Яндекс Метрика

Три самурая-маньяка эпохи Эдо

Самураи никогда не славились человеколюбием. И если во время войн их жестокость к врагам вполне можно объяснить, то в мирное время она становилось проблемой. А некоторые самураи в своей кровожадности выходили далеко за границы воинской этики и становились просто маньяками, убивавшими случайных людей. В этот раз мы расскажем о трёх таких самураях, живших в период Эдо (1603—1868 гг.). 

 

Убийца сотни человек в весёлом квартале

Ёсивара — это квартал красных фонарей в городе Эдо. По законам сёгуната только в подобных специальных кварталах можно было заниматься проституцией. Здесь жители и гости столицы могли весело провести время и похвастаться своим достатком, потратив как можно больше денег на услуги местных проституток (среди которых, кстати, были и мужчины). К несчастью, это место не всегда дарило гостям положительные эмоции: именно здесь в конце XVII века произошло страшное массовое убийство. Это событие известно как «Убийство сотни человек в Ёсиваре». 

Достоверных подробностей этой трагедии известно очень мало, и наверняка мы знаем лишь то, что в 1696 году человек по имени Сано Дзиродзаэмон напал на проститутку и убил её, поскольку она не приняла его (некоторые девушки из Ёсивары обладали правом отказывать в услугах). А после этого… он просто не сумел остановиться. Вытащив меч, он принялся рубить всех, кто попадался ему под руку. Хотя об этом инциденте говорят как об «убийстве сотни человек», реальное число жертв Сано, скорее всего, составляет 12—20 человек, что, впрочем, не делает это преступление менее ужасным. Такое звучное название было придумано специально для пьесы театра кабуки, увековечившей злодеяние Сано. После премьеры пьеса стала настоящей сенсацией, однако из-за неё стало сложно отделить реальные факты от художественного вымысла. 

Более того, в кабуки есть целый поджанр пьес, повествующих о Сано и Яцухаси — так предположительно звали проститутку, которая его отвергла. Но знаем ли мы точно, что ее звали именно так? Она просто отвергла Сано как клиента, или же он сделал ей предложение руки и сердца? Мы не способны ответить на эти вопросы наверняка, поскольку реальность и вымысел в этой истории перемешались так сильно, что их невозможно разделить. Сейчас нельзя даже точно сказать, кем был Сано. Некоторые источники/пьесы утверждают, что он был главой деревни, другие – что неким знатным господином. Вероятно, Сано в любом случае принадлежал к самурайскому сословию, поскольку в это время только самураям было дозволено носить мечи, и, кроме того, некоторые самураи действительно были лидерами сельских общин. Вымыслом, пожалуй, однозначно можно назвать лишь популярную в пьесах версию о том, что меч Сано был проклят, и именно он толкнул своего владельца на убийство людей. 

Так или иначе, в итоге Сано поймали и приговорили к смертной казни через обезглавливание. Перед смертью он так и не дал никаких объяснений своим действиям.

Актёры Итикава Эбидзо V в роли Сано Дзидродзаэмона и Иваи Кумэсабуро III в роли Накамандзии Яцухаси (Утагава Кунисада, 1847—1852 гг.)

 

Безумный ронин, услышавший голос богов

Интересно, что буквально за несколько десятилетий до того, как Сано Дзидзораэмон совершил своё преступление, неподалеку от всё того же района Ёсивара другой самурай также убил множество невинных людей. 

В книге Удзиэ Микито «Записи о преступлениях в период Эдо», вышедшей в 2016 году, говорится, что одной ночью в 1663 году в районе моста Нихонбаси произошла серия нападений на случайных горожан. В результате действий неизвестного человека, вооружённого мечом, погибли восемь человек, десять человек получили серьёзные ранения. Город был повергнут в шок, но на следующий день в городской магистрат пришёл монах, который сообщил, что знал преступника.  

Согласно его показаниям, прошлой ночью ронин, назвавшийся именем Магара Сингоро, пришёл в храм, где жил монах, и попросился переночевать. Монаху показалось, что этот человек выглядел вполне благопристойно, поэтому он впустил его внутрь. Впрочем, если бы монах смог разглядеть его получше в ночи, он бы подумал иначе… Когда наступило раннее утро, монах решил отнести гостю немного еды. Подойдя к спавшему ронину, он увидел страшную картину: вся одежда, катана, лицо и руки мужчины были покрыты кровью. Спрятав его меч, монах побежал в магистрат, чтобы рассказать о случившемся. 

После того, как монах окончил рассказ, в храм немедленно отправился вооружённый отряд, который застал Магару врасплох и без проблем схватил его. Ронин не оказал серьёзного сопротивления и не стал отрицать вину. В отличие от Сано Дзиродзаэмона, Магара объяснил свои действия: якобы во время молитвы в святилище Атаго он услышал божественный голос, который сказал ему, что если он убьёт тысячу человек, то все его желания сбудутся. 

Если верить автору книги, в конце допроса Магара попросил разрешения завершить своё дело и убить тысячу человек, чтобы его заветное желание исполнилось. Что это было за желание, ронин так и не уточнил. 

 

Когда любовь толкает на преступление

В 1655 году на территории современной префектуры Тоттори в самурайской семье Хираи (или же, в других источниках, Сираи) родился мальчик, которого назвали Гомпати. Когда Хираи исполнилось 16-17 лет, он убил своего сверстника из-за спора о том, чья собака была лучше. После этого Хираи не захотел признавать вину и делать сэппуку, а потому сбежал в Эдо, где стал грабить и убивать людей в окрестностях (кто бы мог подумать) Ёсивары. 

Как и в случае с Сано Дзиродзаэмоном, большинство фактов, которые мы знаем о Хираи, вызывают сомнения, потому что среди них затесалось много вымысла из театра кабуки. Жизнь Хираи будоражила фантазию театралов, толкая их на написания пьес, поскольку Хираи не просто отступил от пути самурая, но, когда прибыл в Эдо, ещё и влюбился в проститутку по имени Комурасаки. В отличие от Сано и Яцухаси, их чувства были взаимными, но влюблённые не могли быть вместе, поскольку Комурасаки была обязана работать в борделе Ёсивары, чтобы расплатиться по долгам своих родителей.

Будучи глубоко влюблённым в Комурасаки, Хираи регулярно навещал её, однако это стоило ему немалых денег. Чтобы решить финансовый вопрос, Хираи начал грабить и убивать торговцев и других горожан, направлявшихся в Ёсивару. Всего Хираи якобы убил 130 человек, но, похоже, это число — лишь очередная фантазия драматургов. Тем не менее, он убил достаточно людей, чтобы его приговорили к смертной казни через распятие, после чего, как говорят некоторые, Комурасаки покончила жизнь самоубийством на его могиле.

Накамура Утаэмон III в роли Хираи Гомпати в пьесе «Красный и пурпурный, богатые краски Осаки» (Кунисиро, 1810-е годы)
Егор Задорожный
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту