Dragon Quest была одной из первых японских пошаговых ролевых игр. Наряду с Final Fantasy, Dragon Quest сумела создать успешную франшизу, которая стала стандартом для ролевых видеоигр во всём мире!
Игра является одним из первых созданий студии Square Enix, которая известна такими тайтлами, как Final Fantasy, Kingdom Hearts, Children of Mana, Nier: Automata и Octopath Traveler.
На самом деле, Dragon Quest — это очень простая по своему устройству игра. Главный герой — одинокий рыцарь, отправившийся на поиски священного артефакта, который похитил злой военачальник. По пути ему предстоит сразиться с монстрами, купить новое оружие и спасти принцессу. Казалось бы, чем тут можно восхищаться? Квест довольно прост, бои в основном определяются тем, насколько высоко вы подняли уровень своих персонажей. В игре нет головоломок, как в The Legend of Zelda, нет интересной стратегии, как в современных пошаговых ролевых играх, а сюжет можно охарактеризовать разве что как «детский». И тем не менее, она смогла заслужить любовь геймеров (и не только) по всей Японии.
Что это за игра?
Первая часть великой франшизы была выпущена в Японии 27 мая 1985 года под названием Dragon Quest. С 1986 года и по сегодняшний день вышло одиннадцать игр основной серии, а также несколько спин-оффов.
Создатели Dragon Quest черпали вдохновение в двух достаточно старых американских ролевых играх: Wizardry I: Proving Grounds of the Mad Overlord (1981) и Ultima III: Exodus (1983). Из первой разработчики позаимствовали боевую систему, а из последней — структуру открытого мира.
В Dragon Quest игрок управляет одним персонажем, который может путешествовать из города в город, выполняя различные задания. Он может экипировать различное оружие и броню, сражаться с вражескими монстрами один на один. По мере того, как игрок одерживает победу над врагами, он становится сильнее и может преодолевать всё большие расстояния. В конце концов, герой должен победить главного босса, что и становится завершением его приключения. Эта игровая формула была воспроизведена в большинстве, если не во всех, ролевых играх как старого, так и нового поколений.
Основная идея большинства игр серии Dragon Quest заключается в том, что герою (в основном его достаточно незамысловато зовут «Герой», но в некоторых играх игрок может сам придумать себе имя) предстоит спасти страну от гибели, которая ей грозит от могущественного злого врага, например, Драконьего Лорда. Общими элементами для всей серии и её спин-оффов являются пошаговый бой и многочисленные повторяющиеся монстры.
Самым известным из них является Slime, или Слизь, синяя «капелька», которая стала маскотом серии. Периодически Слизь можно встретить даже в японских комбини — магазины часто продают коллекционные фигурки героев Dragon Quest. На рекламах таких акций можно увидеть не «Героя», а именно Слизь — настолько полюбился этот персонаж японским игрокам.
Кстати, о персонажах. Их дизайн может показаться вам очень знакомым. Неудивительно, ведь одним из художников серии долгое время был Торияма Акира — мангака и создатель серии Dragon Ball. Он был не просто дизайнером персонажей и предметов, но и большим фанатом серии. Говорят, что он настолько увлёкся игрой в оригинальный Dragon Quest, что его жене пришлось оттаскивать мужа от приставки, чтобы тот продолжил работать над мангой. Его увлечение иногда «проскальзывало» на страницы Dragon Ball: в ней иногда можно найти монстров и персонажей из его любимой игры.
Как всё начиналось
В 1982 году компания Enix (прекратила существование в 2003 году, была материнской компанией Square Enix) организовала в Японии конкурс по программированию видеоигр, в котором приняли участие многие будущие разработчики Dragon Quest, в том числе и сам создатель игры — Хории Юдзи. Команда победила, а призом стала поездка в США на AppleFest ’83 в Сан-Франциско, где Хории и открыл для себя серию видеоигр Wizardry.
Кем же является создатель легендарной игры? Хории родился в 1954 году на острове Авадзи префектуры Хёго. Этот прекрасный остров славится своей древностью. Согласно синтоисткому мифу, из «Восьми великих остров», которые были созданы божествами Идзанаги и Идзанами, Авадзи был их первым творением. Возможно, что такое легендарное происхождение его малой родины способствовало созданию яркого мира Dragon Quest.
Хории является выпускником литературного факультета университета Васэда. До своего дебюта в игровой индустрии он работал внештатным автором для газет, комиксов и журналов, вёл колонку о видеоиграх Famicom Shinken в журнале Weekly Shоnen Jump с 1985 по 1988 годы. В 1982 году он принял участие в том самом конкурсе, где занял первое место с игрой Love Match Tennis. Удачный опыт вдохновил Хории на смену деятельности, и он решил стать геймдизайнером.
В 1983 году Хории самостоятельно создал игру The Portopia Serial Murder Case, которая вдохновила Кодзиму Хидэо (известного по серии Metal Gear) на свой собственный дебют в игровой индустрии. The Portopia Serial Murder Case является первой частью трилогии Yuuji Horii Mysteries, а в следующие годы Хории быстро продолжил работу над другими частями: Okhotsk ni Kiyu: Hokkaido Rensa Satsujin (1984) и Karuizawa Yukai Annai (1985).
Вскоре Хории взялся за создание игры, которую он задумал ещё в Америке. Когда он только выпустил Dragon Quest, многие сомневались, что фэнтезийная серия с мечами и подземельями, а не с более привычными и популярными на тот момент элементами научной фантастики, станет популярной в Японии. Но Dragon Quest стал не просто популярным, а легендарным! Можно сказать, что успех серии отчасти принадлежит как Торияме, который активно помогал Хории в создании персонажей, так и другому выдающемуся человеку — Сугияме Коити.
Музыка игры
Большинство саундтреков к игре Dragon Quest были написаны и оркестрованы выдающимся композитором с классическим образованием – Сугиямой Коити. В середине 1980-х годов Сугияма, который в то время уже был достаточно известным композитором на телевидении и в аниме, прислал в компанию Enix анкету с отзывом на одну из игр. Увидев отзыв Сугиямы, продюсер Тида Юкинобу связался с ним, чтобы подтвердить, не является ли он «тем самым Сугиямой из телевизора?»
После того, как Сугияма сказал, что это действительно он, Тида сразу же попросил композитора написать партитуру для Dragon Quest. И хотя звук 8-битного Famicom оставлял желать лучшего, Сугияме удалось создать зажигательный саундрек для приключений, а запоминающаяся главная тема стала практически так же популярна, как национальный гимн Японии.
Сугияма часто говорил о том, что в создании саундтреков к играм ему помог прошлый опыт создания музыки для телевизионной рекламы. По его словам, у композитора есть от трёх до пяти секунд, чтобы привлечь внимание аудитории с помощью музыки. Написанные им заглавная тема и мелодии для Dragon Quest продолжают использовать до сих пор в играх всей серии. В последние годы своей жизни Сугияма писал музыку для Dragon Quest XII. Композитор умер в сентябре 2021 года.
Постоянство — секрет успеха
Но красивого дизайна и прекрасной музыки недостаточно для успеха игры. Как же Dragon Quest удалось стать такой популярной?
Ответ прост: важнейшим фактором была проработанность игры. Она была одной из самых сложных игр того времени на недорогих домашних Famicom. В 1986 году, если вы хотели поиграть в сложную игру с интересными механиками, вам требовался достаточно дорогой ПК, для которого часто приходилось идти в интернет-кафе или компьютерный клуб. Конечно же, на ПК были игры и с более продвинутыми уровнями и геймплеем, но Dragon Quest предлагала значительно больше возможностей для исследования и длительной игры, чем большинство других тайтлов.
Dragon Quest выпускается уже очень много лет и никогда не отступает от установленных традиций. Действие всех игр происходит в одном и том же средневековом мире в европейском стиле. В создании практически всех игр участвовали одни и те же ключевые разработчики — Хории, Торияма и Сугияма. В результате постоянного повторения успешной формулы методика повествования, персонажи, боевая система и музыкальный стиль практически не отличаются друг от друга. Это серия, которая гордится не только своей узнаваемостью и общеизвестностью, но и постоянством.
Одним из главных аспектов серии, который современные критики отмечают как положительно, так и отрицательно, является то, что серия «никогда не отходит от своих классических корней». В отличие от других современных сложных ролевых игр, Dragon Quest сохраняет простой геймплей первой игры. Многие находят её очень ностальгической и душевной.
Наследие игры
Оригинальная игра Dragon Quest часто упоминается в различных изданиях как первая консольная ролевая игра. Игровой журнал GameSpot назвал её «самой влиятельной ролевой игрой всех времён и народов». Критики отмечают, что почти все японские ролевые игры с тех пор в той или иной форме заимствовали геймплей Dragon Quest. Другой американский журнал, Next Generation, назвал её «вероятно, первой ролевой игрой в японском стиле разработки» и включил серию в список «100 лучших игр всех времён».
Музыка Dragon Quest оказала влияние на различные сферы исполнительского искусства. Это была первая серия видеоигр, получившая адаптацию в виде балета по мотивам вселенной. Токийский балетный коллектив Star Dancers Ballet впервые поставил балет по Dragon Quest в 1995 году, и с тех пор он пользуется особой популярностью.
Начиная с 1987 года, музыка из этой серии практически ежегодно исполняется в концертных залах по всей Японии. Мелодия Lotto’s Theme стала одной из музыкальных композиций, выбранных для церемонии открытия летних Олимпийских игр 2020 года в Токио, и прозвучала первой из всех. Мы не шутили, сравнивая важность музыки из Dragon Quest и гимна Японии!
Существует городская легенда о том, что выход Dragon Quest III стал причиной принятия в Японии закона, запрещающего повсеместную продажу игр Dragon Quest, за исключением выходных или праздников. Когда игра вышла в Японии в 1988 году, более 300 школьников были арестованы за прогулы — они «сторожили» магазины в ожидании начала продаж игры. Говорят, что при выходе игры наблюдалось ощутимое снижение производительности труда. В тот же период сильно возросли кражи игр Dragon Quest из игровых магазинов, и в японском парламенте действительно проводились какие-то слушания, но в действительности никакой закон не приняли. Однако каждый японский релиз игры серии Dragon Quest приходился на субботу вплоть до выхода Dragon Quest X, которая была выпущена в четверг, 2 августа 2012 года.
И наконец, легендарная серия игр Dragon Quest была несколько раз отмечена в «Книге рекордов Гиннесса». В издании Guinness World Records Gamer’s Edition было зафиксировано шесть мировых рекордов, которые принадлежат этой игре. Среди них есть такие номинации, как «Самая продаваемая ролевая игра на Super Famicom», «Самая быстро продаваемая игра в Японии» и «Первая серия видеоигр, которая вдохновила создание балетного шоу».











