Джапанойз: шумная музыка для смелых; История одного большого эксперимента

«Нойз» принято считать одной из наиболее радикальных ветвей экспериментальной музыки. На то есть веские причины: само название, буквально «шум», хорошо описывает жанр – прямо амузыкальные звуковые формы, принимающие вид либо абсолютно бесструктрурных шумов различного спектра, либо минимального повторением во время звучания и записи.

С чего всё началось

В конце 70-х панк-музыка уже отгремела по всей Европе и даже начала приобретать широкую популярность: в панк шли за прибылью, а не за радикальным выражением своих позиций или протестом, что в корне противоречило истокам жанра. В Японию же «панк» пришёл только в 1978 году, с первым распадом Sex Pistols. На тот момент в Токио, Осаке, Кобе и Киото были свои рок-группы, несколько клубов и ноу-вейв-объединений.

Японская культура частенько заимствовала западные культурные течения. Панк-музыка тоже была адаптирована, но с трудом уживалась с японским традиционализмом и тягой к конформизму: привнести что-то своё, а тем более вложить что-то «высокое» в такую музыку было непросто, учитывая что по всему миру жанр уже начал затухать. Что оставалось творческой и перспективной молодёжи? Искать новые формы!

Двое энтузиастов – Hide и Джоджо Хиросигэ – собрали экспериментальную группу Ultra Bide. Первый релиз пошатнул устои западного панка.

Группа экспериментировала как с жанровой направленностью, так и с контекстом происходящего. Так, выступления больше напоминали театральные представления, а по звуку это было что-то хаотичное и не выходило за рамки индастриала.

Позже группа нашла себя по звучанию, закрепив за собой статус культового ноу-вейв коллектива. Стоит обратить внимание, что уже в это время группа неохотно, но всё же использует «шумовые» элементы: бессистемно лупит по барабанам и намеренно зацикливает отдельные звуки.

https://www.youtube.com/watch?v=-aUecvxYRjE&feature=emb_logo

Rasenkaidan / Hijokaidan

У одного из участников Ultra Bide, Джоджо Хиросигэ, была ещё одна группа – Rasenkaidan (螺旋階段, досл.«винтовая лестница»). Размеренный и спокойный спейс-рок с отсылками к западным культурным течениям 60-70-х.

Хиросигэ хотелось разнообразить свою музыку, сделать звучание по-настоящему агрессивным и прорывным. В качестве эксперимента, он пригласил Наоки Дзуси и барабанщика по прозвищу Идиот (the Idiot). Во время первой репетиции, Идиот сказал ключевую фразу:

«This isn’t a spiral staircase. It’s an emergency staircase»

(«Это уже не винтовая, а аварийная лестница».)

В каком-то плане эта фраза предопределила их будущее.

Пионеры «шумного эксперимента» хорошо сыгрались и создали новую группу Hijokaidan (非常階段, Emergency Staircase).

В 1979 году японский нойз пустил свои корни.

Во время первых выступлений «аварийная лестница» вела своих слушателей по пути импровизации, полной фоновых шумов, диссонансной игры и хаотичного вокала, поэтому их выступления были скорее перформансами, чем концертами. Первое время о записи не шло и речи, ведь зачем записывать импровизацию? Как позже объяснял один из участников группы:

«Нойз – сиюминутная музыка, живой звук, в этом его прелесть.»

Первую пластинку Hijokaidan выпускают в 1982 году.

Первый альбом Hijokaidan назывался Zouroku no Kibyo. Он носил то же название, что и произведение скандального мангаки Хидэси Хино, чьи рисунки очень мрачны. Последний также нарисовал обложку к альбому. Альбом же включал в себя отрывки живых записей и звучал довольно непредсказуемо и свежо.

Один из участников группы делится первыми впечатлениями от выступлений:

…У вас должно быть сильное ухо и суровый дух. К худшему это или к лучшему, я гитарист. И когда инструмент в моих руках, я прежде всего концентрируюсь на звуке, что он издаёт, а только затем на гармонии, ритме и прочем.

– Цитата из книги «Hijokaidan: A Story of the King of Noise», рассказывающей о 30-летней карьере группы.

Хиросигэ описывает эту музыку как «Человеческая мощь» («Human power»):

…Это воплощённый в жизнь дух абстрактной музыки, звуков, которые нельзя передать в нотном альбоме. Это делает каждое прослушивание глубоко интимным, восприятие обостряется до предел».

Подобный дзен-мистический подход к нойзу определил вектор не только для джапанойза, но и для «шума» по всему миру. Возможно поэтому нойз очень трудно слушать в записи – теряется та самая сиюминутность, «мгновенность восприятия».

Таким образом, в японской нойз-музыке начала появляться основа, что уже сильно отличало её от западных «шумных» коллег, чья музыка носила не более чем политическое высказывание или голословное заявление.

История Hijokaidan насчитывает множество взлётов и падений. Но речь не об этом. А о том, что они задали новую планку не только всей экспериментальной японской сцене, но и вывели выступления-перфомансы на небывалый до этого уровень: громко, жёстко и беспрецедентно тяжело для восприятия.

Знакомство с Merzbow

В журнале Fool’s Mate писали о евро-роке и авангардной музыке. В нём вышла рецензия на Hijokaidan за авторством Масами Акита, более известного как Merzbow.

Акита вспоминает в одном из интервью:

«Я как раз хотел написать что-нибудь для журнала об индастриале. И Hijokaidan, как мне показалось, были просто отвратительны».

К счастью, это не порушило отношения между проектами и даже наоборот участники обеих групп любят вспоминать этот случай с улыбкой.

Сам же Акита пришёл в конце 70-х. Он вспоминает это так:

«[в юношестве] Я был сильно впечатлён поэтами-предсюрреалистами, вроде Артюра Рембо, Лотреамона, Жана Жене и проч. Эти поэты очень близки рок-н-роллу. Я обучался в школе искусств и рисовал каждый день. Тогда же я прочитал книгу Марселя Дюшана. Эта книга много рассказывала о дада и сюрреализме. Я осознал, почему дадаисты разрушили всю привычную художественную форму. Я же решил уничтожить всю обычную музыку. <…> Я хотел сочинять действительно сюрреалистическую музыку, применяя немузыкальные методы».

«Меня достало играть на музыкальных инструментах, и я искал новые музыкальные формы. Именно потому я и обратился к нойзу».

Хоть Акита и был хорошо знаком с историей и философией европейского авангардного искусства, он старался отделиться от общего потока звука и формы, найти что-то своё. Сказать, что у него получилось – не сказать ничего, ведь Акита стал чуть ли не символом джапанойза и одной из самых влиятельных фигур в андеграунд-индустрии.

В 1992 году Акита выпустил книгу «Noise War», где он, в контексте нойз-музыки, делится наблюдениями и впечатлениями о таких культовых коллективах,как Throbbing Gristle, SPK, Whitehouse, The Hafler Trio, The New Blockaders, Organum, MB, P16D4 и многих других. Книга также отлично раскрывает суть японских субкультур 80-90-х годов XX века.

Появившись в Японии почти в одно время, Hijokaidan и Merzbow делали очень разные, непохожие друг на друга «шумы». Можно сказать, что именно благодаря этим двум группам, японский нойз приобрёл своё нарицательное имя – джапанойз, и стал узнаваем во всём мире.

Пинеры джапанойза были донельзя шумными, провокационными и новаторскими во многих смыслах. Трудно сказать, появилось ли что-то более радикальное и «шумное» в индустрии за последние 30 лет.

Конечно, это не единственные артисты, на которых стоит обратить внимание, но именно с них начался джапанойз. Если Хиросигэ и Акита, независимо друг от друга, заложили основу подстиля и манеру «изложения» материала, то более мелкие, но не менее значимые заслуги принадлежат другим японским группам: KK Null, Hanatarash, Masonna и многим другим.

Сейчас джапанойз по-настоящему разнообразен и в то же время похож сам на себя – такая двойственность присуща японской жанровой специфике. Единственное, что здесь стабильно – это разнообразие: харш-нойз, пауэр-электроникс, ритуальный нойз, радио-нойз, индастриал-нойз и многие другие – японская сцена не перестаёт удивлять. Ознакомиться с совсем свежими записями можно на бэндкампе лейбла Harsh Noise Movement.

Трудно предсказать, переживёт ли музыка более радикальное переосмысление и сможет ли нойз стать такой же «привычной» музыкой для всех, как джаз или рок. К счастью, за последние тридцать лет нойз так и не вышел за рамки подполья (за исключением отдельно взятых артистов). Что ждёт нас в дальнейшем – полный отказ от классических музыкальных форм или в итоге отказ от шумной музыки – узнаем в не менее шумном и скором будущем (:

Источники:

1)Hanley J.J. (2011) Metal Machine Music: Technology, Noise and Modernism in Industrial Music 1975-1996. Stony Brook: Stony Brook University.

2) JapaNoise

3) Абрамов Артём Олегович, «Политическое в раннем индастриале, нойзе и пауэр-электроникс, 1976-1989 гг.», магистерская диссертация (2018)

4) RedBull Music Academy

5) д/ф People Who Do Noise (2008)

6) Woods B.D. (2007) Industrial Music for Industrial People: The History and Development of an Underground Genre. Tallahasee: Florida State University College of Music.

7) Masami Akita — Noise War

8) Hijokaidan: A Story of the King of Noise

Никита Сургутсков
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту