В данной статье вы найдёте интервью с лакировщицей Масумура Мамико, в котором она рассказывает о том, что такое уруси, из чего он изготавливается, а также почему она выбрала такую профессию, что ей нравится больше всего, и чем она вдохновляется при создании своих работ.
Мастерская у 31-летней Масумура Мамико находится в спальне. Живёт она вместе с родителями, спит на диване в гостиной. Просыпается раньше родителей, чтобы не мешаться под ногами.
В спальне-мастерской естественное освещение. Там стоит стол с кактусами, которыми она в последнее время вдохновляется при работе. На ее рабочем месте аккуратно расставлены кисти из человеческого волоса и шпатели, а также несколько пустых бутылок из-под пива.
В комнате рядом находится мастерская её отца Масумура Киитиро, тоже ремесленника уруси и живого национального сокровища Японии. Мамико выросла в этом доме в Касукабэ, префектура Сайтама, наблюдая за тем, как работает её отец. По её словам, именно в его студии, среди сделанных вручную полок, шкафов и деревянных инструментов, ей удобнее всего работать над собственными произведениями.
Искусство лакировки уруси появилось на Хоккайдо примерно за пять тысяч лет до нашей эры, в период Дзёмон (с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э). Традиционно уруси подразумевает покрытие мисок, коробок или других предметов чёрным, похожим на смолу, лаком, который получают из ядовитого дуба (иначе токсикодендрон, или ипритка, он содержит те же ядовитые элементы, что и ядовитый плющ). Затем их обычно покрывают золотым или серебряным порошком.
Мамико смешивает яркие пигменты краски с уруси, что отличает её современный стиль от более традиционных. Она с гордостью показала лак уруси из Северной Кореи, который ей удалось раздобыть. Она надеется, что он улучшит цветовую гамму её изделий своим светлым оттенком.
Мамико готовится к выставкам своих работ: одна в Нидерландах в октябре этого года, ещё две – в магазинах сети Такасимая в Токио и Осака в 2019 году. Когда мы пришли, она занималась своими фирменными скульптурами женских фигур и настенных украшений в форме овощей.
В перерыве она рассказала о жизни ремесленника-уруси.
Как проходит обычный рабочий день?
– Я начинаю работать, как проснусь, и заканчиваю, когда ложусь спать. Первое, что я делаю – поливаю цветы в саду. Мне нравится неповторимая форма кактусов. Единственное её предназначение – сохранять воду. Я присматриваю за растениями, слежу за их ростом, состоянием, уничтожаю жуков и червяков. Мне интересно наблюдать за гусеницами. Вчера гусеница, за которой я наблюдала, превратилась в кокон. Мелочь незначительная, но радостная. Потом я пью кофе и начинаю работать. Обычно я не строю конкретных планов, вроде «сегодня надо сделать одно, второе, третье». Просто приступаю к работе. Вчера я закончила в 3 часа дня. У меня нет конкретного времени, когда рабочий день подходит к концу. Я заканчиваю, когда удовлетворена результатом работы за день.
Какие материалы ты используешь?
– Для основы я беру грязевую глину. Эту глину используют в традиционной японской скульптуре, из неё делают статуи, которые вы видите в храмах и святилищах. После того, как закончила лепить, я покрываю глину материалом под названием ката, и она становится гипсовой формой. Когда она высыхает, глиняная основа убирается. Затем я оборачиваю гипсовую форму слоями льняной ткани, покрытой уруси. Когда ткань высохнет, нужно замочить её и форму в воде. Это заставит их разделиться. Тканевая форма очень лёгкая и прочная. Шлифовальными камнями я выравниваю поверхность формы. Затем я использую смесь уруси и особой грязи, изготавливаемой из ископаемого камня. В этой грязи живут история и духи древности. Её добывают в префектуре Исикава. Деревья уруси растут в Ибараки и Иватэ. Я смешиваю грязь и уруси и наношу на скульптуру. Снова полирую её, потом снова наношу уруси, опять полирую. Снова и снова. Где-то раз 20-30. Я не считаю, просто делаю это до тех пор, пока не буду довольна.
Почему ты выбрала эту работу?
– Я приняла решение в детстве. Дедушка и папа оба изготавливали уруси. Дедушка умер ещё когда я была маленькой, поэтому у меня не было шанса увидеть его за работой. А за отцом я наблюдала ещё ребенком. Зрелище того, как он работает, казалось интересным. Ещё мне нравилось что-то создавать своими руками. Я думала, что, возможно, стану художницей.
Сколько тебе было лет, когда ты начала изучать процесс создания уруси?
– Я была во втором классе (7-8 лет). Было забавно. Я смотрела по телевизору модное шоу Шанель, и мне так понравилось, что я попросила у родителей что-нибудь из этого купить. Папа сказал «а почему бы нам не сделать линейку от Шанель?». Он вырезал из пластика длинный кусок и сделал насечки как на линейке. А я должна была сделать логотип и покрыть линейку золотым порошком в традиционной лакировочной технике маки-э.
Чему ты научилась у своего отца?
– Он часто говорил мне «работай руками ни о чем не размышляя». Не думай, для начала просто работай руками. И хотя он повторял это множество раз, у меня всё ещё больше времени уходит именно на обдумывание. Прежде чем приступить к работе, я трачу месяц на подготовку. Ещё отец считает, что мастер должен сделать инструменты самостоятельно. Иногда он дольше делает их, чем уруси.
Когда у тебя появился собственный стиль?
– Я начала работать в этом стиле, когда училась в университете. Я хотела выразить то, что ощущаю, когда гуляю на природе, в горах или на море, или когда приятно дует ветер. Я хочу выразить это через кого-то другого. Именно это впервые подтолкнуло меня создать человеческую фигуру. Я хотела передать это чувство через фигуру девушки.
Традиционные цвета уруси – коричневый, черный или красный. Почему ты стала использовать пастельные цвета?
– В последнее время некоторые художники стали использовать цветной уруси, но когда я училась в университете, никто ещё так не делал. На первом курсе я увидела, как старшекурсник использовал белую краску, и я была очень впечатлена. Подумала «Ну если мы используем белый, то почему не использовать остальные?». Я долго смешивала цвета, чтобы добиться этих красивых оттенков. Это было очень сложно. Натуральный цвет уруси – темно-коричневый. Если смешать цветные пигменты, всегда в итоге входит другой оттенок коричневого. Я опробовала много уруси из разных мест в Японии: Ибараки, Ивате, Мияги, Нагано и т.д. Уруси из Ибараки наиболее прозрачный. Он усиливает яркость цветного пигмента.
Что самое лучшее в твоей работе?
– Я наслаждаюсь тем, как работа объединяет меня и других людей, создаёт некую связь. Конечно, у разных людей разное мнение о моей работе, но любопытно, что у некоторых оно совпадает. Люди говорят, что у них возникает ощущение ностальгии и приятных воспоминаний. Нацукасии по-японски. Я думала, что так будут говорить только японцы, но европейцы утверждают то же самое.
Что самое трудное?
– Создать что-то с нуля. Это нелегко, но я наслаждаюсь работой руками, когда создаю предмет. До этого нужно подумать, что я могу создать. Это самое трудное, но и самое интересное. Больше всего я ненавижу дедлайны. Но они заставляют работать шустрее. Без них я могу не доделать поделку.
Больше информации о Мамико вы можете найти на её сайте 🙂
Источник: Tokyo Weekender