«Васи» (和紙, досл. японская бумага ), также известная как «вагами» (和紙) – традиционная японская бумага.
История васи
Согласно «Анналам Японии» («Нихонсёки»), китайские бумага и чернила попали в Японию вместе с буддистским священником Донтё.
Чуть позже принц-регент Сётоку решил, что китайская бумага слишком хрупкая. Нужно было что-то менять. Так, по его инициативе начали производить «нагасидзуки»: бумагу по тому же китайскому рецепту, но с добавлением шелковицы («кодзо»), волокон конопли и вязкой жидкости из коры гортензии («нэри»).

С самого начала изготовлением бумаги в разных районах страны занимались свободные от полевых работ крестьяне в зимнее время, так подходящее для получения качественного продукта. Сырьё и основная технология были повсюду схожи: использовались внутренние волокна коры кодзо (также известное как шелковица, также известное как тутовое дерево), гампи (викстремия) и мицумата (бумажное дерево). Для более дешевых сортов шли в ход конопля, бамбук, рисовая солома.
«Эксперимент» удался, и васи начали использовать для государственных и монашеских дел. Кроме того, новый бумажный стандарт стал близким для большинства из низших слоёв, потому что крестьяне были основными производителями нового бумажного стандарта Японии.
В период Мэйдзи (1868 – 1912) бумажная промышленность в Японии достигла своего золотого века: процветало индустриальное производство. Однако чем больше становилось фабрик, тем больше сокращалось ручное производство. За свои художественные особенности и духовную составляющую в некоторых районах Японии васи по сей день традиционно производят в ручную, например в IseWashi (г. Исэ, преф. Миэ), Mino washi (г. Гифу), Gundo gami (Акируно, Токио).
Материалы для изготовления васи

• Кора тутового дерева (кодзо); используется примерно в 90% изготовляемой сегодня васи. Первоначально кодзо обнаружили в дикой горной местности островов Сикоку и Кюсю, а затем стали культивировать для изготовления бумаги и ткани. Кодзо – лиственный кустарник, достигающий в высоту 3-5 м, ствол в диаметре достигает до 10 см.

• Гампи – ещё один кустарник, произрастающий в горных, тёплых районах Японии. В высоту гампи достигает 1-1,5 м и вот уже на протяжении многих лет используется для изготовления васи благодаря высококачественному волокну, получаемого из его коры.
Культивации гампи не поддаётся и посему является самым редким и дорогим из используемых трёх материалов.

• Мицумата – кустарник, завезённый из Китая. В высоту достигает 1-1,5 м, волокна короче, чем у кодзо.
Помимо трёх обязательных элементов, в рецепт могут входить волокна бамбука, конопли, риса и пшеницы.
Изготовление васи
• Подготовка

С конца ноября по начало января заготавливают кодзо: стебли созревшего кустарника срезают одинаковой длины, связывают их в пучки.
Важно знать, что кора тутового дерева состоит из трёх слоёв: наружного чёрного («курокава»), среднего зелёного («надзэкава») и внутреннего белого («сирокава»).
Самой качественной считается бумага из внутреннего слоя коры. Средний и внешний слои использовали в более дешёвых аналогах.
• Пропаривание кодзо

После сбора связки кодзо пропаривают в подвешенных над чанами с кипящей водой деревянных бочках, затем их обдают водой и кора легко отделяется.
Кору сразу же отделяют от ствола, пока она не остыла. Снятую кору называют «чёрной».
• Просушивание и нарезка коры кодзо

От того, насколько тщательно счистят внешний (чёрный) и средний (зелёный) слои коры, зависит качество, поэтому этот этап очень важен. Со стеблей удаляются любые неровности и шероховатости. Позже кору просушивают на солнце для её лучшей сохранности.
• Отбеливание в реке

После просушки кору выкладывают на мелководье чистой реки для удаления различных примесей. В то же время происходит отбеливание из-за прямых солнечных лучей, придающих ей естественным образом белый цвет.
• Разваривание белой коры кодзо

Белую кору кодзо вываривают 2-3 часа в большом чане до тех пор, пока она не станет очень мягкой.
Кора кодзо варится на протяжении около 2-х часов в щелочном растворе, который традиционно делался из древесной золы, но сейчас чаще можно встретить гашеную известь, кальцинированную соду, каустическую соду или щелок. Раствор доводят до кипения, а затем оставляют на слабом огне. Этот шаг очень важен, волокна необходимо проварить равномерно.
• «Тиритори»

Процесс промывки и очистки волокон после разваривания называется «тиритори» (удаление тёмных пятен): небольшое количество приготовленного волокна помещают в бамбуковую корзину, плавающую в воде, после чего любые неравномерно проварившиеся частицы, инородные элементы и т.п. удаляются вручную.
• Отбивание

Волокна кодзо отбивают на камне с использованием деревянного молотка, пока они не станут мягкими, как волокна льна. Таким образом получается однородная густая масса.
• Разделение сеткой
Затем с помощью бамбуковой сетки («су») и деревянной рамы («кэта») смесь тщательно «встряхивают» , создавая подобие листа.
Волокна оседают на сетке и действие повторяют до тех пор, пока не будет создан «лист» желаемой толщины.

• Прессование и разделение листов

Сетку с готовым листом бумаги вынимают из формы и выкладывают на специальную стойку для свежеприготовленных листов. Затем сетку снимают, а стопку приготовленных листов оставляют сушиться на ночь. Наутро листы кладутся под пресс, чтобы выжать из них влагу. В таком состоянии оставляют ещё на сутки.
• Сушка солнцем и ветром
После этого листы разделяют и по отдельности выкладывают на просушку на солнце.

• Проверка листов и окончательная обработка
Высушенные и обесцвеченные на солнце листы бумаги сортируются мастером по цвету, качеству и прочим характеристикам.

Теперь васи готова к использованию!
Традиция изготовления васи живёт по сей день.
Несмотря на то, что васи больше не является главным средством для письма в Японии, эта бумага все еще имеет свое место в мире искусства. Мастера, склеивая полосы васи разных цветов, создают изящные картины с изображением цветов, деревьев, птиц, пейзажей и узоров. Ксилография Хиросиге и Хокусая хорошо известны по всему миру. Из этой уникальной бумаги изготавливают как сумочки, кошельки, веера, зонты, змеи, фонари, бумажные куклы, так и вещи большего размера — перегородки и ширмы.
Важно помнить, что много труда требует не только работа на такой бумаге, но и процесс её изготовления. Тогда и только тогда мы сможем в полной мере насладиться творением искусства (: