвления к чайной церемонии (© Pixta)

Арита (Имари) — вид фарфора, который делают в городе Арита (преф. Сага). Изделия Арита вывозились через порт Имари (что и отразилось в названии) в другие регионы страны, Китай, Корею и Европу. Вся керамика Арита искусно украшена разными цветами, что и выделяет её на фоне остальных стилей. Основным цветом росписи стал красный, реже можно было увидеть синий, желтый, а также золото.

Блюдо Арита. Сделано с помощью техники кинцуги, когда сломанные изделия склеивают лакировкой с золотой пылью (© Pixta)

Фарфор Арита имеет высокую ценность как антиквариат среди коллекционеров по всему миру. В 2016 году Арита отметила своё 400-летие. В последние годы периода Адзути-Момояма (1568/1573–1600/1603) до ранней эпохи Эдо (1603–1868), гончарные мастера уделяли больше внимания дизайну и украшению своих изделий. С тех пор в Японии в больших количествах создают искусно украшенный фарфор.

Гончарное дело сегодня

В послевоенные годы финансовое благополучие позволило населению относительно свободно закупать керамику и предметы искусства. Но после лопнувшего в 90-х экономического пузыря популярность приобрела керамика, которую можно было использовать в повседневной жизни.

Дважды в год, в мае и октябре, в центрах гончарного дела по всей Японии, проводятся гончарные ярмарки . Посетители могут совершить хорошую покупку и пообщаться с мастерами гончарного искусства вживую.

Ярмарка Химацури проводится в Касаме (преф. Ибараки) каждую весну и осень. Гончары выставляют свой товар прямо перед посетителями. 

Три основных гончарных ярмарки проходят в Мино (преф. Гифу), Имари (преф. Сага) или Арита (преф. Сага) и Сэто (преф. Айти). Любители керамики планируют целые путешествия, чтобы насладиться изысканностью гончарных изделий, историями мастеров и местной кухней!

Источники: nippon.com, LiveJournal, Школа жизни

Никита Сургутсков
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту