Синсэнгуми – полиция сёгуната

Отряд мастеров меча, убивавший всех, кто посмеет восстать против власти сёгуна. Защитники старых порядков, почитаемые по сей день, несмотря на их историческую роль. Что же лежит в основе этой всенародной любви к ним и кто же они такие?

Кто же такие Синсэнгуми? 

Синсэнгуми (新選組 буквально «Отряд нового набора», также записывается как 新撰組) – это полиция сёгуната, собранная из ронинов – самураев без хозяев – и простолюдинов, обучившихся фехтовальному искусству одной из многочисленных школ и ставших ронинами. Численность отряда на пике их силы достигала 300 человек. Члены отряда присягали на верность самому бакуфу (правительству сёгуната) и отвечали за охоту на ронинов-противников сёгуната, а также разгон протестов и восстаний, устраиваемых сторонниками движения «Сонно Дзёи» (尊王攘夷 Сонно: Дзё:и «Да здравствует Император, долой варваров!»). Целью «лоялистов» из этого движения, основных противников Синсэнгуми, являлось возвращение власти в руки императора, упразднение сёгуната и освобождение Японии от иностранного влияния. 

История формирования

Во второй половине XIX века Япония и её военизированное правительство бакуфу, также называемое сёгунатом, впервые столкнулись с фактом своего технологического отставания от западных стран. Вооружённые пушками американские корабли из эскадры коммодора Мэтью Перри вошли в залив у города Эдо, нынешнего Токио и тогдашнего центра власти сёгуната, угрожая в случае неподчинения открыть огонь. Фактически, американцы не оставили выбора бакуфу, кроме как подписать неравный для Японии договор и открыть страну для иностранцев. Такой унизительный и позорный исход, по мнению многочисленного и растущего сословия самураев и ронинов по всей стране, говорил лишь о слабости и предательском, по отношению к императору, бессилии военного правительства. 

Один из чёрных кораблей флота коммодора Перри.

До подписания договора страна была фактически закрыта на въезд для иностранцев и на выезд для японцев, за исключением нескольких торговых зон и портов, в которых позволялось торговать исключительно голландцам. Такая политика, называемая 鎖国 сакоку «закрытая страна», также включала запрет на постройку судов, предназначенных для плавания в океанических водах, а потому нанесла сильный удар и по развитию судостроения. 

Подписание договора привело к массовому недовольству ронинов и самураев по всей стране, которые под различными девизами, будь то лоялистские девизы сторонников восстановления власти императора или девизы свержения сёгуната, выступили против действовавшей власти и начали стекаться в Эдо. Ронины совершали нападения на иностранцев и чиновников сёгуната, кидаясь на них с выкриками 天誅 тэнтю: «небесная кара». Многим из жертв отрезали головы, насаживали их на бамбуковые палки и выставляли у моста Сандзё через реку Камогава, которая течёт через город Киото, где находился императорский дворец. Таким образом они показывали императору свою лояльность и предостерегали других «предателей». Ситуация достигла точки кипения, когда в 1860 году группа из 18 ронинов совершила нападение на паланкин регента тогдашнего несовершеннолетнего сёгуна. А совершено нападение было, ни много ни мало, прямо у ворот Сакурада замка Эдо, сердца политической и военной власти сёгуната и резиденции самого сёгуна! Нападение было успешным, и регент был убит. Если даже самый приближённый и влиятельный из людей сёгуната может быть вот так просто растерзан какой-то шайкой разбойников, то в какой же хаос могут повергнуть страну сотни таких разбойников? 

Фото Мацудайры Катамори в его бытность защитником Киото.
Портрет сёгуна Токугавы Иэмоти.

В такой ситуации ответственные лица сёгуната решили усилить меры безопасности в Киото, старой столице Японии и месте пребывания императора, визит к которому вскоре предстояло нанести молодому сёгуну Токугаве Иэмоти. Была учреждена новая должность защитника Киото, которую, после долгих уговоров Токугавы Иэмоти, занял один из самых лояльных сёгуну людей – Мацудайра Катамори. Обычно для установления порядка в столице призывали верных сёгуну самураев из военных лагерей на востоке страны, однако в этот раз некто Мацудайра Тикараносукэ, главный инструктор по фехтованию из военной академии сёгуната в Эдо, предложил идею создания 浪士組 ро:сигуми «отряда ронинов». Его идея заключалась в рекрутировании ронинов в округе города Эдо, которые бы затем, защищали Киото. Тем самым, эти силы позволили бы сёгунату спокойно заключить союз между сёгуном и императором, прекратив таким образом поползновения на фактическую власть сёгуна и общественный порядок, ведь такой союз приравнял бы восстание против сёгуна восстанию против императора. 

Так случилось, что задача формирования отряда выпала на долю двоих человек, хорошо знакомых и единых во взглядах. Этими людьми были Ямаока Тэссю и Киёкава Хатиро. Знакомы они были со времён своих совместных занятий в одном из додзё по фехтованию. Однако один из них, Киёкава, был годом ранее задержан силами сёгуната во время одной из попыток восстания против сёгуна, а другой, Ямаока, был ассистентом инструктора в военной академии сёгуната. Они были едины в своих анти-сёгунских взглядах: Киёкава выражал их открыто, а Ямаока держал при себе. Едины они были и во мнении о проблеме иностранцев в Японии – оба желали их изгнания. И по стечению обстоятельств случилось так, что Киёкава был амнистирован и затем нанят сёгунатом на роль того, кто должен был зазывать ронинов вступать в эту новую организацию, а Ямаока был назначен руководителем «отряда ронинов». Амнистирован, кстати, был не только Киёкава – множество ронинов, сидевших в тюрьмах сёгуната, были освобождены взамен на вступление в отряд росигуми, поэтому среди членов отряда было предостаточно реальных преступников и противников сёгуната. 

Фотография Ямаоки Тэссю в период 1860—1870 годов.
Портрет Киёкавы Хатиро.

Девизом отряда стала фраза «Лояльность и патриотизм», которая, однако, позже станет синонимичной девизу лоялистов «Сонно Дзёи» из-за перехода отряда на сторону лоялистов. Когда сёгун выдвинулся в Киото на встречу с императором, росигуми служили авангардом его процессии. На тот момент формирование уже насчитывало около 250 человек – примерно столько же людей было в средней армии японского княжества той эпохи. Росигуми сперва следовали приказам сёгуната и добрались до Киото раньше сёгунской процессии, остановившись в деревне Мибу на западных окраинах города и разбив главный лагерь в храме Синтокудзи. 

Но стоило им добраться до места, как тут же Киёкава собрал всех членов формирования в главном зале храма Синтокудзи и объявил им о своих истинных намерениях. Он заявил, что они должны быть верны лишь императору, а не сёгуну, и что прибыли они в Киото с единственной целью – помочь императору в изгнании варваров. Затем он представил всем собравшимся письмо, адресованное императору, предлагавшее ему принять росигуми как армию под знаменем девиза лоялистов «Сонно Дзёи». Все присутствовавшие были вынуждены согласиться на отправку письма к императорскому двору. Оно было хорошо воспринято радикальным окружением императора и привело в ярость бывших руководителей росигуми со стороны сёгуната. 

Однако убивать Киёкаву за такое предательство сёгунат посчитал слишком рискованным. Вместо этого сёгун решил через посредников заставить императорский двор издать специальный указ, который приказывал росигуми немедленно вернуться в Эдо под предлогом необходимости изгнания «варваров» (иностранцев). Таким образом сёгун планировал отвести угрозу в сторону Эдо, разрядив ситуацию. Благо, как раз тогда случился неприятный конфликт с англичанами, которые требовали репараций за невинно убиенных земляков, угрожая атаковать портовый город Иокогама в восточной части страны. 

Приказу подчинились не все члены росигуми. Тринадцать человек отказались выполнять приказы, оставшись лояльными сёгунату. Они не ушли вместе со всеми, а остались в деревне Мибу, отправив петицию на имя защитника Киото с просьбой позволить им остаться и охранять процессию сёгуна до его возвращения в Эдо. Эти тринадцать человек и стали в последствии началом отряда Синсэнгуми. Киёкава же был впоследствии убит людьми, лояльными сёгуну. 

Ворота храма Синтокудзи

Синсэнгуми выходят на охоту

С тех пор отряд из тринадцати ронинов из Мибу перешёл под личный контроль защитника Киото Мацудайры Катамори и получил название 壬生浪士組 мибу ро:сигуми «отряд ронинов из Мибу». В обязанности отряда сперва входила только защита сёгуна. В августе 1863 года отряд уже в своём более многочисленном составе получил название «Синсэнгуми», спустя несколько месяцев после инцидента с росигуми, а в его функции было включено патрулирование улиц Киото и борьба с противниками сёгуната. С момента основания отряда внутри него выделились две фракции – люди Кондо Исами и люди Сэридзавы Камо. 

Кондо Исами был выходцем из крестьян, который прилежно тренировался фехтованию и благодаря этому получил право стать наследным мастером одной из фехтовальных школ. Он прекрасно понимал проблемы Японии. Кондо, так же, как и многие его соотечественники, желал «изгнания варваров», но путь к этому он видел в объединении страны вокруг сёгуната, модернизации военной силы и технологий, которые бы позволили дать отпор иностранцам. На момент перехода отряда под командование защитника Киото, из 13 человек в отряде абсолютное большинство были бывшими учениками и друзьями Кондо. Среди них были такие знаменитые персонажи, как непревзойдённый мастер меча Окита Содзи и «командир-демон» Хидзиката Тосидзо. Эти люди относились к фракции Кондо Исами и считали его своим командующим.

Фотография Кондо Исами.
Другая фотография Кондо Исами.
Кимоно для тренировок, принадлежавшее Кондо Исами. На спине его женой был вышит узор в виде черепа.
Портрет Окиты Содзи.
Фотография Хидзикаты Тосидзо.

Сэридзава Камо же был потомственным самураем и человеком отвратительного характера, обладавшим редкой даже для самураев спесью и чувством собственной важности. За непродолжительное время нахождения на посту командира Синсэнгуми он успел устроить множество разбоев в весёлых кварталах, украсть и изнасиловать чужую жену, а также под предлогом вымогательства сжечь дотла один из складов торговца тканями. Его смелость и ярость не знали равных, но его личностные качества толкали его на бесчисленные преступления и злоупотребления своим положением. Он был постоянным источником стыда и головной боли для своих сотоварищей. Лишь около десятка человек видели Сэридзаву своим командиром даже тогда, когда в отряде было уже намного больше 13 ронинов. Так или иначе, долго он не прожил. Сэридзава раздражал и Кондо, и защитника Киото, и после того самого инцидента с поджогом склада одного торговца, Кондо наконец получил приказ сверху разобраться с буйным сотоварищем. Сэридзава был хладнокровно убит своими бывшими союзниками в притворном ночном нападении неизвестных убийц по плану Кондо Исами, который предварительно сильно напоил Сэридзаву и двух его ближайших подчинённых. После смерти Сэридзавы Кондо стал безоговорочным лидером отряда. 

Может, Сэридзава и его люди и были самыми ужасными из «Волков Мибу» – как нелестно называли отряд Синсэнгуми, – это не означало, что остальные члены отряда просто задерживали преступников и патрулировали улицы. Синсэнгуми ежедневно убивали людей без колебаний. Пускай главный лидер отряда Кондо Исами и придерживался убеждения, что убивать людей стоило лишь при строгой необходимости, убивать им всё равно приходилось очень много. Таковы были времена великих перемен в Японии – времена, предшествовавшие падению сёгуната. 

Форма отряда

С момента формирования Синсэнгуми в августе 1863 года командирами отряда была принята общая форма членов отряда, которая состояла из хаори, окрашенных в светлый голубой цвет с белым шиповидным узором на концах рукавов. Члены отряда всегда носили такие хаори при патрулировании города вместе со знаменем Синсэнгуми – красным полотном, на котором красовался белый иероглиф 誠 макото «искренность, истина», – символом отряда. Интересным были и доспехи воинов. Членам отряда полагалось носить железные шлемы необычной формы и кольчугу под одеждами. 

Характерное хаори Синсэнгуми с белым узором на рукавах.
Кольчуга и шлем, принадлежавшие Кондо Исами.

Устав отряда

Пожалуй, именно устав и строгая дисциплина отличали Синсэнгуми от простых разбойников, готовых убить любого, кто встанет у них на пути. В отряде было принято пять правил, которые никому не позволялось нарушать. 

  1. Запрещались действия, идущие против пути воина бусидо
  2. Запрещалось покидать Синсэнгуми
  3. Запрещалось без разрешения добывать денежные средства на стороне
  4. Запрещалось без разрешения участвовать в судебных тяжбах
  5. Запрещалось любое участие в личных конфликтах и драках

Всех нарушителей заставляли совершать сэппуку – ритуальное самурайское самоубийство. Особо злостных нарушителей казнили на месте, не предоставляя им такой чести. Кроме того, членам отряда, позволившим противнику скрыться после того, как тот их ранил – вне зависимости от того произошло это при исполнении обязанностей или нет, – тоже полагалось совершать сэппуку

Членам Синсэнгуми также было запрещено покидать место смерти своего лидера в бою. Они обязаны были драться насмерть до последней капли крови в том месте, где тот умер. Им также запрещалось забирать тела своих сотоварищей с поля боя. Исключение делалось лишь для тела лидера Синсэнгуми. 

«Инцидент в Икэда-я»

Наверное, самым известным боем с противниками сёгуната, в котором приняли участие Синсэнгуми, был так называемый 池田屋事件 икэдая дзикэн «инцидент в Икэда-я». Эта кровавая бойня, произошедшая рядом с дворцом императора в Киото в здании маленького постоялого двора под названием Икэда-я, положила конец коварным планам лоялистских сил по поджогу дворца и похищению самого императора для легитимации движения «Сонно Дзёи»! Бойня произошла жарким июньским (или июльским по григорианскому календарю) вечером в 1864 году, когда Синсэнгуми, прознав про план лоялистов, обыскивали различные постоялые дворы и чайные дома в поисках лоялистских собраний. Одним из них оказался постоялый двор Икэда-я. На обыски в тот день были направлены все 34 доступных (6 человек на тот момент были больны) члена отряда Синсэнгуми. С рейдами им помогали самураи лояльных сёгунату княжеств. Кондо Исами и его отряд из 9 воинов занимался поисками на западном берегу реки Камогава. 

Войдя внутрь Икэда-я в тот вечер, они обнаружили оружие, подготовленное лоялистами. Когда хозяин постоялого двора спросил четверых вошедших людей, кто они такие, Кондо громко объявил, что они – Синсэнгуми и явились проводить обыски и задерживать нарушителей. Группа Синсэнгуми, прошедшая внутрь здания для задержаний и обысков, состояла из четверых человек и включала в себя Кондо Исами, Окиту Содзи и двух других мастеров меча. Остальным было приказано ожидать снаружи здания и добивать всех, кто попытается спастись бегством. На верхнем этаже постоялого двора в тот момент находилось, по разным оценкам и воспоминаниям, от 15 до 30 лоялистов, обсуждавших претворение в жизнь своего плана. Среди них были и близкие друзья Сакамото Рёмы – другого героя эпохи конца сёгуната. 

Схватка Синсэнгуми с лоялистами продлилась около двух часов. Позже к Икэда-я подошли силы самураев из союзных княжеств и второй отряд Синсэнгуми во главе с Хидзикатой Тосидзо. Несмотря на большое количественное превосходство со стороны лоялистов, схватка закончилась полной победой Синсэнгуми и союзных им сил. 

Этот инцидент обернулся славным подвигом для отряда и распространил слухи об их деяниях, вселив страх в сердца их врагов и мотивировав многих ронинов вступить в их ряды. Члены отряда и его глава получили личную благодарность императора и денежную премию.

Фотографии памятной доски, стоящей на месте инцидента.
Фотографии памятной доски, стоящей на месте инцидента.

Конец Синсэнгуми

Но отряду не было суждено существовать вечно, как и сёгунату. Времена менялись, и это становилось всё более очевидным для простого народа. Когда началась гражданская война Босин (1868—1869 годы) между сторонниками сёгуната и лоялистами, Синсэнгуми остались верными своим убеждениям и выступили на стороне сёгуната. 

В мае 1868 года силами лоялистов был схвачен и казнён лидер Синсэнгуми – Кондо Исами. Это сильно деморализовало сторонников сёгуната и оставшихся в живых на тот момент членов отряда. Осенью того же года часть отряда во главе с Сайто Хадзимэ отделилась от отряда и осталась сражаться против сил лоялистов вместе с силами княжества Айдзу. В декабре же остатки сил Синсэнгуми вместе с новым лидером Хидзикатой Тосидзо отправились в Республику Эдзо, бежав от очевидно проигранной гражданской войны в последний очаг сопротивления остатков сил сёгуната. Республика Эдзо располагалась на острове Хоккайдо, который тогда назывался Эдзо, и просуществовала она короткий период с 1868 года по июнь 1869 года.

Интересно, что военными силами в республике управляли французские командиры, а правительство тесно сотрудничало с французскими военными советниками. Это, конечно, иронично, что людям, так яростно настаивавшим на изгнании иностранцев из Японии под конец своего пути пришлось сражаться на одной стороне с ними. Но, пожалуй, можно здесь углядеть и пример неугасающей верности японских воинов своим клятвам, товарищам и делу. 

Хидзиката Тосидзо умер от огнестрельного ранения 20 июня 1869 года, а тремя днями позже последние члены отряда сдались силам лоялистов, ознаменовав кончину отряда Синсэнгуми. Несколькими днями позже пала и Республика Эдзо, тем самым обозначив и окончание войны Босин.

Народная любовь

В наше время Синсэнгуми остаются одними из самых популярных персонажей в истории Японии. Их образы до сих пор активно переосмысливаются в многочисленных произведениях массовой культуры, и это несмотря на то, что Синсэнгуми уже давно закрепились в качестве хрестоматийных образов в мире исторических драм, обладавших популярностью в Японии в XX веке.

Из самых популярных примеров появления Синсэнгуми в недавней массовой культуре можно назвать комедийный анимационный сериал «Гинтама», видеоигры Yakuza: Ishin, Fate/Grand Order, Total War: Shogun 2 Fall of the Samurai, Touken Ranbu, Hakuoki и другие.

Отряд Синсэнгуми в представлении сериала Гинтама.
Герои Синсэнгуми во вселенной Fate за авторством художника lunapont. (Слева направо: Сайто Хадзимэ, Хидзиката Тосидзо, Окита Содзи, Яманами Кэйсукэ).
Персонификация мечей героев отряда Синсэнгуми из Touken Ranbu.
Герои отряда в представлении авторов Hakuoki.

Почему же отряд полиции сёгуната, сражавшийся на стороне проигравших, так любят в народе? Вероятно, всё дело в личностных качествах знаменитых лидеров отряда, таких как Кондо Исами, Хидзиката Тосидзо, Окита Содзи и Сайто Хадзимэ. Каждый из этих героев обладал великой душой и был верен своим клятвам и союзникам до самого конца. Наверное, именно поэтому, когда в произведениях массовой культуры появляются Синсэнгуми, они редко представлены как безликая организация, охотящаяся на преступников и противников сёгуната. Чаще всего изображаются главные лица отряда – его доблестные лидеры и командиры, характеры которых каждый раз интересно обыгрываются по-новому. 

И пусть века идут и время не стоит на месте, народная память о лицах той эпохи и по сей день приобретает новые формы, а современные японцы продолжают возвращаться к их образам и перекладывать их на сценарии эпох прошедших и будущих. 

 

Источники: 

Shinsengumi The Shogun’s Last Samurai Corps by Romulus Hillsborough

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту